Легко ли быть молодым или о проблемах современного подростка

Какие бы перемены ни обрушивались на нашу страну, жизнь идёт своим чередом.

Каждый год молодые люди покидают школьные стены и вступают во взрослую жизнь.

Нам, взрослым, они кажутся беспечными, беззаботными и пока ничем не обременёнными. Ведь им не знакомы наши взрослые проблемы.

Но так ли это? Легко быть ли молодым в современных условиях?

С чем наша молодёжь покидает школу и пытается решать задачи взросления?

С чем она вступает в жизнь?

Во время подросткового возраста юные создания должны решить огромное число задач развития. Они должны подготовить свой уход из родительского дома, достичь признания среди сверстников, завязать дружеские отношения, определить перспективу будущей профессии, создать собственную шкалу ценностей – как основу собственного поведения.

Какие же наиболее актуальные проблемы возникают у современных подростков задолго до выхода из школы?

«НЕ ХОЧУ УЧИТЬСЯ!»

Первая проблема, которая особенно тревожит учителей и родителей, – снижение учебной мотивации.

Казалось бы, проблема не нова. Но ведь в последнее время появились многие инновации в образовании, широко используются программы развивающего обучения, личностно-ориентированные подходы.

Всё это, по идее, должно было повысить интерес детей к учёбе. Но, тем не менее, несмотря на рост показателей интеллекта школьников, учёба уже в начальной школе – обременительна и неинтересна большинству учащихся.

Как следствие – исчезает основной компонент учебной мотивации – познавательная активность.

На базе одной из гимназий психологи провели исследование.

Среди 160 опрошенных учащихся 7-10 классов наиболее популярными мотивами учения оказались:

  •  мотивы получить знания, имеющие практический и личностный характер – 48%,
  • мотивы приобрести знания, обеспечивающие хорошую работу и успех в обществе – 21% — чисто познавательные мотивы присутствуют у 26% учеников,
  •  3% учатся ради одобрения и хорошей оценки,
  •  2% – чтобы  избежать осуждения и наказания.

Таким образом, только четверть детей учится ради самой учёбы, ради радости познания. Для большинства же – учёба выполняет чисто утилитарную функцию: отбирается то, что пригодится в жизни.

Снижение познавательной активности демонстрирует и рейтинг любимых книг и телепередач.

Среди книг популярны «Гарри Поттер» и «фэнтези», среди телевизионных передач – ток-шоу типа «Окна», «Большая стирка», «Дом-2»» и т.д.

Из 73-х опрошенных человек только 2 человека смотрят спортивные передачи, 1 – про животных и о достижениях техники.

По мнению доктора психологических наук, профессора В. П. Зинченко, усвоение знаний должно сопровождаться «не только внешней компетентностью, но и внутренним ростом», при котором «учащимся открывается как сфера знания, так и сфера незнания – в том числе, и самого себя».

По убеждению профессора, у учащихся должно формироваться живое личностное знание и личностное понимание, которые предполагают обязательное использование усвоенного в своей жизни.

НЕ ТОЛЬКО ПРИНИМАТЬ, НО И ОСМЫСЛИВАТЬ

Для нашего времени характерны размывание жизненных ценностей, демонстрация разных общественных стереотипов и моделей поведения, наличие множества соблазнов и негативных воздействий, применение средств психологического манипулятивного давления среды – в виде рекламы, средств массовой информации и пошлых образчиков массовой культуры.

Поэтому перед ребёнком стоит задача не просто  восприятия и принятия, а осмысления всего происходящего.

К сожалению, современное образование пока эти задачи не решает.

Школьные знания практически не воплощаются в жизнь.

Создаётся впечатление, что в голове у школьников имеются два несообщающихся сосуда: в одном –  реальная жизнь, а в другом – школьная наука, каждая из которых состоит из собственного аппарата, абстракций, методов и т.д. и их применений. И проблема тут заключается в том, что преподаватели хорошо понимают, как это всё взаимодействует, а вот школьники – нет.

КАК ПРЕПОДАТЬ?

