Кому нужна автокефалия украинской церкви?

Главным делом Христа на земле было создание Церкви. Об этом Спаситель прямо говорит своим ученикам: «Созижду Церковь Мою» (Мф. 16:18).

Это намерение Господь сопровождает обетованием о несокрушимости Церкви до конца времён – ни силами человеческими, ни силами нечеловеческими: «И врата ада не одолеют Её» (Мф. 16:18).

При этом Иисус обращается ко всем привратникам ада – гонителям Своей Церкви, грозно предупреждая их о том, что «тот, кто упадёт на этот камень, разобьётся, а на кого он упадёт, того раздавит» (Мф. 21:44).

Вся история человечества очень ярко продемонстрировала истинность и непреложность этих слов Христа. Но к великому сожалению, сегодня о Его грозном предупреждении забыли (а может – и не знают) те, кто хочет ввергнуть Тело Христово (Еф. 1:23-23)  в орбиту своих политических интриг.

19 апреля Верховная Рада Украины одобрила письмо президента страны к Вселенскому Патриарху – о предоставлении автокефалии Украинской Православной Церкви…

ВРАТА АДА НЕ ОДОЛЕЮТ ЕЁ! (Мф. 16:18)

Глядя на выступление в ВР президента Украины и на абсолютно безучастные, равнодушные лица нардепов, слушающих мессианскую речь Порошенко, невольно вспомнились персонажи булгаковского «Собачьего сердца», взявшиеся решать «проблемы космического масштаба – и с космической же глупостью».

«Этот долгожданный томос станет не только торжеством православия, но и актом восстановления глубокой исторической справедливости, – говорит Порошенко с трибуны ВР. – Именно из Царьграда пролился на нашу благословенную землю свет христианской веры… И уже потом мы поделились им с тем Залесьем, где древние киевские князья очень опрометчиво основали Москву».

На этих словах зал взорвался аплодисментами. Людям, возомнившим себя экспертами в церковных вопросах, конечно же, понравился остроумный месседж Петра Алексеевича.

Действительно смешно.

Наверное, «древние киевские князья» тоже посмеялись бы и весьма удивились бы многим современным терминам украинской политики.

А переносить из Киева в Москву митрополичью кафедру пришлось не от хорошей жизни. Время было такое.

В общем, историю вопроса надо хорошо знать, прежде чем нести околесицу с главной трибуны страны.

Теперь по порядку.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

В этом году исполняется 28 лет с тех пор, как Православная Церковь в Украине, что ведёт свою историю от Владимирового Крещения, получила новый канонический статус, будучи реорганизованной из Украинского Экзархата в Украинскую Православную Церковь (УПЦ).

На сегодня УПЦ (именно такое, согласно уставными документами, её официальное название без всяких приставок «МП») – это самоуправляющаяся Церковь с правами широкой автономии «независимая и самостоятельная в своём управлении», как о том говорит Патриарший Томос от 27 октября 1990 года.

УПЦ – единственная Церковь, которая является собственно Церковью – в евангельском, святоотеческом, православно-канонически-экклезиологическом значении этого слова.

В отличие от других так называемых «церквей», она, имея апостольскую преемственность рукоположения епископата, хранит невредимым учение, завещанное Господом нашим Иисусом Христом и Его учениками-апостолами.

Установленные Богом Таинства, которые даны нам как средства спасения, являются действительными и действенными лишь в церковном ограждении УПЦ.

Свидетельством тому является единодушие в этом вопросе всей Вселенской Православной Церкви, всех Поместных Автокефальных и Автономных Церквей мира.

Как есть один Бог – Основатель Церкви, так есть на сегодня в Украине и одна Православная Церковь: неотъемлемая часть Всеправославного церковного света.

Это – аксиома.

ПОЗИЦИЯ ЦЕРКВИ

Руководство УПЦ обвинило президента страны Петра Порошенко в превышении должностных полномочий. Соответствующее заявление опубликовал отдел внешних связей УПЦ МП.

«Согласно статье 35 Конституции Украины, Церковь отделена от государства, а потому вопрос церковной жизни Церковь решает самостоятельно.

УПЦ, которая имеет каноническую связь со Вселенским Православием, не обращалась к Патриарху Варфоломею с просьбой предоставить автокефалию Православной Церкви в Украине и не уполномочивала на это ни президента, ни депутатов Верховной Рады Украины.

