КАРАУЛ, ДОМАШНЯЯ РАБОТА!

Большинство современных родителей не скрывают, что делают домашнюю работу вместе с ребёнком. Это раньше мы смеялись, слушая знаменитые куплеты из Ералаша: «Где это видано, где это слыхано, папа решает, а Вася сдаёт». А сегодня школьная реальность такова, что папам и мамам не до смеха. Решать, писать, читать и сдавать приходится им вместе с Васей.

Есть ли шанс научить ребёнка делать уроки самостоятельно?

Один из лайфхаков по эффективной домашней работе звучит совершенно абсурдно – «найдите учителя».

Полвека назад такой совет вызвал бы у родителей недоумение, ведь тогда была другая система обучения. Любой учитель, даже будучи в своё время не самым прилежным студентом в педвузе, мог преподавать на достойном уровне.

Эту возможность давала и сама программа: средний учитель, опираясь на неё, мог дать хорошие базовые знания среднему ученику.

Советская система, с помощью которой выучили людей, которые первыми запустили ракеты в космос, была грамотной и логичной. Изучаемая тема поступательно и в соответствии с возрастом школьников изучалась, закреплялась и отрабатывалась на практике.

Увы, большинство современных авторов учебников ушло от зарекомендовавшей себя классики, от грамотной подачи материала, нарушив компоновку программ и пошаговую подачу материала.

Стало модным, не сформировав базовые навыки, вводить темы из старшей школы – к примеру, в 3-й класс вводить темы из 7-го.

Первый класс превратился в «два прихлопа три притопа», а на сложные темы в последующих классах часов не добавили и поэтому со 2-го класса для родителей начинается суровая правда жизни.

Учитель в классе должен успеть отработать с учениками темы, но на практике не успевает, потому что уроки-контрольные иногда подряд чередуются с изучением новых тем.

Добавьте сюда бесконечные диагностические работы, отнятые часы у математики, русского языка и чтения в пользу физкультуры, английского и т.д., и ещё отсутствие времени, чтобы сделать в классе работу над ошибками – и, в итоге, родители в ужасе от того, что их ребёнок не может выполнить домашнюю работу самостоятельно (они-то в своё время делали её сами!).

Именно поэтому очень важно найти грамотного и опытного учителя. И делать это нужно, когда ребёнку исполняется 4 года.

Желательно, чтобы ребёнок с 3-х лет знал системное «надо». Для этого хорошо потихонечку приучать ребёнка к какой-либо домашней работе. Например, вы сообщаете ему, что раз в неделю будете убирать в квартире, а он будет вытирать полочки.

В 4-5 лет ребёнок может каждый день помогать маме накрывать на стол, поливать цветы или кормить котика.

Только каждый день!

Тогда и каждодневное домашнее задание не будет для него шоком – потому что ребёнок уже понимает важнейшее для успешной учёбы в школе слово «надо».

Довольно часто воспитание системного «надо» бывает упущено – а у нас, родителей, есть большой соблазн, оглядываясь на своё будто бы идеальное школьное прошлое, сказать первокласснику: «Ты уже взрослый – садись и делай».

Этого как раз делать и нельзя.

Нужно НАУЧИТЬ маленького ученика делать домашнюю работу.

Мы не можем спрашивать с ребёнка то, чему мы его не научили. Поэтому забота о том, чтобы домашнее задание было грамотно выполнено ребёнком – в первую очередь, зона ответственности взрослых.

Учитель в классе учит, КАК выполнять домашнюю работу, а вы дома контролируете этот процесс. И чем грамотнее взрослые выстроят все этапы обучения ребёнка, чем быстрее они научат его делать домашнее задание самостоятельно, тем раньше он станет с этим справляться.

Но мы сейчас говорим о сильном учителе, который умеет комбинировать современную школьную программу, и о грамотном и мотивированном родителе.

В этом случае родительский контроль за выполнением домашнего задания в первой учебной четверти должен быть пристальным.

Дальше нужно смотреть – с чем ребёнок справляется, а над чем предстоит поработать. Домашняя работа должна быть чистой, без помарок – ведь неприлично сдавать работу, написанную как курица лапой.

По рекомендациям опытных учителей-практиков в начальной школе время выполнения домашней работы не должно превышать 1-2 часа, в 5-6 классах – 2,5 часа.

Глядя на обилие заданного (одни проекты чего стоят!), иногда очень хочется сделать уроки за ребёнка.

Родители стали часто нанимать репетиторов для учеников начальной школы – но, как правило, не для того, чтобы подтянуть предмет, а только для того, чтобы с ребёнком делали домашнее задание.

Когда я бываю в других странах, обязательно разговариваю с родителями.

Недавно спрашивала у папы-американца (обычно уроками там занимаются мамы), как у них в семье обстоят дела с домашней работой.

«Отлично, – бодро отвечает папа. – Наш ребёнок учится во 2-м классе и делает уроки два часа и без помощи родителей».

В итоге выяснилось, что каждый день уроки с ребёнком делает репетитор.

Этот путь очень опасен.

Ребёнок должен научиться делать домашнюю работу сам. Взрослые должны не делать уроки за него или вместе с ним, а научить его справляться с этой работой самостоятельно!