Первый вариант преподавания – изложить принципы и абстракции, а потом – научить применять знания в жизни. Но это удаётся не всегда.

Особенно сейчас при ускоренной интеллектуализации учебного материала, когда уже в первом классе дети решают уравнения, не научившись решать простейшие примеры на палочках.

Существует и другой подход.

Когда-то учили так: некто купил пять аршинов сукна по столько-то и три аршина сукна по столько-то… и фунт чая по столько-то. Слишком просто?

Но поколение, обученное именно так – поколение наших дедов и отцов – добилось высоких успехов и в науке, и в технике.

Руководитель одного крупного завода и в 73 года помнит, как репрессированный главный металлург СССР, преподававший у них в институте сплавы металлов, рассказывал: «Явление кристаллизации я понял в лагере, когда дул на замёрзшее стекло; кристаллизация всегда начинается снаружи!».

А другой преподаватель, известный учёный-химик, увидев в экзаменационном билете вопрос про осмос, сразу спросил: «Ты купаться любишь? Нырял? Глаза открывал? Глаза резало? Почему? Правильно, это явление осмоса. Рассказывай».

Популярное ныне обучение по методу «сначала – абстракции, потом – применение», приводит к тому, что за время обучения у многих школьников вырабатывается формальное отношение к учёбе.

Появляется ощущение, что школа к жизни не имеет никакого отношения,  урок надо вызубрить и сдать, а жизнь – она там, за окном.

Разумеется, среди учеников попадается несколько процентов тех, кто любит абстракции.

Но для большинства детей каждое правило, каждый физический закон, каждая химическая реакция, каждый исторический эпизод, действия литературных героев – должны сопровождаться примерами эффективного применения в реальной жизни и соотноситься с личным опытом, познаваться, по возможности, на реальных практических примерах.

Школьные курсы должны строиться на примерах и задачах из практической, понятной и интересной школьникам жизни.

Изменение содержания образования в сторону практической жизни тем более актуально, что многие учёные говорят сейчас о кризисе фундаментальных наук и востребованности именно прикладных и интегрированных дисциплин.

ЛИЧНОСТНОЕ ЗНАНИЕ И НРАВСТВЕННОСТЬ

Отсутствие личностного осмысления и живого личностного знания сказывается и на формировании моральных суждений.

Согласно исследованиям американского психолога Л. Кольберга (основателя теории развития нравственности), с 13 лет, при наличии развитого мышления, у ребёнка должны формироваться личные нравственные принципы, имеющие в то же время общечеловеческую широту и универсальность. При этом они могут совпадать, а могут и отличаться от норм авторитетной для подростка группы сверстников.

Исследование отношения к правонарушениям среди старшеклассников (опрошено 246 чел.) выявило следующую тенденцию.

На вопрос: «смог бы ты совершить правонарушение, если бы об этом стало известно?», лишь 4,5% опрошенных  ответили утвердительно. Но если бы об этом никто не узнал, то уже 31% согласились совершить противоправный поступок.

Исследования ценностных ориентаций среди пятиклассников в течение 7 лет показывают неуклонное снижение стремления хорошо учиться (с 78 % до 50-45%) и возрастание стремления к развлечениям (с 4% до 40%).

Среди старшеклассников первое место среди ценностей занимают любовь, дружба, семья, образование (более 50-60%).

В то же время весьма непопулярны среди них труд (примерно 10%), патриотизм (8%), нравственные законы религии (3,6%), скромность, аккуратность (0%).

Всё это – результат воздействия современного социума, в котором отсутствует целостное и позитивное восприятие жизни, а также – исчезновения положительных современных литературных и киногероев, преобладания негативной информации в СМИ, отсутствия личностного воспитания в школе.

К сожалению, учебные программы (в том числе и гуманитарного цикла) имеют в основном научную направленность и не затрагивают личной позиции ученика.

Это формирует мышление и интеллект, но не оказывает заметного влияния на становление личностной позиции и моральных  убеждений.

Кстати, за рубежом используется совершенно другой подход к обучению.

