КАК ВОСПИТАТЬ В РЕБЁНКЕ ДОБРОТУ

В психологии есть такое понятие – «эмпатия» (от греч. «эм» – «в», «внутри» и «патос» – «чувство»). Оно было введено в научный обиход психологами для обозначения сопереживания особого рода – понимания и восприятия чужих мыслей и чувств, как если бы они были твоими собственными. Такое становится возможным, благодаря способности поставить себя на место другого человека, умению слушать и слышать собеседника.

Глубокие вдумчивые родители задумываются над тем, как развить в своих детях такие качества, как любовь к ближнему, способность к сопереживанию и состраданию, как воспитать в них доброту?

В какой-то степени к эмпатии способен каждый человек. Но это свойство, заложенное от природы, важно развивать – особенно в детском возрасте, пока душа ребёнка ещё чутко чувствует добро, Истину, пока она прочно невидимой ниточкой связана с Богом.

ВОСПИТАНИЕ СЕРДЦА

Евангелие учит, что главное в жизни человека – правильное состояние его сердца.

Под «сердцем» понимается центр внутренней жизни человека.

Если сам Спаситель сказал, что «от сердца исходят злые помышления» (Мф. 15:19), то очевидно, что посеять добро в сердце ребёнка является главной задачей воспитания.

ИЕРАРХИЯ МОТИВОВ

В дошкольном возрасте (примерно до 5-ти лет) закладываются важнейшие качества личности ребёнка, формируется его характер. Одновременно у него формируется и так называемая иерархия мотивов.

Малыш не просто изучает окружающий мир, а пытается понять, что в его жизни будет самым главным, что второстепенным, а что совсем малозначимым. Иерархия мотивов формируется постепенно, порой незаметно.

Многие родители относятся к детскому возрасту несерьёзно, недооценивая важность этого периода. Хотя именно в этом возрасте в душе ребёнка начертывается, ЧТО это будет за человек, что будет лежать в основе его взаимоотношений с окружающими людьми – принцип личного удовольствия или принцип служения другим людям.

Каким образом нужно воспитывать ребёнка, чтобы сформировать такую систему ценностей, в которой будет преобладать любовь к ближнему?

В первую очередь дети перенимают ЛЮБУЮ систему ценностей через подражание родителям.

Они пристально следят за тем, как родители относятся к ним, друг к другу, как ведут себя с внешним социумом.

Важнейший момент – это количество любви и заботы, которое дети получают в своей семье. Насколько враждебен или насколько доброжелателен мир, насколько с людьми можно найти общий язык – всё это усваивается детьми на основе их взаимоотношений с родителями.

Если в раннем детстве ребёнок получает безусловную любовь и принятие от родителей, он испытывает доверие к миру и будет способен в будущем относиться к людям с такой же любовью и заботой.

ТРИ СТИЛЯ ВОСПИТАНИЯ

  1. Авторитарные родители и склонные к конфликтам дети.

Этот стиль воспитания очень распространён. Кстати, некоторые верующие родители считают его единственно правильным.

Для этого стиля воспитания характерно жёсткое обращение родителей со своими детьми: родители очень жёстко предъявляют свои требования и добиваются их выполнения, при этом крайне скудно поддерживают ребёнка эмоционально.

Непроизвольно они делают очень много замечаний и редко хвалят дитя, которое при таком стиле воспитания не согрето любовью.

Такие родители непроизвольно внушают своему малышу: «ты – неудачник», «у тебя ничего не получается», «ты опять нас расстраиваешь». Это внушается не на уровне слов, а на уровне подсознательного воздействия.

Так у ребёнка формируется агрессивный стиль поведения. Через подражание родителям он становится таким же жёстким, нападающим, упрекающим.

С другими людьми такой маленький человек часто общается на уровне ультиматумов.

Или – наоборот.

Ребёнок становится невротически пугливым: он всего боится, потому что принял установку о своей неудачливости. Но при этом бывает склонен к «опережающим ударам».

И в первом, и во втором случае у детей формируется особая система ценностей, в которой окружающие люди – это враги, с которыми нужно взаимодействовать очень жёстко, иначе они ничего не поймут.

