КАНОНИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ – ГЛАВНАЯ МИШЕНЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ

В течение последних лет мы неоднократно наблюдали систематическую травлю канонической УПЦ в СМИ. Особенное удивление при этом вызывало то, с какой ненавистью подхватывались всей отечественной блогосферой зачастую непроверенные информационные «вбросы» в отношении как отдельных священнослужителей, так и целых епархий.

Блогеры, журналисты, политики, общественные деятели, имеющие самые поверхностные представления о предмете и объектах своей травли, в своих выступлениях и публикациях буквально исходили ненавистью, невиданной со времён советского «красного террора».

Как это можно объяснить?

Каковы причины такой ненависти?

«ПОЛЕ ЧУДЕС»

Как известно, блогосфера является эффективным оружием пропаганды. Поэтому различными заинтересованными структурами разрабатываются специальные программы, позволяющие одному блогеру под разными именами писать одновременно с разных IP.

Под это выделяются деньги и нанимаются работники.

Во время интернет-обсуждений зачастую происходит скрытое навязывание людям определённых, выгодных заказчику фактов и позиций по различным вопросам.

За счёт так называемых «ботов» – специальных программ, которые автоматически выполняют определённые действия на компьютерах вместо людей, – в кратчайшие сроки удаётся «засеять» нужной заказчику информацией то или иное информационное поле.

А поскольку отличить живого участника дискуссии от «бота» крайне сложно, возникает ощущение огромного числа сторонников насаждаемого мнения.

Результатом таких долгосрочных манипуляций становится искажение фактов, радикальное изменение отношения к фундаментальным общественным ценностям, разжигание религиозной и межэтнической розни – вплоть до подрыва всей политической системы государства.

Известно, что тот же госдепартамент США, под «развитие демократии» выделяет на информационную войну в блогосфере огромные деньги. И также хорошо известны многие результаты этой войны – достаточно вспомнить, что очень многие народные волнения и революции начались именно с мощной «артподготовки» в социальных сетях.

РАЗДЕЛЯЙ, СТРАВЛИВАЙ И ВЛАСТВУЙ!

Но в мире существуют и другие революции – революции сознания, направленные на то, чтобы подготовить общественное мнение к определённым изменениям.

Именно это и наблюдалось в Украине в отношении канонической Православной Церкви на протяжении последних пяти лет.

Чтобы ответить на вопрос – кому мешает Церковь, достаточно сказать о том, что религия, которую исповедует большинство населения на территории конкретного  государства, это не что иное как «социальный клей». Это то, что объединяет народ сильнее любых идеологий и делает его крепким и стабильным.

Будучи по своей природе надмирным и наднациональным Богочеловеческим организмом, Церковь не участвует (и не обязана участвовать!) в государственном строительстве. Тем не менее, Она негативно относится к разрушению сложившейся общности людей – ибо оно всегда связано с человеческим горем.

Во всех богослужениях Церковь молится о государстве, на территории которого она осуществляет свою духовную миссию по спасению человеческих душ, прося Господа сохранить страну «от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани».

Церковь негативно относится к духовному разделению людей, объединённых общей верой, общими ценностями и общей исторической судьбой – ибо такое разделение есть бунт против воли Христа, молившегося о духовном единстве Своих последователей:

«… да будут едино, якоже и Мы» (Ин. 17:11).

Священномученик Илларион (Троицкий) писал: «Христос основал Церковь, новое общество людей, в котором они должны объединяться между собою каким-то особенным внутренним и духовным единением. Царство Христово – не то, что царства земные, где люди объединены искусственными юридическими нормами, но могут быть в то же самое время совершенно разъединены друг от друга всем своим существом, всей своей нравственной природой.

Сам Христос единство верующих уподоблял органическому единству ветвей одного дерева (Ин. 15:1-7).

В последнем же своём молитвенном торжественном обращении к Отцу Христос указывает как бы идеал церковного единения спасённого Им человечества.

Таким идеалом в словах Христа является церковное единство по образу Лиц Пресвятой Троицы».

Мы прекрасно знаем духовное происхождение нашего народа, который родился именно Крещением в Киевской Купели, куда по отдельности пришли разрозненные языческие славянские племена, а вышел единый народ, объединённый православной верой.

Поэтому во все времена любые попытки духовного разделения этого единого народа Церковь сравнивала с попыткой разделить нешвенный Хитон Христов.

Отсюда становятся понятными стремления определённых сил разрушить эту многовековую духовную спайку – посредством разрушения того Института, в котором это единство обеспечивается евхаристически (а не политически – как считают некоторые).

В этом – корни того проекта, который, к несчастью, реализовывается в нашей стране под названием ПЦУ («православная церковь в Украине»).

Но прежде чем этот чисто политический проект материализовался в виде так называемого «томоса», на протяжении четверти века в информационное пространство Украины вбрасывались вирусы известного содержания.