Там высоким баллом оценивается хорошо аргументированный ответ, отражающий ЛИЧНУЮ позицию ученика по отношению к какому-либо событию или явлению.

Следующей серьёзной проблемой молодёжи является желание как можно раньше всё попробовать.

В моде – поверхностность, экстрим, жажда развлечений. Этакая «ранняя социализация» – при общем инфантилизме поколения.

Причём удовольствие подросток стремится получить не от глубины и содержательности, а от быстрой смены различных острых ощущений. В бездонную бочку подросткового сознания вливаются неиссякаемые потоки красиво оформленной пустоты.

Так, по меткому определению Марины Цветаевой, воспитываются «глотатели пустот».

Дух же при этом задыхается.

В итоге возникает экзистенциальный голод, раннее разочарование в жизни, в друзьях, в любви…

В эмоциональном развитии существуют определённые общевозрастные закономерности.

Если опережать эти этапы эмоционального развития, в подростковом возрасте может развиться рассогласование личных и общественно одобряемых ценностей, результатом которого будет асоциальная реакция негативизма, а также невозможность перехода к высшим стадиям развития эмоций:

–   стадии автономии – когда у подростка формируется позиция человека, отвечающего за свою судьбу; и

–  интегративной стадии, отмеченной чувством целостности, гармонии, сбалансированности мира.

Незнание закономерностей эмоционального развития приводит к тому, что подростки, стремясь к острым ощущениям, как бы берут эмоции «в долг» из ресурсов своего будущего, т.е. «взламывают сейф», после чего в душе воцаряется пустота, эмоциональный голод от обычных дел и событий, ощущение потери смысла жизни.

Исследование суицидальных намерений старшеклассников (опрошено 163 чел.) показало, что около половины (!) 11-классников и четверти (!) 10-классников хотя бы однажды не просто обдумывали попытку самоубийства, но всерьёз собирались покончить с жизнью!

При этом, основными причинами, провоцирующими добровольный уход из жизни, являются ситуации, связанные с утратой смысла жизни (1 место), с нарушениями в эмоциональной сфере (2 место),  с ощущением себя неудачником (3 место).

Другие исследования констатируют нарушения в эмоциональной сфере и в сфере общения у подростков.

А именно: наличие примерно у 30% подростков внутренней агрессивности, при этом около 50-60% внешне проявляют те или иные формы агрессивного поведения (опрошено 197 чел.).

Чётко прослеживается тенденция неприятия своей социальной роли среди подростков – внутренний инфантилизм среди мальчиков и жажда бизнес-карьеры среди девочек (вплоть до отказа от материнства), что в какой-то степени навязывается СМИ и массовой культурой во всём мире.

СИНДРОМ МОЗГОВОЙ НЕСФОРМИРОВАННОСТИ

Ко всем этим проблемам необходимо добавить физиологические изменения в мозге современных детей.

В последние годы нейропсихологи активно обсуждают синдром функциональной несформированности лобных отделов – в основном левого полушария.

Именно эти особенности строения мозга наблюдаются у людей, имеющих склонность к азартным играм, наркотикам, алкоголю, компьютерным играм.

Такие дети не способны к длительной усидчивой работе, они импульсивны, непоследовательны, крайне эмоциональны.

И хотя обнаружить лобную несформированность невозможно без консультации профессионального нейропсихолога, всё же существуют признаки, которые должны заставить родителей забеспокоиться.

Вот эти признаки:

– ребёнок плохо учится, отвлекается, ничем не интересуется, тратит на домашние задания по 5 часов – в то время, как ему хватает одного, если его контролируют;

– он решает арифметическую задачу без проверки, половину слов не дописывает, пропускает буквы;

– у него абсолютно отсутствующие глаза, он склонен упрощать поставленные задачи;

– ребёнок импульсивен и с трудом описывает свои эмоции.

Хотя многие из этих признаков могут быть вызваны и иными причинами, но, возможно, такой ребёнок принадлежит к новой генерации людей с более примитивным строением мозга.

Увы, это отклонение в наши дни так распространено, что уже может считаться нормой.