При таком стиле воспитания ребёнок не способен проявить милосердие к другому человеку.

Родителям важно помнить, что чадо нужно обязательно эмоционально поддерживать, хвалить, гладить по головке и т. д. Всё это является лекарством для его души.

Но и лекарство нужно принимать разумно, иначе оно становится ядом.

Точно так же и с похвалой: если захваливать ребёнка постоянно, он вырастет тщеславным и гордым.

  1. Снисходительные родители, импульсивные и агрессивные дети.

При подобном стиле воспитания чадушко находится на положении кумира семьи.

Ему всё разрешается, воспитание строится по принципу: «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало».

Ребёнок растет избалованным.

Второй вариант проявления этого стиля: родители настолько устают на работе, что, приходя домой, остаются безучастными к детям, отгораживаются от общения с ними.

Казалось бы, два совершенно разных подхода: либо – заласкивают, либо – уходят в сторону. Но последствия одни и те же: у ребёнка формируется ощущение, что родителям не до него.

Ему не хватает той самой настоящей поддерживающей любви (общения «душа в душу», когда родители и дети объединены общими интересами и т. д.).

При таком стиле воспитания ребёнок вырастает очень импульсивным и агрессивным.

У него формируется представление о том, что всем людям (так же, как и родителям) – не до него, что мир вокруг враждебен.

Частенько он вырастает эгоистом – с установкой, что все вокруг должны его ублажать.

Такое дитя не способно к состраданию и сочувствию по отношению к другим людям. Оно не умеет просить прощения, не в силах жалеть родителей, когда те устали или больны.

  1. Авторитетные родители, общительные, инициативные, добрые дети.

Авторитетных родителей от авторитарных отличает одна важная особенность.

Они так же, как и авторитарные родители, выдвигают жёсткие требования своим детям (авторитетные – от слова «авторитет»: их очень уважают дети) и следят, чтобы их требования выполнялись. Но при этом они с любовью объясняют ребёнку, почему это нужно сделать. Они могут сказать: «Понимаешь, если ты сделаешь это так, это может привести к вот таким последствиям».

Они могут подойти к расстроенному малышу и сказать, к примеру: «Вот видишь, ты сейчас плачешь. Давай вместе подумаем, почему это произошло». И помогают ребёнку разобраться в его ошибках.

Если кроха чего-то не поняла, родители подскажут, но подскажут доброжелательно.

Так у ребёнка формируется совсем другое представление о мире: мир – это те люди, с которыми можно общаться, с которыми можно говорить, как с мамой и папой. А мама и папа – это самые добрые люди, которые всегда защитят и всегда помогут.

Дети относятся к родителям уже более открыто и доверительно.

У таких детей нет страха перед общением с другими людьми, они растут очень доброжелательными.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ЭГОЦЕНТРИЗМ

Это свойство мышления дошкольника открыл швейцарский психолог Жан Пиаже.

Его главная особенность – прикованность к собственной точке зрения и неспособность учесть другую.

Пиаже провёл такой эксперимент.

Ребёнку показали макет местности с тремя разными горками. Затем на противоположный край стола поместили куклу и попросили расположить на другом макете три аналогичные горки так, как «видит» их кукла. Оказалось, что даже дети 8-9 лет не могут справиться с заданием, а дети до 6-7 лет обычно ставят горки так, как видят их сами.

Если выйти с двумя детьми-дошкольниками вечером на улицу и сказать: «Ты сейчас пойдёшь налево, а ты – направо. Как вы думаете, за кем пойдёт луна?» – каждый ребёнок будет уверен, что луна пойдёт за ним.

Такой познавательный эгоцентризм имеет место, потому что мышление ребёнка ещё не развито.

Но на эту особенность нужно обратить внимание, потому что эгоцентризм мышления легко может перерасти в эгоизм – привычку жить только для себя.

Особенно часто это происходит, если родители подыгрывают ребёнку и дают ему понять, что всё вращается вокруг него – если в семье отсутствует правильная иерархия, при которой на главном месте папа, потом мама, потом старшие братья и сестры, и только потом он.

Чтобы этого не произошло, очень важно дошкольника приучать к делам милосердия.

