КОГДА МЫ ПРЕКРАЩАЕМ ПИСАТЬ ОТ РУКИ

Всё больше школ в разных странах мира отказываются не только от чистописания, но и от необходимости писать рукой вообще. В Германии, Финляндии и США в первом классе детей учат выводить буквы только на факультативах или не учат вообще. Какие же последствия следует ожидать обществу от таких реформ и что произойдёт с человеком, который совсем перестанет писать от руки?

Американские федеральные общеобразовательные нормативы 2010 года рекомендуют учить письму только в детском саду и первом классе, куда детей отдают в 5 лет.

В половине штатов так и поступили. То есть с 6-ти лет многие американские дети рукой уже не пишут, а алфавит учат на компьютере c планшетами.

Осенью 2016 года в Финляндии пошли в школу первые дети, которых не заставляют писать рукой. В Швеции тоже начали отказываться от письма и снабжать детей электронными устройствами, которые печатный текст преобразовывают в письменный.

Шведские учёные считают, что детская моторика не приспособлена для письма, поэтому первоклассникам лучше нажимать на клавиши: ребёнок набирает текст на компьютере и видит, как он смотрится прописью.

В Великобритании от прописей не отказались, но первоклассников сразу учат письменному и печатному письму. Как только ребёнок кое-как научится прописям, он сдаёт по ним зачёт и почти всегда переходит на запись печатными буквами – вся Великобритания пишет именно ими. Некоторые британцы могут даже не понять текст, записанный рукой российского эмигранта, учившего английские прописи в советской школе.

ИСТОРИЯ ЧИСТОПИСАНИЯ НА РУСИ

В независимых государствах-бывших республик СССР об отказе от чистописания говорят давно. В нашей стране за последние 100 лет письмо упрощалось несколько раз.

Сразу после Октябрьского государственного переворота 1917 года большевики вместе с алфавитом меняли прописи – люди стали писать менее вычурно и стали быстрее обучаться грамоте. Но вплоть до 1950-х годов письменный стандарт всё равно предусматривал декоративные элементы в буквах.

Само письмо разрабатывалось под перьевую ручку, а консультировали его нейрофизиологи.

При Сталине целые научные институты выверяли каждую букву так, чтобы при письме у человека мышечное напряжение чередовалось с расслаблением. Все эти завитушки у строчной «д», заглавной «Г», чёрточки над «Т» сохраняли, чтобы письмо не было безотрывным. Предполагалось, что при всех линиях, ведущих вниз, делается нажим, а при прорисовывании линий вверх давление ослабляется и рука отдыхает.

Писали так медленнее, но уставали меньше.

После смерти Сталина письменный стандарт упростили – заменили на безотрывное письмо.

После перехода на безотрывное письмо скорость письма выросла, но человек стал быстрее уставать и терять концентрацию. Потому что рука всё время была в напряжении.

В 1990-2000-е пошла третья волна упрощения прописей: уроки чистописания сократили. И если ещё в 1950-е годы этот предмет преподавали в начальной школе, то теперь, в лучшем случае, школы оставляют его на год, а где-то ограничиваются и двумя четвертями. А если в 1-м классе большинство детей умеют писать, учитель совсем сокращает часы по чистописанию – прежде всего, потому, что переучивать ребёнка письму сложно.

В школе больше нет жёстких требований к почерку: детям необязательно писать в тетрадках красиво, поэтому многие пишут вообще печатными буквами или смешанными письменно-печатными. А кто-то не пишет вовсе: в школах всё больше детей, которые на занятиях по биологии, географии, литературе записывают слова учителя на планшет.

ВЕРОЯТНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОТКАЗА ОТ ПИСЬМА

  1. Мы начнём хуже читать.

А ещё пострадает моторика и координация.

Дело в том, что при ручном письме задействованы участки мозга, отвечающие за интерпретацию сенсорных ощущений и формирование речи. А у тех, кто рукой не пишет, эти участки включаются гораздо реже.

У нас в голове есть так называемый центр Брока – участок, отвечающий за складывание букв в слова и их распознавание. То есть за умение читать и писать.

При ручном письме этот центр активизирует свою работу. Из этого учёные норвежского университета Ставангера сделали вывод, что люди, которые быстро пишут, лучше читают. И наоборот: люди, медленно читающие и тяжело понимающие текст, плохо пишут.