Многие специалисты считают, что основной причиной этого отклонения, видимо, является ранняя, искусственно организованная интеллектуализация детей, т. е. опережение естественного умственного развития ребёнка.

Здесь также проявляется эффект «взломанного сейфа»: отбирая энергию из ресурсов ребёнка на решение уравнений в первом классе, мы обесточиваем систему его нравственного развития, усвоения общечеловеческих этических норм и законов.

Получается, что и умственное развитие происходит не по правилам – абстрактное мышление начинают развивать раньше, чем сформируется наглядно-образное и наглядно-действенное.

Т.е. для нравственного развития упускается наиболее благоприятный возраст.

Деградирует ли человечество или совершенствуется с появлением лобной несформированности – пока не ясно. Ясно только, что вошедшие в моду неформальные тусовки, гомосексуализм, компьютерные игры, общение на чатах в интернете и прочее – не случайны.

Психологов уже давно интересует, в чём причина, например, привлекательности телевидения и видеоигр для подростков – ведь книги, театр, музыка и прочие виды искусства продолжают развиваться.

Но нынешние подростки предпочитают им более примитивные (с точки зрения нагрузки на мозг) способы времяпрепровождения.

КАК ТУТ УСТОЯТЬ!

Бешеная популярность компьютерных игр среди современных детей и подростков во многом обусловлена тем, что они разрабатываются с участием профессиональных психологов, которые на начальном этапе разработки изучают вкусы будущих потребителей и отбирают привлекательные сюжеты, а на конечном этапе специальным образом тестируют игры.

Билл Фултон, возглавляющий группу пользовательского тестирования компании Microsoft, рассказывает, что они используют весь методологический опыт психологической науки за последние 70 лет!

Их группа состоит из 30 профессиональных психологов, которые для каждой игры разрабатывают свои алгоритмы тестирования привлекательности игры.

В предварительных тестах участвуют примерно 1200 (!) человек, также имеющих психологическое образование и играющих в компьютерные игры.

Причём все психологи по несколько лет обучались на факультетах прикладной или экспериментальной психологии.

И только после того, как все недостатки игры устранены с учётом пожеланий

профессиональных игроков, начинается тестирование игр обычными геймерами.

Какая детская психика устоит против столь изощрённых психологических ловушек?

Ведь все его мечты, самые смелые и сокровенные фантазии и желания осуществлены профессионалами высочайшего уровня и самым наилучшим образом!

В условиях глобального общества, главной ценностью которого являются деньги (и только деньги!), разработчики (скорее даже издатели) игр создают их, в первую очередь, для того, чтобы эти игры гарантировано покупали.

Именно поэтому создатели игр меньше всего озабочены вопросами нравственности и морали, да и просто – элементарной пользы для развития ребёнка.

Их цель – получение сверхприбыли и вовлечение игрока в зависимость, чтобы он играл как можно больше, покупая всё новые и новые игры.

Таким образом, то, как устроен мозг индивида, определяет его увлечения, наклонности, и в то же время эти увлечения и наклонности диктует нам общество, а значит, общество в большой степени определяет особенности строения нервной системы

К примеру, ставшая уже обыденным явлением реклама критически может восприниматься только много читающими людьми, у которых хорошо развито левое полушарие.

Чем младше дети, тем более буквально они её воспринимают.

Многие родители, имеющие маленьких детей, замечают, как они замирают у телевизора и как заворожено смотрят на экран, когда начинается рекламный блок.

В результате подрастающие дети, да ещё с вышеуказанными особенностями строения мозга, рискуют стать идеальным объектом для любых манипуляций массовым сознанием.

Что ж, видимо именно для этого и насаждаются сегодня всевозможные чужеродные для отечественной педагогики и нашего менталитета образовательные «реформы и инновации», приносящие лишь зазубривание никому не нужных гор фактов и формул по необъятному количеству предметов, да не осмысляемую интеллектуальную дрессуру, которую детские умы отвергают, лишь получив оценку

Да, можно ввести уже в программу начальной школы элементы высшей  математики и теории графов, наречия и разбор предложения, экономику и информатику.

