КАК РАСПОЗНАТЬ ИСТИННУЮ ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВУ СРЕДИ МНОЖЕСТВА ТАК НАЗЫВАЕМЫХ «ЦЕРКВЕЙ»

Все увеличивающееся количество так называемых церквей и всевозможных сект духовно дезориентирует людей, ищущих истину, и нередко вызывает недоумение: какая из этих религиозных организаций является истинной Церковью, созданной Христом?

Господь Иисус Христос, полагая основание Своей Церкви, говорит: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф. 16:18).

Как мы видим, Господь говорит об одной Церкви, а не о многих, изображая её в притчах.

Он говорит и об одном стаде под водительством единого Пастыря.

Спаситель установил одно крещение и одно причащение, а значит не может быть двух Причастий Христовых – при этом одинаково истинных и одинаково спасительных.

Таким образом, Церковь Божия едина. И только ей принадлежат обетования и о непреодолимости её вратами ада, и о том, что именно она до скончания века будет хранительницей Истины в той полноте, которая дана ей Её Основателем – Сыном Божиим Иисусом Христом.

Протестантские конфессии учат тому, что первоначальная апостольская Церковь постепенно раздробилась, а существующие ныне «церкви» обладают лишь осколками её бывшего духовного богатства – благодати и истины. А значит её можно восстановить из существующих христианских деноминаций путём соглашения и взаимных компромиссов. Именно такое понимание лежит в основе современного экуменического движения, которое не признает ни одну церковь истинной.

Есть и такое мнение: Церковь Христова никогда ничего общего не имела с официальными церквами, но всегда состояла из отдельных верующих людей.

Такого учения о «невидимой церкви» придерживаются, в частности, современные протестантские богословы.

Немало людей сомневаются: нужна ли вообще Церковь, если человек спасается своей верой?

Зачем ходить в храм и совершать какие-то малопонятные обряды, если «Бог у меня в душе»?

Все эти противоречивые и, в сущности, ошибочные мнения о Церкви вытекают из непонимания Её природы и сущности учения Христова  о спасении человека.

При чтении Евангелия и апостольских посланий, становится очевидным, что люди призываются спасать свои души не в одиночку и разрозненно, но совместно, составляя единое, благодатное Царство добра.

В апостольское время существовала единая истинная Церковь Христова.

Книга Деяний святых апостолов повествует о возникновении Церкви в Иерусалиме, когда на 50-й день после Воскресения Спасителя, Дух Святой в виде огненных языков сошёл на апостолов. С того дня вера христианская стала быстро распространяться в разных частях Римской империи.

По мере её распространения в городах и сёлах стали возникать христианские общины – церкви.

По причине огромных расстояний, эти общины жили весьма обособленно друг от друга. Однако они считали себя органически принадлежащими к единой, святой, соборной и апостольской Церкви.

Их объединяли единая вера и единый источник освящения, почерпаемый в благодатных таинствах Крещения, Причащения и возложения рук (священства).

Поначалу эти священные действия совершали сами апостолы. Однако в скором времени явилась нужда в помощниках – и апостолы из членов христианских общин выбирали самых достойных, которых рукополагали в епископы, пресвитеры и диаконы.

Апостолы вменяли епископам в обязанность следить за чистотой христианского учения, учить верующих и рукополагать себе помощников в лице новых епископов, священников и диаконов.

Так, на протяжении первых веков, подобно дереву, Церковь постоянно росла и распространялась по разным странам, обогащаясь духовным опытом, религиозной литературой, богослужебными молитвами и песнопениями, а позже – архитектурой храмов и церковным искусством, неизменно сохраняя сущность первозданной Церкви Христовой.

Евангелия и апостольские послания появились не сразу и не всюду одновременно.

В течение многих десятилетий после возникновения Церкви источником наставления было не Писание, но устная проповедь, самими апостолами названная Преданием (1 Кор. 11:16 и 15:2; 2 Фес. 2:15 и 3:6; 1 Тим. 6:20).

ПРЕДАНИЕ – это единая вероучительная традиция, неотъемлемой и наиважнейшей частью которого является Священное Писание, содержащее лишь самую важную часть Благовестия Христова.

Об этом прямо говорит апостол Иоанн Богослов: «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин 21:25).

В Церкви Священное Предание всегда имело решающее значение в вопросе, что правильно, а что нет.

