КАК В ИСЛАНДИИ МОЛОДЁЖЬ ОТУЧАЮТ ОТ АЛКОГОЛЯ И НАРКОТИКОВ

В 1998 году статистика «употребляющей» молодёжи в Исландии была следующей: 42% среди опрошенных подростков в возрасте 15-16 лет за предыдущий месяц хотя бы раз напивались, 17% – как минимум один раз пробовали марихуану и 23% – ежедневно курили сигареты. В 2016 году эти удручающие показатели значительно снизились – до 7% по алкоголю, 7% по марихуане и всего 3% по табакокурению.

Эти цифры приводит журналист Эмма Янг в своей статье для научного журнала Mosaic. Каким образом Исландии за последние 20 лет удалось радикально «оздоровить» молодых людей и снизить количество употребляемых ими веществ, вызывающих ту или иную форму зависимости?

Учёный Харви Милкмен, около четырёх десятков лет исследующий человеческие зависимости, в своей докторской диссертации доказал, что потребители героина или амфетамина отличаются своей жизненной позицией и подходом к решению проблемы стресса.

По Милкмену, героинщики таким способом хотят «выключить» себя из неприятной ситуации, отрешиться от неё, а те, кто потребляют амфетамин, выбирают путь активного сопротивления.

После публикации работы учёного, его пригласили стать членом исследовательской группы американского Национального института злоупотребления наркотиками.

Перед исследователями были поставлены следующие вопросы:
– Почему люди начинают употреблять наркотики?
– Почему продолжают?
– Когда они достигают порога, за которым начинается «злоупотребление»?
– В какой момент они способы прекратить? И почему возникает рецидив?

В своё время Харви Милкмен и его коллега Уильям Фрош, профессор медицинского центра факультета психиатрии Университета Колорадо, разработали теорию употребления наркотиков, стимуляторов и антидепрессантов всеми возрастными группами как результат внутриличностной борьбы – так называемую «теорию копинга».

Одной из причин возникновения наркомании у подростков они считали феномен копирования влияния сверстников и последующего воспроизведения процессов привыкания.
Все эти годы Милкмен, изучая зависимость, заметил одну и ту же закономерность: привыкание неразрывно связано с особенностями поведения человека.

Учёный считает, что пристраститься можно к чему угодно – к алкоголю, кокаину, экстремальной езде, сексу, калориям.

Различные вещества вызывают определённые биохимические процессы в мозгу, от которых потом организм становится зависимым. В итоге Милкмен решил преподнести подросткам альтернативу – виды деятельности, вызывающие схожие антистрессовые процессы, но при этом – безвредные.

В 1992 году команда Милкмена в Денвере выиграла $1,2-миллионный грант и запустила программу под названием Project Self-Discovery, в рамках которой подросткам, употреблявшим алкоголь, наркотики и сигареты, начали предлагать альтернативу.

«Мы говорили им: мы не будем вас от чего-то лечить, мы научим вас всему, чего вы только пожелаете, – музыке, танцу, хип-хопу, искусству, боевым искусствам», – вспоминает учёный. Идея была в том, что эти занятия должны запустить в мозге человека те реакции, которые нужны ему, чтобы лучше справиться со стрессом в жизни, – кому-то помогут успокоиться, кому-то, наоборот, дадут драйв и адреналин. Одновременно с детьми работали преподаватели, учившие их лучше понимать самих себя и взаимодействовать с окружающими.
Тогда же, в начале 90-х, Милкмен начал регулярно посещать Исландию, где он рассказывал о своих исследованиях и наработках.

Он стал консультантом первого жилого центра лечения наркомании для подростков в Исландии – в городке под названием Тиндар.

Повышенный интерес исландцев к опыту Милкмена не был праздным – в 1992 году общенациональное исследование показало, что среди 14-, 15- и 16-летних школьников почти четверть ежедневно курили и более 40% напивались в течение последнего месяца.

Исследователи выяснили, чем те, кто пьёт и курит, отличаются от подростков без дурных привычек.

Факторами, защищавшими от вредных пристрастий, оказались регулярные занятия чем-либо, помимо школы (в том числе – занятия спортом), ощущение, что о тебе заботятся в школе, и привычка проводить поздний вечер дома, а не на улице.
К тому времени в Исландии активно работали программы по предотвращению наркотической, табачной и алкогольной зависимости. Все они были традиционно построены на обучении – подросткам рассказывали, что наркотики – это плохо и вредно.

Однако Милкмен на примере США был убеждён, что такие программы не справляются с поставленной задачей, и предложил Исландии другой подход.

Используя результаты опросов школьников, учёные разработали и стали поэтапно вводить новый национальный план.
Начали постепенно меняться законы – впервые в стране запретили продажу табака лицам моложе 18 лет и алкоголя тем, кому не исполнилось 20.

Реклама сигарет и алкоголя тоже была запрещена.

Цены на эти товары там высоки: пиво стоит $3-8 за 0,5 л, вино – в среднем $18 за бутылку, пачка сигарет – $11.

Появился закон, действующий и сейчас, и запрещающий детям 13-16 лет находиться на улице после 10 часов вечера зимой и после полуночи летом.

В системе образования возникло звено, соединившее школы и семьи, – родительские организации и школьные советы с обязательным присутствием родителей, которых тоже начали обучать – тому, как общаться с детьми, как проводить с ними больше времени и зачем это нужно, как заинтересовать ребёнка меньше шататься по улицам…

Многие родители подписали своеобразный пакт о том, что не будут покупать выпивку несовершеннолетним или оставлять их на вечеринках без присмотра.

Такие соглашения, считают психологи, позволили укрепить родительский авторитет дома.
Параллельно правительство увеличило субсидии на развитие спортивных, творческих, музыкальных, танцевальных и других клубов, чтобы дать детям возможность изучить что-то новое, почувствовать общность и заботу.

Семьям с низким уровнем дохода помогали особо.

Так, в Рейкьявике, где живёт две трети всего населения страны, правительство выдаёт специальные карты номиналом 35 тыс. крон (примерно $320) на год, которые ребёнок может потратить на внешкольные занятия.
Опросы школьников стали ежегодной практикой – благодаря им кураторы программы отслеживают изменения в среде молодёжи. Эти опросы показали, что к 2012 году доля 15-16-летних из числа проводивших свободное время с родителями, удвоилась (23% в 1997 году до 46% – в 2012-м). Занимающихся спортом четыре и более раз в неделю также стало заметно больше – 42% против 24%.

Число подростков, употреблявших алкоголь, марихуану или табак, наоборот, снизилось.

В последнее десятилетие уровень вредных привычек среди молодёжи постепенно идёт на убыль во многих европейских странах, но нигде нет такого контраста, как в Исландии.

По словам исследователей, беседовавших с одной 15-летней девушкой, та не смогла вспомнить никого из своей школы, кто бы курил или пил.
К 2006 году, когда благоприятная тенденция Исландии стала очевидной, её опытом заинтересовались в Евросоюзе.

Исландские учёные пришли к выводу, что факторы риска и «защиты» от вредных привычек схожи независимо от страны: если подростки участвуют в различных мероприятиях и проводят время с семьёй, это коррелирует со снижением частоты употребления алкоголя и наркотиков, и наоборот.

Олесь Николенко