Но вот вопрос: а зачем?

Может быть, лучше бы их научили ценить тайну жизни, мир, здоровье, любить Родину, семью, учителя и уважать друг друга?

Чего стоит дутое величие человека, напичканного всевозможной информацией, но не познавшего главного – цель и смысл собственной жизни?

А вот управлять так человеком – очень несложно.

В том числе – и продавцам всевозможного дурмана.

В последнее время внимание учёных привлек так называемый синдром Аспергера или синдром учёных.

Люди, страдающие им, имеют ярко выраженные способности к обучению, но, в то же время, выказывают в той или иной степени неспособность к контактам с другими людьми. Такие дети начинают рано связно говорить, причём часто бывают до умиления рассудительны в своей болтовне. Однако знания, быстро усваиваемые ими, редко используются для общения с другими детьми.

Синдром передаётся по наследству и количество страдающих им увеличивается.

Лекарства против этой болезни нет.

Медики могут подавлять таблетками лишь сопутствующие ей проявления: депрессию, шизофрению, повышенную агрессивность.

Определённо помогает лишь раннее целенаправленное воспитание у ребёнка навыков общения с другими людьми.

К сожалению, в решении проблем многим современным подросткам мало чем может помочь и семья.

Социальные неурядицы, стремление у кого-то к высокому финансовому благополучию, а у кого-то – необходимость простого физического выживания порождают нестабильность в семье. Участились случаи нервных срывов у матерей, алкоголизма не только у отцов, но и у матерей, разводов.

Становятся обыденным явлением неполные семьи – с присущими им специфическими особенностями.

Современная семья все больше перекладывает воспитание ребёнка на плечи школы. Например, около 90% будущих первоклассников уже записаны родителями в группы продлённого дня. При этом – практически половина их мам не работает!

Определяют детей в художественные студии, на занятия музыкой и танцами одновременно.

Уроки учат до ночи, а когда у ребёнка начинается нервный срыв от перегрузки, удивляются, почему он неадекватно себя ведёт и не выдаёт высоких результатов, чтобы мама им гордилась.

Поскольку родители заняты своими проблемами, семья, даже внешне благополучная, зачастую не выполняет своего главного предназначения – обеспечения психологической безопасности своим членам и полноценного эмоционального общения.

У родителей нет навыков воспитания детей с учётом проблем современного социума, так как они воспитывались в совершенно другой социальной ситуации.

Многие так и считают: мы выросли – и они вырастут.

Но это – колоссальное заблуждение!

Из вышесказанного очевидно, как  необходима  психологическая поддержка ребёнка именно в школьный период жизни.

Конечно, изменить социальную ситуацию в стране, излечить отклонения в мозге мы пока не в состоянии, но кое-что улучшить в наших силах.

Необходимо внедрение достижений психологической науки во все сферы школьной жизни – от учебной до воспитательной.

Подросткам нужны как теоретические знания в области психологии, так и практические навыки по их применению.

Для этого можно использовать различные уже известные и апробированные формы работы: уроки психологии, интегрированные уроки психологии с предметами общеобразовательного цикла, тренинги, классные часы и массовые воспитательные мероприятия с участием психолога.

Большое внимание необходимо уделять психопрофилактике девиантного поведения.

Нужны семинары для учителей и беседы для родителей по различным проблемам подростков.

Для отслеживания проблем необходимы постоянные мониторинговые исследования.

Для этого в школах нужна целая творческая группа психологов различной специализации.

А пока школам приходится довольствоваться одним психологом (в лучшем случае – двумя), который просто физически не успевает помочь каждому подростку лично.

Вот и уходят дети со школьного двора – «под звуки нестареющего вальса», унося с собой во взрослую жизнь иногда так и не разрешённый груз проблем, взращенных в «чудесные школьные годы».

Так что, ох, как нелегко сегодня быть молодым!

И только от нас, взрослых, разумных и вменяемых людей зависит – облегчить им жизнь или позволить им согнутся под бременем всех непотребств общества потребления.

Лариса Блинова, психолог, Действительный член Императорского Православного Палестинского Общества