Когда где-либо возникало нечто, несогласное с апостольской традицией, оно признавалось ложным и отвергалось.

Продолжая апостольскую традицию, епископы первых веков кропотливо проверяли все христианские рукописи и постепенно собрали труды апостолов, Евангелия и послания в один сборник книг, который был назван Новозаветным Писанием, которое, вместе с книгами Ветхого Завета, составило Библию в настоящем ее виде.

Этот процесс собирания книг окончательно был закончен лишь к третьему столетию. Книги спорные, не во всём согласные с апостольской традицией, отвергались как подложные, апокрифические.

В настоящее время  христиане всех деноминаций пользуются Новозаветным Писанием,  совершенно не отдавая себе отчёта в том, что оно есть собственность истинной Церкви – сокровище, Ею бережно собранное и сохранённое до сегодняшних дней.

Благодаря другим дошедшим до нас письменным памятникам, написанным учениками святых апостолов, нам известны многие ценные подробности о жизни и вере христианских общин в первые века христианской эры.

В то время вера в существование единой, святой, апостольской Церкви была всеобщей. Естественно, что и во времена гонений Церковь имела свою видимую (внешнюю) сторону – «вечери любви» (прообраз будущих Литургий), богослужения, молитвы, духовные песни, законы (апостольские правила), регулирующие жизнь и взаимоотношения отдельных церквей. Поэтому следует признать, что учение о «невидимой церкви» – ново и неверно.

ЕРЕСИ – различные искажения апостольского учения – начали возникать ещё в апостольское время.

Особенно распространёнными в то время были всевозможные гностические учения, которые к христианской вере примешивали элементы языческой философии.

К еретикам апостолы относились, как к сухим ветвям, отломившимся от живоносного церковного дерева.

Преемники апостолов, епископы первых веков, не признавая уклонения от апостольской веры, упорствующих приверженцев этих учений отлучали от Церкви – в соответствии  с наставлениями самих апостолов: «Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема (отлучен от Церкви)» (Гал. 1:8).

Таким образом, в первые века христианства вопрос о единстве Церкви был ясен:

Церковь – это единая духовная семья, несущая с апостольских времен истинное учение, установленные Христом таинства и непрерывное преемство благодати, переходящее от епископа к епископу.

В первые века христианства верить во Христа – значило верить и в то, что дело, которое Он совершил на земле, и те средства, которые Он дал верующим для спасения, не могут быть утрачены или отняты усилиями диавола.

Ветхозаветные пророки, Господь Иисус Христос и Его апостолы учили о пребывании Церкви до самых последних времен существования мира: «Во дни тех (языческих) царств Бог Небесный воздвигнет Царство, которое вовеки не разрушится… Оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно» (Дан. 2:44).

Господь обещал Апостолу Петру: «Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18).

Таким образом, следует честно признать существование Его Церкви и в прошлые века, и в наши дни, и до конца существования мира.

Причём она обязательно должна существовать во всей своей святой, цельной, реальной природе – в противном случае мы погрешаем против слов Спасителя, считая их ложными и не оправдавшимися. А ведь «у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк. 1:37).

Церковь раздробленная, поврежденная, «испарившаяся», не созданная Самим Христом – не Церковь.

Итак, по каким признакам можно разыскать истинную Церковь Христову среди множества современных христианских ветвей?

ПРИЗНАК ПЕРВЫЙ: НЕПОВРЕЖДЁННОСТЬ УЧЕНИЯ

Настоящая Церковь должна содержать неповреждённым учение, проповедованное апостолами.

В принесении Истины людям заключалась цель пришествия Сына Божьего на землю:

«Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об Истине» (Ин. 18:37).

Апостол Павел, наставляя своего ученика Тимофея в том, как ему следует исполнять свои епископские обязанности, пишет в заключении: «Чтобы ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога Живого, столп и утверждение Истины» (1 Тим. 3:15).

Следует признать, что среди современных христианских ветвей в вопросе вероучения царит большой разнобой.

Например, одна церковь утверждает, что Причастие есть Тело и Кровь Христовы, а другая, что – нет.

Одна церковь верит в реальность духовной силы крестного знамения, а другая эту силу отрицает.

Очевидно, что при таком положении дел, кто-то из них заблуждается.

Истинная же Церковь должна быть та, которая ни в чём не расходится в вопросах веры с Церковью первых веков христианства.