Таким образом, инициатива Порошенко о предоставлении автокефалии Украинской православной церкви – не что иное, как «превышение власти» и «вмешательство в церковные дела», – говорится в заявлении.

Обеспокоенность УПЦ вызывает и то, что вопрос о предоставлении автокефалии рассматривается с геополитической точки зрения и становится «предметом политических манипуляций».

«УПЦ всегда выступала и выступает за восстановление церковного единства и за единую Церковь. Однако предложенный и озвученный властями способ достижения этого единства не соответствует каноническому праву Церкви и противоречит законодательству Украины», – отмечает отдел внешних связей УПЦ.

На действия украинской власти уже весьма жёстко отреагировал и Архиерейский синод Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ), которая имеет епархии в США, Канаде, Европе и Австралии.

Синод РПЦЗ в Нью-Йорке под председательством митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Иллариона выступил со специальным заявлением, в котором говорится: «Делаются попытки создать на этой многострадальной земле особую «автокефальную церковь» – на месте канонической УПЦ, возглавляемой Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием…

Перед нами не что иное, как лукавые попытки использовать религиозные чувства и подчинить их политическим целям сегодняшней власти, что прямо противоречит каноническим нормам святой Православной Церкви…

Никакие изменения в жизни Церкви не могут быть инициированы и навязаны ей светским начальством».

КОМУ ЭТО НАДО?

Вообще к Православной Церкви политики подбираются давно.

Ровно 10 лет назад, в июле 2008 года, тогдашний президент Виктор Ющенко уже инициировал аналогичный процесс. И «томоса» от Константинополя ожидали аккурат к празднованию 1020-летия Крещения Руси.

Тогда к визиту Вселенского Патриарха в Киев всё было готово: Литургия на украинском языке, отчеканенные монеты с ликом самого Варфоломея, заготовленные речи и награды…

О попытках официального Киева создать автокефалию в Украине, Патриарх Варфоломей тогда заявил прямо: «Пускай они (раскольнические церкви – А.К.) не колеблются, но присоединяются к канонической Церкви. То, что делает наша Церковь, она делает с уважением к действующему каноническому порядку».

Спустя год, во время визита в Украину Патриарха Кирилла, Ющенко торжественно обратился к нему со словами:

– Самое большое желание украинского народа – жить в единой поместной православной церкви.

– Эта Церковь, господин президент, существует, – парировал Святейший. – Это поместная Украинская Православная Церковь.

Во время обсуждения в ВР обращения президента нардеп от «Оппозиционного блока» Вадим Новинский привёл и более поздние заявления Вселенского Патриарха.

В.В.Новинский напомнил, что ещё 2016 году, во время проведения Всеправославного совещания в Швейцарии, где присутствовали все представители всех православных церквей мира, у патриарха Варфоломея спросили о его отношении к расколу в Украине.

На что Варфоломей ответил: «Я поддерживал и поддерживаю каноническую Церковь в Украине и никогда не пойду на признание раскольников».

Сегодня поход против Церкви Христовой решил возглавить сам офшорный президент.

В этом его поддерживает «вся полнота» украинского псевдоправославия, идеологически подкрепляемая Госдепом и кулаками экстремистских организаций, бесчинствующих под прикрытием спецслужб.

Есть ли у Порошенко понимание – против чего он восстаёт? Трудный вопрос.

Думаю, хорошо понимает.

Другой дело – он уже просто не в состоянии остановиться и просто выполняет свою работу.

Есть более важная проблема.

Дело в том, что религиозные чувства затрагивают самые глубины и основы человеческой личности. А для людей верующих, истинно церковных, Церковь – это самая большая святыня. Больше, чем собственная жизнь.

Именно поэтому церковные люди весьма скептически воспринимают какие-либо политические акции, не участвуют в уличных беспорядках, но при этом – всегда горячо отзываются на участие в крестных ходах и любых мероприятиях, организуемых их родной Матерью-Церковью.

Вряд ли из памяти украинских нардепов стёрлись события лета 2016-го, когда по Киеву прошёл 100-тысячных крестный ход за мир в Украине. А, значит, они не могут не понимать, что церковный люд не будет безучастно взирать на насилие в отношении их Святыни и смиренно «молиться по домам».

Возникает вопрос: зачем предпринимать шаги, которые гарантированно приведут к социальному взрыву небывалого доселе масштаба?

