КАК СПРАВИТЬСЯ С ОБИДОЙ

Не секрет, что люди порой сталкиваются с какими-то неприятными и даже обидными ситуациями в Церкви. Тяжелее всего, конечно, когда эту обиду вольно или невольно наносит священник…

Злословящих, ненавидящих и обижающих нас людей нам посылает Господь – чтобы научить нас терпению и смирению – тем добродетелям, без которых наша душа не может стать христианкой.

Как-то оптинский старец Никон получил письмо с оскорблениями и руганью. У старца мелькнула мысль: «Кто же это мог написать? От кого это письмо?».

Но он тут же взял себя в руки: «Никон, это не твоё дело, не надо допытываться, кто написал. Если Господь попустил – значит, так надо. Значит, есть у тебя грехи, за которые надо потерпеть».

Если человек так себя настроит – у него всё в жизни встанет на свои места. А то есть такие «христиане», которые так могут разобидеться, что начинают возмущаться, шуметь, а потом перестают разговаривать и могут неделю, а то и месяц молчать – таить зло и обиду.

Бывает, что и нужно сделать человеку замечание, что-то подсказать, но в этом случае надо всегда помнить слова премудрого Соломона: «Обличи разумного – он тебя возлюбит, не обличай безумного – он тебя возненавидит».

Один старец-священнослужитель писал о себе: «Я – как пёс. Бывает, псу скажут: «Вон отсюда!» – он и отойдёт подальше; отойдёт и сидит – ждёт, как дальше себя хозяин поведёт. А если хозяин снова позовёт: «Ну-ка, иди сюда!» – он опять хвостиком завилял и с любовью к хозяину подбегает, не помнит зла.

Когда меня кто-то ругает, гонит, я отхожу от него. Но если человек приходит ко мне и кается, просит прощения – я опять с любовью его принимаю и на него не обижаюсь.

Я только рад, что он пришёл ко мне и покаялся».

Прежде всего надо себе уяснить, что наша жизнь – это школа, а всё, что нам попускает Господь – скорби, искушения – это уроки, которые нам необходимы для того, чтобы выработать в себе терпение, смирение, избавиться от гордыни и обидчивости.

И Господь, когда попускает их нам, смотрит, КАК мы себя поведём: обидимся или сохраним мир в душе.

А почему нас обижают? Значит, мы заслужили, чем-то согрешили…

Для того, чтобы не было ни обиды, ни раздражения, чтобы душа в Боге успокоилась, надо очень много перетерпеть от ближних – и поношения, и оскорбления, и всякого рода неприятности.

Не надо говорить колкости, если вас оскорбили. Просто подумайте про себя: «Это мне Господь дал возможность укрепиться в терпении, чтобы душа моя научилась смирению (т.е. принимать с миром всё, что попустил мне Господь»)».

И душа наша успокоится.

А если мы начнём: «А что это он на меня клевещет, лжёт, оскорбляет? Меня!..». И пойдём вразнос. Значит дух сатаны живёт в нас. И никогда не успокоимся, никогда не обретём внутренний мир, если не научимся терпеть. Станем истеричными.

Если нас кто-то оскорбил, обидел, не надо собирать информацию к ответной атаке, не надо добывать в разных уголках «компромат» на этого человека: «Вот, он такой и такой, ну я ему сейчас…»; не надо выжидать удобного момента, чтобы вылить ему на голову эти помои.

Христианин, если узнал, что про него кто-то плохо говорит, должен сразу смирить себя: «Господи, Твоя воля! По грехам моим так мне и надо! Достойное по делам своим приемлю. Ничего, переживём. Всё перемелется, перетрётся!».

Надо себя воспитывать.

А то кто-то что-то сказал – и мы не можем успокоиться до тех пор, пока не выскажем ближнему всё, что думаем о нём. А эти «мысли» нам на ухо шепчет сатана, а мы за ним повторяем всякую грязь.