Те, кто учился в традиционной школе и успел пожить в традиционном обществе, где у каждого человека в сумке была ручка с блокнотом, знают, что есть люди, которые пишут быстро и у них летящий лёгкий почерк. А есть такие, кому записи даются медленно, кто выводит каждую букву, часто останавливается и подчёркивает написанное. Это означает, что у одних речевой центр и центр Брока развиты хорошо, а у других – плохо.

  1. У детей, которые мало пишут, плохо развит глазомер.

И наоборот: те, у кого проблемы с глазомером, плохо пишут.

В Китае и Японии, например, в лучники старались брать каллиграфов.

  1. Люди станут хуже распознавать письменный текст.

Тот, кто сам не пишет от руки, не понимает, что написано.

Конечно, в мире, где ручкой никто не пользуется, неумение читать письмо нестрашно. Но страшно, что мы откажемся от этой умственной деятельности.

Процессы чтения письменного и печатных текстов изучены досконально. Людей с книжками и блокнотами сажали в аппараты МРТ, проводили во время чтения УЗИ, допплеровское сканирование сосудов мозга, делали электроэнцефалограмму. Выяснилось, что при чтении письменного текста у нас задействовано гораздо больше участков мозга, чем при восприятии печатного.

  1. Станут меньше учить орфографию, пунктуацию и грамматику – ведь во всех гаджетах и браузерах есть функция автоисправления.

Поэтому человек, который не будет уметь писать от руки, скорее всего, не сможет писать грамотно.

Многие решат, что грамотность в XXI веке уже ни к чему. Но спорить с необходимостью учить спряжения так же странно, как оспаривать преимущества разностороннего образования: зачем нам в университетах преподавали литературу и астрономию? Да затем, что сам процесс обучения меняет людей и влияет на развитие интеллекта!

Единственное, что может сделать человека хоть немного умнее, – это обучение.

  1. Без письма мы будем хуже формулировать свои мысли.

При записи речи человек ещё до касания ручкой бумаги складывает в уме предложение. На самом деле письмо от руки требует высшей формы абстрактного мышления. Для того, чтобы набирать текст на компьютере, этого не нужно – ведь фразу, падеж, союз в любой момент можно поменять. Всё очень просто: кто часто пишет рукой и записывает лекции, часто обращается к абстрактному мышлению. А его тоже нужно держать в тонусе.

  1. У нас будет плохое воображение.

Люди, которые записывают текст от руки, лучше представляют себе в уме, о чем идёт речь. Если это лекция о поэтах Серебряного века, студенты, пишущие на бумаге, подробнее представляют членов «Бубного валета» и персонажей поэм Есенина, чем те, кто печатает на компьютере.

Это выяснили, заставив людей записывать лекции в томографе.

  1. Дети в принципе станут хуже учиться и запоминать.

Есть много исследований, которые говорят от том, что материал, записанный от руки, а не на компьютере, лучше запоминается, так как люди формулируют основные мысли ещё в процессе записи.

Это подтвердили эксперименты американских психологов Пэм Мюллера и Дэниеля Оппенгеймера. Учёные выяснили, что студенты, которые записывают конспекты на компьютере, делают это более подробно, зато те, кто пишут от руки, лучше запоминают материал.

При рукописной записи люди в уме очень быстро перефразируют высказывание и формулируют мысль так, чтобы было легче её записать и запомнить.

Чтобы это понять, необязательно читать журнал Psychological Science: тем, кто старше 25-ти, достаточно вспомнить себя и свои конспекты лекций: мы, не упуская из внимания ни слова преподавателя, структурировали полученную информацию, чертили в тетрадях таблицы, группировали данные и просто записывали лаконично.

На компьютере или планшете можно делать почти всё то же самое, но у человека пропадает необходимость чётко продумывать мысль и структуру текста, потому что он в любой момент может что-то дописать.

Нам для усвоения материала достаточно было хорошо записать лекцию – перечитывать не нужно. Сегодняшним студентам и школьникам при подготовке к экзаменам приходится перечитывать записи несколько раз.

Принято считать, что человечество в его прогрессе неизменно идёт по пути улучшения. И что каждый новый приобретённый навык или утраченный старый в конце концов приводит к хорошему.

Но с отказом от письма это правило может не сработать. Потому что сэкономленных на чистописании в первых классах часов вряд ли хватит, чтобы приобрести серьёзное умение или важные знания. А вот для того, чтобы потерять такую полезную для общего развития практику, как письмо от руки, их окажется достаточно.

Анастасия Миронова