В любом случае, независимо от того, зачем они это делают, – ясно одно: их просто используют те, кому нужно по-настоящему взорвать Украину.

Кому это нужно? Людям мыслящим – это понятно. И это, пожалуй, главное, что нужно понимать, пытаясь ответить на вопрос – зачем это делается.

А поскольку все нормальные люди хотят жить в мире – их нужно как-то обмануть. Обмануть – чтобы возмутить и стравить.

И вот мы слышим очередную ложь, которая, как и всякая ложь, всегда рядится в одежды правды. И чем циничнее и страшнее ложь – тем более абсурдны и нелепы одежды, в которую эта ложь рядится.

МАНИПУЛЯЦИИ СОЗНАНИЕМ

Давайте немного проанализируем некоторые фрагменты выступления Порошенко в ВР.

«Долгожданный нами томос ещё больше укрепит религиозную свободу на Украине, укрепит межконфессиональный мир, усилит права и свободы граждан…»

Сейчас «религиозной свободе на Украине», как и межконфессиональному миру, не угрожает ничего – если не пытаться искусственно разжигать вот ту самую «межконфессиональную рознь» (за которую, кстати, предусмотрена статья УК).

Граждане Украины и сегодня, без всякого томоса, имеют возможность беспрепятственно и свободно ходить в любой храм, посещать собрание любой конфессии. И ни в каком «усилении» их прав и свобод они не нуждаются.

В этом смысле слова гаранта напоминают вопли содомитов об их «притеснении» и «ущемлении» – в то время, как им реально ничего не угрожает и их никто не дискриминирует.

«Выходя из давнего канонического принципа, за гражданским и земельным разделением следует и раздел церковный…»

А вот это – ложь и полная чушь! Не существует такого «давнего канонического принципа»!

Канонические границы Церкви вовсе не обязаны совпадать с границами государственными. А там, где это имеет место – этими вопросами занималось не государство, а Церковь! Только она решала вопросы границ своей канонической ответственности.

«Единая православная поместная церковь не станет государственной…»

Вот здесь – воистину: «На воре шапка горит».

Раз именно государство занимается этим вопросом – значит, именно через получение автокефалии оно надеется создать послушную «государственную церковь»!

«Все верующие будут иметь право выбирать себе конкретную церковную юрисдикцию. И кто захочет остаться в той церкви, которая сохранит единство с российской православной церковью, тоже сохраняют за собой это гарантированное право собственного выбора…»

И это – тоже ложь.

В уже упомянутом выше заявлении УПЦ говорится следующее: «Инициатива Петра Порошенко о создании поместной церкви может спровоцировать украинских националистов на активные действия. Они считают, что именно президент Пётр Порошенко надоумил их на то, что настало время действовать. Своей ближайшей целью националисты назвали «освобождение» Киево-Печерской лавры».

А теперь – лишь некоторые факты.

Только с 2014 по 2016 годы каноническая УПЦ потеряла 40 храмов, которые были захвачены боевиками так называемого «киевского патриархата».

Неоднократно совершались нападения на Десятинную церковь в Киеве.

25 января 2018 года в Киеве была совершена попытка поджога часовни УПЦ Даниловского мужского монастыря. Тогда полиция задержала двух ранее судимых горожан, но спустя несколько дней они были отпущены.

4 февраля около Даниловского прошла акция радикалов, которые утверждали, что часовня построена незаконно и обещали её демонтировать.

Уже через несколько недель радикалы устроили погром в храме Рождества Пресвятой Богородицы Молченского женского монастыря в Путивле. Помимо выломанных окон и дверей, вандалы разбили иконы Божьей Матери «Умиление» и не постеснялись вынести серебро и золотую отделку из алтаря.

31 марта СБУ начала расследование против УПЦ – на предмет причастности духовенства к «террористической деятельности», считая, что российские спецслужбы могут использовать храмы в рамках «разведывательной операции».

Спустя несколько дней в Ровенской области представители батальонов «Айдар и «Азов» захватили Успенский храм…

А теперь только представьте себе – ЧТО ожидает храмы канонической УПЦ, её духовенство и верующих, когда их, в сущности, объявят вне закона!

Ведь если вдуматься, чем тогда Церковь Московского Патриархата будет отличаться от любой другой организации, деятельность которой нынешние власти уже сочли «антиукраинской», «террористической» и т.д.? Ничем!