Христианин должен быть миротворцем. Он всем должен нести только мир и любовь.

Никакой гадости ни обиды, ни раздражения – не должно быть в человеке.

Отчего унываем? Не от святости, конечно! Оттого унываем, что много дурим, много в голову берём, видим только грехи ближнего, а своих не замечаем. Пересеиваем чужие грехи, а от пустословия, от осуждения благодать Божия отходит от человека, и он уподобляет себя бессловесным тварям. И тут уже от человека всего можно ожидать. Такая душа никогда не получит мира и покоя.

Христианин, если видит вокруг какие-то недостатки – старается всё покрыть любовью. Никому не рассказывает, грязь никуда не разносит.

Он сглаживает и покрывает чужие грехи для того, чтобы человек не озлоблялся, а исправлялся.

Сказано у святых отцов: «Покрой грех брата твоего, и Господь твои покроет».

А есть такой сорт людей, которые, если что-то заметят, сразу стараются разнести это по другим людям, по другим душам.

Человек в это время себя возносит: «Какая я мудрая, я так не делаю». А это есть нечистоплотность души. Это – грязная душа. Христиане так себя не ведут. Они не видят чужих грехов.

Господь сказал: «Для чистых всё чисто» (Тит. 1:15), а грязному – всё грязно.

Архимандрит Амвросий (Юрасов)

 

ЕСЛИ ОБИДЕЛ СВЯЩЕННИК

Не секрет, что люди порой сталкиваются с какими-то неприятными и даже обидными ситуациями в Церкви. Тяжелее всего, конечно, когда эту обиду вольно или невольно наносит священник…

Вы никогда не задумывались над тем, что иногда мы обижаемся на, казалось бы, справедливые вещи просто по незнанию?

Но что, если всё-таки приходится терпеть напраслину? Как найти в себе силы переступить порог Церкви вновь?

По-христиански ли искать защиты и справедливости у священноначалия?

Наверное, правомерно задаться вопросом, почему, вообще, возможны ситуации, при которых человек чувствует себя обиженным на священника, ведь Церковь – дом Божий, последнее пристанище, где мы надеемся получить утешение.

Но нужно разделять две принципиально разные вещи.

Во-первых, бывает достаточно много ситуаций, когда люди обижаются на священника вовсе не потому, что он неделикатен, груб, жестокосерден, невнимателен к тем обстоятельствам жизни, о которых ему рассказывают. Порой люди могут обижаться просто потому, что они не привыкли, когда кто-то вторгается в их внутреннюю жизнь, учит, как им поступать.

Но священник бывает вынужден объяснять, что нельзя помочь человеку без его же собственного участия, что для этого в жизни нужно что-то изменить, потому что есть некая духовная реальность, в которой действуют свои незыблемые законы. И если человек не живёт по Закону Божьему, а о Боге вспоминает только тогда, когда ему плохо, то это «плохо» будет наступать всё чаще и чаще.

А уж стоит, порой, заговорить о грехах, как человек тотчас же обижается, считая, что он-то совсем не хуже других и особо страшных грехов не совершает. Причём опыт показывает, что священник может говорить об этом очень деликатно, бережно, и, всё равно – собеседник обидится, просто потому, что совершенно не понимает, что такое жизнь, Кем она ему дана, и каковы её законы.

Порой люди обижаются на по-настоящему кроткое и деликатное замечание о том, что в следующий раз лучше прийти не в майке, шортах и шлепанцах на босу ногу, а несколько иначе.

Обижаются, что в самый разгар богослужения священник не может выйти к ним из алтаря или, бросив всех остальных прихожан перед рождественской или пасхальной службой, немедленно отправиться освящать новую квартиру, которую «нужно срочно освятить именно сегодня»!

«Так вот как у вас здесь к людям относятся?!» – восклицает обиженный, который настолько сконцентрирован на себе, что совершенно не в состоянии понять: вокруг множество людей, которые тоже нуждаются в помощи, попечении, заботе священника. Нет, он хочет, чтобы священник уделил внимание именно ему – немедленно и всецело.