Были задействованные многие технологии управления массовым сознанием, о которых многие из нас читали или слышали. Тут и «Окна Овертона», и операция «крысиный король» и т.д.

На самом деле, в финансовом отношении влияние на умы людей обходится достаточно дёшево: зашёл в интернет один человек и за день написал пару десятков постов, за которые получил, скажем, 10 долларов. А потом написал и ответы на свои же посты.

А поскольку по закону социального подтверждения подобное притягивает подобное, то все, кому более-менее созвучно то, что написал этот человек, начинают вставлять свои комментарии…

ТРОЛЛИНГ-ПРОВОКАЦИИ

Основной формой социальной провокации или издевательства в блогосфере является так называемый тро́ллинг.

В дословном переводе это слово (англ. Trolling) означает «ловлю рыбы на блесну».

Однако скорее всего это слово приобрело популярность от «троллей» – уродливых, злых, неприятных существ, упоминаемых в скандинавской мифологии.

В наиболее общем виде троллинг представляет собой процесс размещения на виртуальных коммуникативных ресурсах провокационных сообщений – с целью нагнетания конфликтной обстановки путём нарушения всяких правил этического поведения в сети.

Троллинг представляет собой умышленную вредоносную ложь, способствуя не просто быстрому снижению доверия и терпимости к чужому мнению, но и целым сообществам людей, придерживающихся этого мнения, что со временем приводит к развитию настоящей паранойи в информационном пространстве, которая постепенно охватывает и всё общество.

Обычно троллинг осуществляется на различных тематических форумах, в социальных сетях, порталах, чатах и новостных сайтах.

Особенности конструкции подобных виртуальных пространств, как правило, обеспечивают возможность создания «фейковых» страниц – так называемых «альтер эго», в которых человек выступает от не своего реального имени. И таких страниц с разными именами у одного и того же пользователя может быть бесчисленное множество.

Установить же реальную личность, скрывающуюся под этими фейковыми персонажами, не представляется возможным.

Таким образом, тролль пытается представить себя типичным пользователем, и тем самым может нанести существенный вред во многих направлениях: испортить обсуждение, распространить вредный совет либо деструктивную идею, разрушить чувство взаимного доверия в сообществе и т.д.

Как форма социальной агрессии, троллинг обладает характерными особенностями.

Одна из них заключается в возможности существования исключительно в виртуальных сообществах.

Второй особенностью является наличие у троллинга специфических механизмов быстрого высвобождения лавинообразной агрессии, которая мгновенно распространяется на большинство участников виртуального сообщества.

Третьей особенностью троллинга является невозможность потенциальной жертвы конфликта вступить в физический или визуальный контакт с троллем – как инициатором самой конфликтной ситуации.

Использование троллинга создаёт ложный эффект массовости и единства общественного мнения – в этом его главное предназначение.

Профессиональным троллям платят деньги – за выполнение разных задач. В том числе – и по дискредитации Церкви, чтобы ослабить доверие населения к своим пастырям.

Кроме того, к профессиональным троллям, как правило, всегда подключаются обычные участники многих антицерковных форумов, которые пишут уже свои комментарии, направленные на очернение священного сана.

Нередко кто-то из них «кидает призыв» – и все активисты форума тут же устремляются в определённый блог – развивать начатую им тему.

В результате, у читателей этого «топика» складывается впечатление, что буквально весь народ абсолютно и категорически настроен против священства, хотя на самом деле быть такого не может.

ОТКУДА Ж ВЫ ТАКИЕ, ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫЕ?

Вернёмся к вопросу о ненависти и лжи. Откуда их столько?

Где же все эти «60 процентов крещёных людей»?

Да Бог с ними, с формальными христианами-захожанами! Где те 4% людей, которые являются настоящими членами Церкви?

Ответ прост и он лежит в сфере чисто технической.

Верующие люди в основной своей массе не только не владеют искусством ведения полемик в блогосфере, но зачастую либо не имеют должных навыков работы с компьютером, либо просто не хотят (будем откровенны).

«Бог управит», – говорят они и добровольно уходят с «огневых позиций», оставляя своих пастырей и Церковь без прикрытия.

Согласятся ли со мной читатели или нет – это дело каждого. Но я убеждён: если хотя бы одна тысяча молодых православных людей, которые и без того проводят в интернете значительную часть своей жизни, стали бы бойцами информационного фронта – чтобы часть своего свободного времени посвящать защите нашей веры, наших ценностей в блогосфере – информационное пространство всей нашей страны задышало бы по-иному.

Всего одна тысяча…

Информационное оружие в наше время – главное средство ведения войн.

Одна из целей таких войн – подорвать доверие не только к формальным лидерам, но и к любому носителю православного духа и нравственности.

Чтобы понять – как это достигается, рассмотрим простой пример.

