КАК РАСПОЗНАТЬ В СЕБЕ ГОРДОСТЬ И ТЩЕСЛАВИЕ

У митрополита Антония Сурожского я как-то прочитал о том, что Бог не даёт нам видеть себя в истинном свете до тех пор, пока у нас не окажется достаточно веры и надежды, чтобы выдержать созерцание собственного духовного уродства.

На протяжении всей нашей жизни Господь открывает нам себе самих ровно настолько, насколько вера наша позволяет смиренно принять себя – со всеми пороками, страстями, немощами, со всем нашим несовершенством, со всем нашим «нравственным безобразием», и при этом не впасть в отчаяние – худшее из состояний, в какое только может ввергнуть христианскую душу князь мира сего.

Однако, на любом этапе нашего самопознания, мы никогда не в состоянии увидеть себя такими, какими видит нас Господь, ибо вера наша несовершенна.

Святые угодники Божии, многие из которых поднялись на непостижимую для нас высоту духовного совершенства, считали себя самыми грешными, самыми немощными, самыми убогими именно потому, что вера их позволяла им видеть себя воистину ангельскими очами.

Они созерцали себя в Свете Христовом, они видели свои души так, как мы видим собственные жилища летним солнечным днем, открыв нараспашку все двери и окна, когда становится заметным многое из того, что мы совершенно не замечали накануне вечером при тусклом свете уличного фонаря.

Повреждённая грехом человеческая природа не может совершенно очиститься от грехов. Грех живёт в человеке.

Наша плоть требует того, что противно душе. Душа требует того, против чего восстает плоть.

Сатана воюет с Богом, и в этой войне душа человеческая – и поле этой битвы, и цель этой войны.

Бог хочет душу нашу спасти, сатана – погубить.

Поэтому христиане подобны воинам, занявшим круговую оборону при защите «высотки». Враг наступает со всех сторон. Потеряешь бдительность – враг прорвёт кольцо обороны и займет «высоту».

И в этой борьбе, как на любой войне, конечно, есть потери.

Где-то мы проявили мужество и твёрдость – и победили. А где-то не устояли, уступили, смалодушествовали – и потерпели поражение.

Поэтому самый святой человек всегда остро ощущал в себе семя греха и всю жизнь с ним боролся. Этим он в принципе и отличается от обычного человека, который, зачастую, не только не борется, но даже не видит врага!

Однако святые, на какой бы высоте духовного совершенства они не находились, знали пределы своих возможностей, и более ясно, чем кто-либо из других людей, видели в себе грех.

«Совершенство совершенных воистину несовершенно», – так говорит об этом св. Антоний Великий.

«Ваша праведность как запачканная одежда» (Ис. 64:6), – говорит Господь.

«Мои добродетели смердят пред Господом», – так выразил своё отношение к состоянию собственной души главный персонаж фильма «Остров» – человек, который на протяжении 34 лет горячо каялся в содеянном грехе и достиг святости.

Лишь видя себя в свете Христовой правды, человек может все свои успехи, все свои личные достижения и добродетели вменить ни во что.

Людям нецерковным понять и принять это довольно сложно.

Священники по опыту знают, что довольно часто на исповедь приходят люди, совершенно не понимающие в чём нужно каяться, что такое грех.

Почти каждый человек склонен к самооправданию. И чем дальше человек находится от Церкви, тем в большей степени это самооправдание в нём проявляется.

А знаете, почему Христос призывал нас любить врагов своих?

Потому что только враг может помочь вам раскрыть самого себя.

Сказать нам в лицо, кто мы есть на самом деле (пусть не совсем в гладких и приличных выражениях, пусть горячо и возможно несколько преувеличенно, но зато без всякой лести, без всякого подобострастия), – может только враг.

Поэтому таких людей мы должны любить и нежно лелеять.

За них нужно горячо молиться и подавать о них записки на проскомидию, как за благодетелей.

Хотите узнать, в чём нужно каяться? Встретьтесь или позвоните по телефону своему самому большому недоброжелателю и спросите, ЧТО он о вас думает. И то, ЧТО он вам скажет, с необходимыми стилистическими коррективами, перепишите на лист бумаги и с этим листком можете смело идти на исповедь.

Вы спрашиваете, «существуют ли четкие критерии, по которым можно было бы безошибочно определить: есть у человека гордыня или нет»?

Да, такие критерии (внешние и внутренние признаки) существуют.

Прежде всего, гордость наиболее явно выражена в тщеславиии.

Что такое тщеславие?

Тщеславие – это когда:

  • я вижу только себя, потому что все остальное для меня мелко и незначительно;
  • важно и достойно внимания только то, чем занимаюсь я;
  • во время беседы я в любой момент имею право прервать собеседника, потому что сказанное мною умнее, правильнее, мудрее и важнее;
  • я не выношу невнимания к себе и потому, когда я говорю, все должны молчать и слушать, сколько бы не длилась моя речь.