Но порой священники действительно обижают.

Почему?

Потому что они – тоже люди, со всеми присущими человеку несовершенствами.

Они могут проявить раздражение, нетерпение, неделикатность, невнимательность и равнодушие.

Однако, хотя священник и является «тоже человеком», но на многие «человеческие» вещи он не имеет права в своей пастырской деятельности. Потому что каждый, кто пришёл в храм, так или иначе сделал шаг навстречу Богу – может быть, не до конца осознанный, неуверенный, с кучей сомнений – и священник ни в коем случае не должен встать на этом пути, оттолкнуть кого-то от Церкви и от Христа своими неосторожными действиями.

Ведь люди, ещё не знающие Господа, только начинающие путь к Нему, именно по священнослужителю делают заключение о том, каков Бог.

Не знающие подлинно святых людей, не знакомые с жизнеописаниями христианских святых, новоначальные порой именно по священнику и встреченным в храме людям судят о всех верующих вообще.

Вторая причина, по которой священник, действительно, кого-то может обидеть – недостаточность пастырского опыта.

Есть люди, которые, приняв священный сан, не приняли вместе с этим одну из главных истин пастырского служения: невозможно быть священником и при этом не любить людей.

Ведь главное для священника – это забота о тех, кого тебе вверил Господь.

Без понимания своей обязанности быть путеводителем к их спасению совершение богослужения или даже социальная работа – напрасны и, наверное, даже вредны.

Каждый человек приходит в Церковь с чем-то, что болит, что его мучает, выплёскивая это на священника. И если у того не будет любви к человеку и к своему служению, то, конечно, он может не выдержать – начнёт проявлять нетерпение, срываться.

Что делать человеку, которого «травмировало» что-либо в церкви?

Прежде всего, нужно постараться объяснить такому человеку, что, если один раз не повезло, то это не значит, будто все священники грубы, либо безразличны, либо холодны – подавляющее большинство священнослужителей честно, достойно и самоотверженно исполняет своё служение.

Если человек подготовился к исповеди и Причастию и видит, что священник ведёт себя по отношению к прихожанам как-то нетерпеливо или холодно, не стоит пугаться и откладывать исповедь. Пусть душевного расположения к такому пастырю не возникнет, и человеческого участия он к вам не проявит, однако Таинство всё равно совершится.

А для беседы, в которой хотелось бы что-то для себя прояснить или получить пастырский совет, лучше избрать другого священника.

Хорошо бы найти духовника, у которого можно постоянно исповедоваться, потому что ответы на многие вопросы пастырь может дать только тогда, когда он хорошо знает вас и ваш духовный путь, особенности вашей церковной жизни.

Таким духовником может стать священник, отнюдь не наделённый какими-то особыми дарованиями, но, главное, – ревнующий о спасении своём и своих пасомых.

Ну, и опять-таки, когда мы говорим, что «священник – тоже человек», нужно учитывать факторы порой чисто бытового, житейского характера.

К примеру, у этого священника двое-трое и более детей, которые могут болеть, а жена может лежать в больнице на сохранении и т.д.

И, конечно, если он в какой-то ситуации проявил нетерпение или жёсткость, то будет, конечно, виноват, но, с другой стороны – разве нельзя его чисто по-человечески понять и простить?

Или же, можно допустить, что священник стоит на исповеди, но при этом находится на грани сердечного приступа, или давление у него 200 на 140. И такие случаи бывают.    Ведь часто люди, приходя в храм, совершенно не задумываются о тех, кто там служит или работает, об обстоятельствах их жизни.

Хотя, если ты хочешь по отношению к себе участия, понимания, внимания, заботы, любви, то, наверное, было бы естественно и уместно быть готовым эти качества как-то проявить и со своей стороны.

Игумен Нектарий (Морозов)