Выводы напрашиваются сами собой…

«Единство, которое было продемонстрировано в этом зале, соответствует настроениям, которые преобладают в украинском обществе…», – сказал в заключительном слове Порошенко.

И даже в этом – ложь и попытка выдать желаемое за действительное.

За обращение к Вселенскому Патриарху с просьбой предоставить автокефалию УПЦ проголосовало лишь 268 депутатов из 334 присутствующих. При этом число нардепов ВР составляет 450 человек. То есть реально «за» проголосовало 59,5% нардепов.

Сомнительное единство…

Впрочем, именно ТАКОЕ «единство» действительно «преобладает в украинском обществе»…

Во время мероприятий, посвящённых 32-й годовщине Чернобыльской аварии, так называемый «патриарх Филарет» в интервью телеканалу «24» заявил:

«Ещё многие сомневаются, будет томос об автокефалии украинской церкви или не будет. Я 100% уверен, что будет…

А те, которые не захотят присоединиться к Украинской независимой поместной церкви, будут существовать в Украине, но уже не как украинская церковь, а как украинский экзархат Русской Церкви. Кто хочет служить России, то должен честно сказать, что он живёт в Украине, ест украинский хлеб, а служит российским интересам…»

В заключении Филарет добавил, что ещё 25 лет назад был уверен, что в Украине будет независимая единая поместная церковь.

В этом потоке неприкрытой лжи особенно примечательным является  то, что эти слова говорит именно ЭТОТ человек. А именно: бывший епископ РПЦ, бывший Экзарх УПЦ, бывший Местоблюститель Патриаршего Престола РПЦ.

Человек, неоднократно выступающий с заявлениями, типа: «Корень зла находится в тех людях, которые живут в Донбассе», «Не нужно думать, что население Донбасса невиновно в своих страданиях. Виновно! И свою вину должно искупить страданиями и кровью!».

Но четверть века назад, когда по его словам он пророчествовал о «единой и поместной», он на самом деле говорил совсем другие слова.

Например: «Украинского языка не существует, а есть лишь польско-жидовский гибрид» (по поводу перехода с церковно-славянского языка богослужений на украинский).

Автокефалов  он называл «силами ада», их действия – «кознями бесовскими», а саму УАПЦ – «канализацией, куда текут все нечистоты» («Филарет как фальсификация» // Вісник УПЦ №64 от 1.01.2007 г.).

На предложение переименовать «Украинский Экзархат РПЦ» в «Украинскую Православную Церковь», сделанное ещё в 1989 году, Филарет ответил: «Никогда Украинской Церкви не было, нет и не будет!»!

И когда бывший священнослужитель говорит о том, что люди, находящиеся в канонической Церкви, «служат России» и «российским интересам», он, тем самым, обличает свою самопровозглашённую «церковь», которая ничего общего не имеет с Церковью Христовой.

Церковь Христова, по определению, не может служить какой бы то ни было стране, на территории которой располагаются её приходы!

Духовенство и верующие любой поместной Церкви не служат интересам государств, гражданами которых они являются!

Любая КАНОНИЧЕСКАЯ Церковь служит Христу – и только Христу!

Задача Церкви – содействовать спасению человеческой души, а не участвовать в каком-либо государственном строительстве.

Церковь Христова, в которой «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всём Христос» (Кол. 3:11), по природе своей НАДнациональна и НАДмирна!

Церкви глубоко чужды любые идеологии, разделяющие людей по национальному, этническому и любому другому принципу.

Поэтому когда Филарет, Порошенко и пр. заявляют о том, что «единая поместная православная украинская церковь» будет служить Украине (а не Богу) и интересам украинского государства (а не Церкви) – они провозглашают ересь этнофилетизма, давно обсуждённую и осуждённую всем православным миром.

РЕШЕНИЕ ЗА СТАМБУЛОМ

В уже прозвучавшем заявлении Синода Константинопольского патриархата по поводу предоставления томоса об автокефалии и создании Единой поместной церкви в Украине, ключевой является фраза о том, что этот вопрос будет решаться исключительно при  содействии с сестринскими Церквями.

Одна только эта фраза полностью исключает любые манёвры украинского политикума касательно этого вопроса. Потому что «сестринские Церкви» – это канонические Поместные Православные Церкви, среди которых нет ни филаретовского «киевского патриархата», ни УАПЦ.

Иными словами, автокефалию на Украине просто некому давать!