Тщеславие

  • всегда завидует и потому обязательно зложелательствует;
  • всегда осуждает, чтобы показаться лучше, праведней, талантливей, чем предмет нашего осуждения. Речь тщеславного человека избыточествует такими, например, выражениями, как: «Я бы на его месте никогда бы так не поступил!»;
  • всегда ищет слушающих и внимающих, у которых всячески стремиться найти одобрение;
  • неизменно человекоугодничает, превращая тщеславного человека в раба чьих-то мнений и оценок;
  • не умеет благодарить и быть благодарным;
  • любит подарки и, как правило, принимает их как должное. Однако подарок для человека тщеславного важнее подарившего и потому тщеславный редко помнит своих благодетелей;
  • не терпит никакой критики и критикующих;
  • не выносит насмешек и не прощает их насмешнику. Тщеславный человек всегда обидчив;
  • травмируется даже простой невнимательностью к своей персоне;
  • люто ненавидит унизившего его, как человека, наступившего на его самую больную мозоль;
  • не способно к самопожертвованию, ибо саможаление, самоуважение и кичливость тщеславного несоизмеримо выше всего того, что достойно отречения от своей самости;
  • не способно и не умеет любить, т.к. любовь – это именно отдача и самопожертвование, тогда как тщеславие – есть полная ориентация на «себя любимого», это ярко выраженный эгоцентризм во всем;
  • неспособно к воздержанию языка, оно всегда хвастливо и потому человек тщеславный, как правило, всегда болтлив;
  • никогда не довольно тем, что имеет.

Любой успех не радует тщеславного, он всегда ищет большего и потому всегда врёт – в неуёмной жажде выдать желаемое за действительное так, что даже будучи действительно хвалим, тщеславный человек почти всегда лжёт в беседах, приписывая себе ещё большую похвалу;

  • воистину «мечет бисер перед свиньями», ибо ищет похвалы решительно от всех – даже от тех, кого сам считает полным ничтожеством.

Льстецы и подхалимы – вот лучшее и желанное окружение для тщеславного.

Тщеславие – это идол, которым является сам тщеславный.

Это выраженное самообожение.

Это форма самопоклонения, которое проявляется в почти постоянных мечтаниях и фантазиях на темы своего триумфа, масштабы которого нередко представляются ему поистине вселенскими.

Тяжелой, «запущенной» формой этого тяжкого духовного недуга является цинизм.

Он возникает тогда, когда личное «я» человека раздувается до таких размеров, что решительно всё для него становится низким и мелким.

В этой стадии мое «я» подсознательно требует возвести меня в абсолют настолько, что вынуждено унижать всё, что достойно похвалы.

Цинизм – это крайняя, воинствующая форма осуждения.

Цинизм стремиться смять, растоптать, испепелить всё, что вызывает одобрение нравственно здорового чувства, ибо это те эмоции одобрения, которые потенциально могли бы принадлежать мне, а значит, они отняты у меня.

Цинизм – это унижение добродетели, высшая из которых есть духовное качество, противоположное тщеславию.

Это качество называется смирением.

Следовательно, тщеславие – это унижение смирения.

Истинный же христианин всячески стремится к стяжанию именно этой добродетели, как и заповедовал нам Христос:

«Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:28-29).

Смирение – это растворение в Боге.

Тщеславный же человек стремится заслонить Бога собою и, тем самым, стать для всех живым богом, идолом, кумиром.

Именно в этом желании и заключается дьяволоподобие страдающего тщеславием.

Тщеславие – зримое выражение гордости.

Оно – корень многих других страшных пороков человеческой души.

Именно тщеславие рождает хулу, недовольство, злобность, гнев, ярость, презрение, ложь, многоречие, осуждение, уныние, печаль, тоску и зависть.

Как исцелиться от недуга тщеславия?

Некоторые учителя Церкви предлагают путь «от внешнего к внутреннему» – т.е. от изменения внешнего поведения к внутреннему преображению.

Кстати, один из законов психологии говорит об этом же: «Изменение внешней модели поведения постепенно приводит к изменению сознания».

Желающий исцелиться от недуга тщеславия должен попробовать, прежде всего, прекратить делать две вещи: осуждать (по крайней мере, вслух) и врать.

А в случае имеющей место похвалы или какого-либо успеха, рассказывать о том без излишних подробностей.

Диакон Александр Каневский (2006 г.)

Информация, которую мы распространяем, несёт людям правду о самых актуальных проблемах и явлениях нашей сегодняшней жизни, помогает находить ответы на сложные вопросы, меняет жизнь людей.

Мы остро нуждаемся в увеличении тиража нашей газеты, которую распространяем бесплатно по всей Украине. Кроме этого, нам нужно регулярно оплачивать работу журналистов, наших региональных представителей, редакторов, работников наших медиа ресурсов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите «РодКом» любой посильной для Вас суммой, а мы обещаем работать ещё более продуктивно!