Домашняя работа обнажает наличие или отсутствие знаний.

Если, выполняя домашнее задание, ребёнок задаёт много вопросов взрослому – значит, есть пробелы, над которыми нужно поработать.

Любому родителю хотелось бы, чтобы ребёнок писал грамотно, умел считать и решать примеры. Но если с учителем не повезло? Тогда маме придётся сначала делать домашнюю работу, а потом закреплять пройденное упражнениями, которые дадут необходимую базу. А бедный ребёнок в этом случае будет учиться в три смены – школа, домашняя работа и отработка материала дома.

Поэтому – ещё до поступления в начальную школу нужно тщательно выбирать учителя.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Чтобы выполнить домашнюю работу быстро, нужно составить план – то есть распланировать, сколько времени потребуется на каждый этап работы.

Например, одну задачу я решу минут за 10, на 5 примеров уйдет 5-6 минут, 2 уравнения – это минут на 10.

Отмечаете карандашом время на полях.

Включаете таймер для самопроверки. И тогда вся математика будет сделана без никому не нужных слёз всего минут за 25.

Существуют разные виды памяти, и у людей, как правило, лучше развит какой‑либо один из них – поэтому и запоминать всем нужно по‑разному.

Тем, кто обладает хорошей зрительной памятью, полезно всё записывать и иллюстрировать. Тем, у кого развита слуховая память, хорошо читать (например, басню, стихотворение, правило) вслух или пропевать на любой подходящий мотив.

Тем, у кого преобладает моторная память, – поможет рисование схем; переписывание правил, изготовление наглядных пособий и т.д.

В процессе работы над домашним заданием, не стоит учить похожие предметы подряд. Например, после того как выполнено задание по литературному чтению, не нужно сразу приниматься за параграф из окружающего мира – его будет трудно запомнить. Так уж устроена наша память.

Работа над ошибками

В тетради ребёнка много помарок?

Научитесь ценить и уважать самостоятельный труд ребёнка. Помарки уйдут со временем, если их истоки – не пробелы в знаниях.

Кстати, если пробелы есть, они обязательно обнаружатся – вот тогда и начнёте с ними бороться.

Если помарки появляются из‑за пропуска или замены букв – не стоит из‑за этого перечёркивать весь труд ребёнка. Однако если помарок больше 20-ти на работу – это сигнал, что надо обратиться к логопеду или дефектологу.

Ребёнок сам не садится за выполнение домашнего задания?

Возможные причины этой проблемы – лень, неорганизованность. В борьбе с ними поможет только режим, к которому нужно ребёнка приучить.

За уроки лучше садиться в одно и то же время.

Организуйте удобное рабочее место.

Поначалу сидите рядом, но не помогайте и не подсказывайте ответы. Именно сейчас вы должны жёстко пресечь все детские «хочу» – «хочу пить» (в десятый раз!), хочу мультик или поиграть в мяч и т.д. Вам нужно отвечать примерно так: «Доделаешь – будет и яблоко, и мяч» …

Если ваш малыш почти всегда садится за домашнее задание не раньше 6-7 вечера (у него много секций или он ждёт маму с работы), придётся в срочном порядке менять расписание секций и уменьшать нагрузку ребёнка. После 6-ти часов вечера ученик и домашнее задание – явления почти не совместимые.

НАПИШИТЕ ПАМЯТКУ ДЛЯ ВАШЕГО УЧЕНИКА

Напишите, распечатайте и разместите на видном месте Памятку – «Как выполнять домашние задания».

Текст Памятки будет примерно таким.

  1. Приведи в порядок своё рабочее место, приготовь всё необходимое для работы.
  2. Открой дневник, посмотри, что задано. Подумай, с какого предмета ты начнёшь выполнение домашнего задания.
  3. Открой тетрадь. Сделай в тетради работу над ошибками.
  4. Открой учебник, прочти задание, подумай, какие правила следует применять в данном упражнении, вспомни их. Если не помнишь, найди эти правила в учебнике и повтори.
  5. Не знаешь, как оформить и выполнить задание? Просмотри классную работу, найди аналогичные упражнения, выполненные под руководством учителя, и ориентируйся на них. 6. Выполни упражнения. Если получилось грязно – перепиши.

Совет: сложные задания сначала выполняй на черновике и там же исправляй ошибки и переписывай набело в тетрадь.

  1. Проверь работу, аккуратно исправь ошибки.
  2. Отдохни 10 минут и приступай к выполнению домашнего задания по другому предмету.

Ольга Узорова, Татьяна Владыкина

Информация, которую мы распространяем, несёт людям правду о самых актуальных проблемах и явлениях нашей сегодняшней жизни, помогает находить ответы на сложные вопросы, меняет жизнь людей.

Мы остро нуждаемся в увеличении тиража нашей газеты, которую распространяем бесплатно по всей Украине. Кроме этого, нам нужно регулярно оплачивать работу журналистов, наших региональных представителей, редакторов, работников наших медиа ресурсов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите «РодКом» любой посильной для Вас суммой, а мы обещаем работать ещё более продуктивно!