МИЛОСЕРДИЕ НАЧИНАЕТСЯ С МАЛОГО

Если у ребёнка есть младшие брат или сестра, нужно привлекать его к посильному уходу за ними.

Заботу о родных бабушках и дедушках маленький член семьи также может делить с родителями.

Если есть соседи, которым нужна помощь – почему бы им не помочь?

Если по соседству живёт пожилой человек, можно послать ребёнка в магазин – чтобы купить для него продукты.

Вместе с ребёнком помочь упавшему человеку подняться, перевести старушку через дорогу – это, казалось бы, мелочи. Но из них и складывается воспитание милосердия.

Вспоминается случай, рассказанный одной женщиной.

Они с маленькой дочкой шли по железнодорожным путям и вдруг увидели между рельсами жалобно скулящего щенка.

Дочка посмотрела на этого щенка, потом на маму – и мама поняла, что если они сейчас пройдут мимо, то, сколько бы красивых слов она потом ни сказала о милосердии и сострадании, она никогда не сможет объяснить дочке, что это такое. И они взяли этого щенка.

Действительно, один такой поступок имеет более мощное воспитательное воздействие, чем тысячи слов.

Во время поста можно предложить ребёнку отдать часть своих игрушек кому-то другому – у кого родители, может быть, не в состоянии покупать такие дорогие игрушки, или отвезти и подарить часть игрушек детям из детского дома (причем, игрушки должны быть действительно хорошие, а не те, которые собрались выбросить).

Когда дети начинают помогать другим людям, они замечают и чужую боль, и радость, вызванную их действиями.

Важно, чтобы родители поддерживали ребёнка, который делает что-то доброе своим одобрением.

Можно сказать, к примеру: «Посмотри, ты ему помог, а как он обрадовался! Ты видел, как он заулыбался? А тебе хорошо, радостно? Смотри, ты совсем немного потрудился, а сколько радости вокруг!».

Так воспитывается в ребёнке доброта, которая приносит великую радость и самому делающему добро.

Ярким примером воспитания детей посредством вовлечение их в дела милосердия является пример семьи святых Царственных Страстотерпцев.

Во время Первой мировой войны Императрица Александра Феодоровна «организует особый эвакуационный пункт, куда входит около 85 лазаретов для раненых воинов. И вместе со своими дочерьми она проходит курс сестёр милосердия военного времени.

Потом все царские дочери поступают рядовыми хирургическими сестрами в лазарет при Дворцовом госпитале и тотчас же приступают к работе – перевязкам, часто тяжело раненых. Стоя за хирургом, Государыня, как каждая операционная сестра, подавала стерилизованные инструменты, вату и бинты, уносила ампутированные руки и ноги, перевязывала гангренозные раны, не гнушалась ничем, стойко вынося запахи и ужасные картины военного госпиталя во время войны» (О. Платонов «Николай Второй в секретной переписке»).

Благодаря такому деятельному милосердию Великие княжны были воспитаны «полными душевной мягкости, бесконечной доброжелательности и доброты ко всем».

ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ

Когда вы читаете ребёнку книги, стоит акцентировать его внимание на моментах, когда герои помогают кому-то, проявляют милосердие и сострадание.

Верующим родителям можно порекомендовать читать детям адаптированные варианты житийной литературы и также обращать внимание на то, как святые помогали другим людям и обсуждать, почему они так поступали, откуда бралась в них такая жертвенная любовь.

Родителям нужно формировать у ребёнка идеал человека, глубоко любящего других людей – как на уровне сердца, так и на уровне реальных поступков.

Это очень важно делать именно в дошкольном возрасте, пока ребёнок восприимчив. Важно не упустить этот возраст.

А это стихотворение Агнии Барто мы рекомендуем и детям, и взрослым.

Готов для человечества

Он многое свершить,

Но торопиться нечего,

Зачем ему спешить?

 

Пока ещё он подвига

Себе не приглядел,

А дома (что поделаешь!)

Нет подходящих дел!

 

Дед от простуды лечится,

Лекарство дать велит,

Но он – не человечество,

Он старый инвалид.

 

С утра Наташка мечется

(Гуляйте с ней с утра!).

Она не человечество,

А младшая сестра.