ПРИЗНАК ВТОРОЙ: АПОСТОЛЬСКАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

Благодать или сила Божия, которой Церковь призвана освещать и укреплять верующих.

Существует вполне определённое внешнее условие, по которому можно судить о наличии Божественной благодати Церкви, или об её отсутствии.

Это – апостольское преемство.

С апостольских времён благодать подавалась верующим в таинствах Крещения, Причастия, возложения рук и других.

Совершителями этих таинств были сначала апостолы (Деян. 8:14-17), а после – епископы и пресвитеры.

Право совершать эти таинства передавалось исключительно преемственным способом: апостолы рукополагали епископов – и только им разрешали рукополагать других епископов, священников и диаконов.

Апостольское преемство подобно священному огню, который от одной свечи зажигает другие.

Если огонь погас или цепь апостольского преемства прервалась – значит, нет больше ни священства, ни таинств, значит – утрачены средства освящения верующих.

Поэтому с апостольских времен Церковь всегда внимательно следила за сохранением апостольской преемственности – чтобы епископа рукополагал непременно истинный епископ, рукоположение которого преемственно восходит к апостолам.

Епископов, впавших в ересь или ведущих недостойный образ жизни, низлагали, и они теряли право совершать таинства и рукополагать себе преемников.

В наше время существует только несколько церквей, видимость апостольской преемственности которых не подлежит сомнению. Это – Православная Церковь, Католическая и некоторые восточные христианские церкви: коптская, армянская и т.д., которые, впрочем, отпали от чистоты апостольского учения ещё во времена Вселенских Соборов.

Христианские деноминации, принципиально отрицающие необходимость священства и апостольского преемства, уже по одному этому признаку существенно отличаются от Церкви первых веков и потому не могут быть истинными.

К слову, протестантские и подобные им «церкви» отрицают необходимость апостольского преемства именно по той причине, что отсутствие такового у них обличает их самосвятство.

В Церкви же истинной духовно чуткий человек всегда почувствует живое, тёплое, умиротворяющее веяние благодати Божией.

Такой человек всегда отличит её от того дешёвого и вредного экстаза, которым себя искусственно возбуждают сектанты (например, пятидесятники) на своих молитвенных собраниях.

Признаками истинной благодати являются мир душевный, любовь к Богу и ближним, скромность, смирение, кротость и подобные им свойства, перечисленные апостолом Павлом в послании к Галатам (Гал. 5:22-26).

ПРИЗНАК ТРЕТИЙ: СТРАДАНИЯ ЦЕРКВИ

Господь предупреждает Своих последователей: «Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15:20).

Если людям бывает непросто разобраться, какая Церковь истинная, то диавол, Её враг, отлично это понимает. Он ненавидит Церковь и всеми способами старается Её уничтожить.

Изучая историю Церкви, мы видим, что вся она написана слезами и кровью мучеников за веру.

Начало гонений положили иудейские первосвященники и книжники ещё в апостольское время.

Потом идут три столетия гонений в Римской империи со стороны римских императоров и областных правителей.

После них меч против Церкви подняли арабы-мусульмане, потом – пришедшие с Запада крестоносцы.

Наконец, в ХХ веке богоборцы-коммунисты превзошли всех прежних врагов Церкви своей жестокостью, истребив христиан больше, чем все предыдущие гонители вместе взятые.

Но вот чудо: кровь мучеников действительно служит семенем для новых христиан, и врата ада вновь не могут одолеть Церкви – как и обещал Христос.

ПРИЗНАК ЧЕТВЁРТЫЙ: ИСТОРИЧЕСКИЙ

Истинная Церковь должна непрерывно восходить к апостольским временам.

Для применения этого принципа нет надобности углубляться в тонкости вероучения какой-либо конфессии.

Достаточно выяснить – когда возникла та или иная церковь.

Если она возникла, скажем, в XVI или в каком-нибудь другом столетии, а не в апостольское время – однозначно она не может быть истинной.

Таким образом, только по одному этому признаку следует отклонить все претензии на звание Церкви Христовой всех деноминаций, ведущих своё начало от Лютера и его последователей: лютеран, кальвинистов, пресвитериан и более поздних – мормонов, баптистов, адвентистов, иеговистов, пятидесятников и им подобных.

Эти деноминации основаны не Христом или Его апостолами, а лжепророками – лютерами, кальвинами, генрихами, смитами и другими «новаторами».

Священник Александр Каневский