И сколько бы сейчас политики ни пытались рассказать об успешности этой операции, Константинополю, думается, всё же важнее сберечь лицо в Православном Мире, чем «прогнуться» перед Петром Порошенко.

«Я не исключаю, что усилится политическое давление на УПЦ, на её иерархов – с требованием, чтобы они переходили в УПЦ КП. Увеличится количество приходов, которые будут «изымать» в пользу УПЦ КП.

Такие действия на руку власти, которая сможет затем говорить, что, смотрите, у нас уже почти одинаковое количество приходов!

Во-вторых, я не исключаю, что власть попытается «отдать» или при помощи радикалов «передать» ту же Верхнюю Лавру или другие объекты, где есть государственная собственность, во владение КП.

Нас могут ждать неоднозначные действия», – говорит политолог Руслан Бортник.

Любопытно, что на телеэфире с участием президента присутствовал и митрополит Александр Драбинко, который является, пожалуй, самым известным сторонником автокефалии УПЦ.

Наряду с раскольниками он поддержал обращение ВР к Вселенскому Патриарху и заявил, что у РПЦ нет права вето в данном вопросе.

Вероятно, пригласив на ток-шоу Драбинко, власти хотели продемонстрировать, что часть иерархов УПЦ также разделяют курс на автокефалию и, соответственно, возможность раскола в УПЦ, в случае получения Томоса из Константинополя, – более, чем вероятна.

Руслан Бортник считает, что сторонников автокефалии в УПЦ – немного (это действительно так – А.К.).

Кроме того, он полагает, что Вселенский Патриарх не пойдёт на нарушение церковных уставов и не станет самолично принимать решение об автокефалии. Тем более, что заявление Вселенского Патриархата как раз говорит о том, что он будет проводить переговоры с другими каноническими церквями.

Правда, деятельное участие в «уговорах» Константинопольского патриархата принимает и Вашингтон – что, возможно, повлияет на позицию Варфоломея, а также – на позицию турецких властей, от которых, во многих отношениях, зависит и Вселенский Патриархат.

Кроме того, Вселенский Патриархат испытывает серьёзное политическое давление со стороны своих главных «спонсоров» – греческой, американской и западноевропейской диаспор.

«Но для Варфоломея признание автокефалии будет означать раскол православного мира, и тот конфликт, который вызревал все эти годы, превратится в очень серьёзное противостояние, что может привести к его персональной потере статуса «первый среди равных», и его перестанут признавать часть православных церквей», – считает Бортник.

ПОДУМАЙТЕ, ПРИВРАТНИКИ!

Люди могут отвергать Христа, могут отказываться от Него.

Люди могут пытаться уничтожить память о Нём, но истину уничтожить невозможно.

Рано или поздно, но КАЖДЫЙ человек убедится в том, что Христос, Которого они отвергли, есть главное основание в Царстве Небесном.

Камень, который отвергли иудеи, – это Христос, Распятый на Кресте и Ставший Судьёй и Царём всего мира.

Об этом пророчествовал Исаия: «Господа Саваофа – Его чтите свято, и Он – страх ваш, и Он – трепет ваш! И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима. И многие из них преткнутся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены» (Ис. 8:13-15).

Неверие грешников готовит им погибель – ведь они противятся Христу и ни во что ставят этот Камень, невзирая на его возвышение.

Они отталкивают его, и потому он упадёт на их головы и сокрушит их.

Царство Христово окажется неподъёмным камнем для тех, кто пытается опрокинуть его или сдвинуть с места.

Блаженный Иероним Стридонский замечает: «Иное дело оскорбить Христа злыми делами, а иное дело отвергнуть Его. Тот, кто согрешает и, однако, верует в Него, правда, падает на камень и сокрушается, но не бывает вконец раздавлен, ибо через покаяние он соблюдается во спасение.

Но тот, на которого Он упадёт, то есть на кого обрушится самый камень, и кто совершенно отречётся от Христа, будет раздавлен так, что не останется и кусочка, из которого можно было бы собрать каплю влаги».

Таким образом, отношение ко Христу определяет всё состояние человека и его участь в вечности.

Всякое сопротивление Господу разрушает самого человека, общество, народ.

Спаситель является основополагающим Камнем, на Котором построено всё.

Он есть краеугольный Камень и оказывать Ему открытое неповиновение – значит быть раздавленным и выброшенным из жизни.

Навсегда!

Священник Александр Каневский