 

Когда судьбой назначено

Вселенную спасти,

К чему сестренку младшую

На скверике пасти?!

 

Пока ещё он подвига

Себе не приглядел,

А дома (что поделаешь!)

Нет подходящих дел!

 

В своем платочке клетчатом

В углу ревёт сестра:

— Я тоже человечество!

И мне гулять пора!

 

ДАЙТЕ РЕБЁНКУ ВОЗМОЖНОСТЬ ВАМ ПОМОЧЬ

Кроме воспитания милосердия, важно вовремя воспитать в человеке привычку к труду. Сензитивный период для воспитания трудолюбия – также возраст 4-5 лет.

Дети в этом возрасте стремятся помогать родителям, и труд доставляет им удовольствие.

Когда мама стирает, дочка пытается засунуть руки в таз и имитирует мамины движения. Когда папа заколачивает гвоздь, сын «трётся» рядом с ним и просит дать ему молоток, чтобы он тоже смог забить гвоздь.

Порой родители не понимают важности этого момента и часто отказывают детям под предлогом того, что сами сделают лучше и быстрее, отталкивают малыша словами «не мешай», «не путайся под ногами», «иди в игрушки поиграй».

В подобной ситуации речь идёт уже об эгоцентризме родителей: свой комфорт, своё время взрослые часто ценят больше, чем интересы ребёнка. Потом такие родители, когда их дети достигают подросткового возраста, обычно жалуются, что сын или дочь – эгоисты, ничего по дому не делают, никак не помогают и т. д.

Но этого можно было избежать!

Психологи советуют давать ребёнку возможность вам помочь, но с учётом его возраста.

Например, когда мама стирает, можно поставить рядом маленький тазик, в котором дочка постирает одежду для своей куклы.

Когда мама готовит, девочка может помочь замесить тесто, разложить начинку для пирога и т. д.

Так потихоньку дочка будет осваивать мамины обязанности и вырастет настоящей помощницей.

И папа может не полениться приобрести для сына маленький молоточек, и во время ремонтных работ тот будет полноправным участником процесса (конечно, под чутким руководством папы).

Если вы боитесь доверять сыну настоящие инструменты, можно вручить ему игрушечные, сделанные из пластмассы: они неопасны, но мальчик сможет почувствовать свою приобщённость к мужской работе.

Интересно, что, когда ребёнок начинает помогать, у него меняется самооценка. Он чувствует, что у него появились обязанности – так называемая зона личной ответственности. Он чувствует себя более значимым в семье, более взрослым.

Очень важно, чтобы у ребёнка сформировались навыки самообслуживания.

Он должен сам убирать за собой постель, чистить свою обувь, убирать свою комнату.

За любой самостоятельный труд обязательно хвалите малыша: «Как мне было приятно зайти в твою комнату! Она такая чистая! Ты у меня теперь совсем большой!».

И не скупитесь на похвалы.

Вспомните, как долго и громко вы высказываете порой ребёнку своё недовольство. Почему бы положительные эмоции не сделать столь же сильными и запоминающимися?

Тогда дошкольник будет стремиться помогать родителям, а со временем он сможет, в случае необходимости (например, если мама заболела), взять её самые необходимые обязанности на себя.

ОСНОВА ОСНОВ

Нравственное воспитание ребёнка неразрывно связано с его духовным развитием на основе Православия.

С ребёнком нужно разговаривать о Боге, о Богородице, о святых, о том, как был создан мир и человек.

Простым, доступным для малыша языком нужно рассказывать ему о том, как Бог любит человека и в Своей любви к человеку доходит до такого самопожертвования, что добровольно отдаёт Себя на смерть.

В идеале ребёнок должен прийти к той мысли, что добрые дела, милосердные поступки нужно совершать не потому, что окружающие за них хвалят или помогают в ответ. Родителям нужно подвести ребёнка к пониманию того, что помогать кому бы то ни было нужно ради Христа, что каждый человек – есть образ Божий, и, творя добро для ближнего, ты на самом деле творишь добро для Самого Бога.

В завершение хочется пожелать родителям терпения, любви и чуткости при воспитании в детях такой важной добродетели, как милосердие.

«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7).

Елена Макеева