Чтобы вовлечь подростка в бандитскую среду, первое, что стремятся сделать бандиты – принизить доверие этого подростка к своим родителям и учителям, разрушить их авторитет.

Им нужно каким-то образом вывести этого подростка из-под влияния тех, кто его воспитывает и учит. Только после этого есть шанс, что он будет участвовать вместе с ними во всех их грязных делах.

Вот такой «увод из-под влияния» и является целью заказчиков очернительства Церкви, которые организовали информационную войну против канонического Православия на Украине.

Так было и раньше.

На кого, в первую очередь, всегда была направлена вражеская активность? На старший офицерский состав и на генералов.

А священник? Ведь это – тот же «офицер»!

Архиереи (епископы, митрополиты, патриарх) – их уже можно сравнить с генералами и маршалами, которые ведут за собой миллионы людей.

Поэтому неудивительно, что пропаганда сейчас направлена именно против этих людей.

Дискредитацией командования достигается неуправляемость самой структуры.

А дальше – можно легко рушить всю эту структуру. Потому что там, где нет доверия к руководству – там сама структура становится неуправляемой.

Это уже не структура – это толпа, которую можно повести и завести куда угодно: хоть в плен, хоть на минное поле, хоть в западную «демократию» или в антицерковное религиозное мракобесие.

В этом – цель людей, желающих разрушить в Украине единственную каноническую Церковь Христову.

Безусловно, внешнее информационное влияние находит определённую внутреннюю опору в тех людях, которые ему подвержены. Обязательно есть причины, по которым люди так охотно принимают ложь за истину.

Прежде всего, это наше внутреннее несовершенство, грехи и всевозможные пороки.

Дело в том, что душевная нечистота противится всему нравственному – точно так же, как грязнуля противится мытью рук, а ленивый ученик противится учению.

Такому человеку невыносимо тяжело и неуютно находиться среди нравственно чистых людей. Поэтому он обязательно начнёт говорить про них какие-нибудь гадости – чтобы создать для себя иллюзию «одинаковости».

«Да кто не грешит?» – и можно спокойно делать всё, что вздумается.

«Человек – существо низменное!» – и можно возбуждать в себе самые низменные побуждения.

Церковь же задаёт определённую планку идеалов и ценностей, устанавливает определённые рамки отношений в человеческом обществе. И те, кто живёт вне этих рамок, чувствуют себя неуютно.

Они почему-то думают, что если уничтожить Церковь, то и духовные законы действовать перестанут.

Но это не так.

Конечно, священники не идеальны, ведь они – тоже люди. И многих из них упрекают вполне заслуженно.

Но если вы приходите на приём к врачу и видите, что у него – масса недостатков: он нетерпелив, раздражителен, малограмотен, не отвечает на ваши вопросы, не даёт советов – что вы сделаете? Откажитесь от лечения? Разуверитесь в медицине? Или пойдёте к другому?

Так почему же из-за одного «не такого» священника обвинения сыплются абсолютно на всех служителей Церкви?

Это – первое.

Второе: у людей, облечённых в священный сан, искушений – гораздо больше, чем у обычного человека. И потому как их жизнь проходит на глазах у всех – их недостатки гиперболизируются обществом.

Например, если обычный человек на машине проехал на красный свет, то никого этим не удивишь. Но если вдруг увидят, что на красный свет проехал дядька в рясе и с крестом на груди, то это моментально станет поводом для сюжетов на «1+1».

Сколько раз мы наблюдали дегенеративные выходки публичных людей из «высшего сословия». Но если в поле зрения журналиста попадёт священнослужитель где-то на курорте, в кафе, на свадьбе, в караоке – всё! – сюжетов для новостей хватит на год.

Тут уместно привести цитату из рассказа священника Ярослава Шипова, которая весьма показательно демонстрирует отношение деревенского народа к священнику.

«Они неутомимо придумывали всякие слухи: то батюшка нехорош, потому что богатый. А когда оказалось, что бедный, и это плохо – настоящий поп не может быть нищим.

То – в каждом селе жена, а коли не так, то – больно строг с женщинами, мог бы и внимание оказать: мало ли что священник – мужчина всё же…».

РЕЗЮМЕ

Если для тебя – священник «не такой» – достигай святости сам, и Церковь будет равняться на тебя. Покажи своим примером святую жизнь. А как только начнёшь трудиться духовно, сразу убедишься, что грехов у тебя предостаточно, и быть ни в чём непогрешимым и безупречным – тебе не по силам.

Святой является Церковь, имея Своей Главой Самого Христа (Еф. 5:23) – поэтому Она стремится к любви, учит любви и ведёт за собой народ.

Но каждый из её членов святым быть не может. Как не может быть гением каждый учёный.

Церковь нужно воспринимать, как целостную структуру, и не судить о ней по отдельным людям.

Следуйте церковным заповедям – и не поддавайтесь на провокации.

Священник Александр Каневский