КАК ПРИОБЩИТЬ ДЕТЕЙ К ВЕРЕ И НАУЧИТЬ ИХ МОЛИТЬСЯ

Если вы хотите привить своему чаду навык молитвы, молитесь с ним вместе.

Если ребёнок не хочет молиться – не заставляйте его. Можно попытаться мягко устыдить чадо – мол, что же ты не хочешь поблагодарить Господа за то, что у тебя есть папа и мама, попросить им здоровьичка? Иногда помогает.

Если всё-таки ребёнок ленится – не ругайте его и не тащите на молитву силой. Как говорит пословица, невольник – не богомольник.

Если будете молиться вы – не сомневайтесь: ваше чадо рано или поздно к вам присоединится.

Приобщить детей к молитве прекрасно помогает пение. Малыш охотно подражает молитвенному пению родителей – даже если сам ещё не научился говорить.

К трём годам у ребёнка могут появиться любимые песнопения, которые он охотно исполняет: тропарь Пасхи, «Богородице Дево, радуйся…», «Кресту Твоему покланяемся, Владыко…».

Обязательно включайте такие песнопения в детское молитвенное правило.

Маленькие дети часто играют в молитву, изображают в игре богослужение, «причащают» кукол и друг друга. Не препятствуйте им в этом. Никакого ущерба благочестию игра «в батюшку» не принесёт.

Через игру дети усваивают себе «взрослую» действительность.

Для взрослых игра – развлечение. Для ребёнка игра – это самая настоящая жизнь.

Очень важно, во что играет ребёнок.

В игре ребёнок строит себя как личность.

В игре закладываются будущие поведенческие мотивы и стереотипы.

Даже если малыш играет «в молитву» во время молитвенного правила – ничего плохого в этом нет.

Плохо, если молитва для ребёнка будет всегда только игрой. Нужно, чтобы хоть иногда дитя молилось осознанно.

Проще всего этого достигнуть, научив малыша благодарить Бога: за пищу, за подарки, за новый день, просить помощи Божией, чтобы стать добрым, неленивым, послушным, просить у Бога здоровья папе и маме, бабушкам и дедушкам, братьям и сёстрам, друзьям и т.д.

КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ МОЛИТЬСЯ

Ребёнка очень важно приучить к молитве. Но в этом деле, увы, можно легко достичь противоположного результата – надолго отвратив его от веры и от Церкви. Как же сделать так, чтобы ребёнок с радостью становился на молитву, а главное – со временем почувствовал в этом естественную потребность?

Прежде всего, нужно знать и понимать, что ребёнок – это не взрослый. Мироощущение детей очень сильно отличается от взрослого восприятия. Взрослый уже многое попробовал в этой жизни, через многое прошёл. Образно выражаясь: много раз падал и много раз вставал. Для ребёнка же жизнь представляется в ярких красках.

Для него мир преогромен и чудесен, и не познан. Поэтому ребёнок каждый день и каждую секунду – Христофор Колумб, плывущий открывать свою Америку.

С другой стороны, дети очень сильно – умственно, психически и физически – отличаются от взрослых.

Взрослый опытен, но уже с «забитым, озабоченным проблемами» разумом. У ребёнка мозг намного острее. Он, словно губка, впитывает информацию и скорее обрабатывает её. Взрослый более вынослив и терпелив – ребёнок более импульсивен, быстр, эмоционален, но скорее устаёт.

Так, например, учителям младших классов известно, что активная фаза восприимчивости к знаниям школьника 7–10 лет на уроке длится не более 15-ти минут.

Поэтому при работе с детьми такого возраста учителя часто меняют вид деятельности – с интеллектуальной на физическую. Проводят физкультминутки, после которых ребёнок снова готов учиться.

Также необходимо знать, что детские и подростковые возрастные группы отличаются. И то, что будет интересно ребёнку пяти лет, не увлечёт третьеклассника, а то, что будет интересно третьекласснику, не покажется занимательным для одиннадцатиклассника.

К детям каждой возрастной группы нужен свой особый подход с учётом умственных, эмоциональных, гормонально-физиологических особенностей развития.

В воспитании ребёнка (в том числе и молитвенном) Православие предлагает родителям и учителям метод «золотой середины».

Нельзя чрезмерно баловать ребёнка, потакать его слабостям и зарождающимся страстям, но и не стоит воспитывать дитя в излишней строгости и жёсткости. Оно может сломаться и озлобиться или отстраниться от навязываемой ему науки.

Так, например, случилось с Чеховым. Отец заставлял маленького Антошу петь в церковном хоре – вплоть до порки. В итоге у Антона Павловича сложились довольно непростые отношения с верой.

Насилие, как физическое, так и психическое, до добра ещё никогда не доводило.

Нужно помнить, пожалуй, главную истину педагогики: ребёнок чаще всего воспринимает не то, что мы ему говорим, а то, КАК мы ведём себя в жизни. И копирует наше поведение.

То есть мы видим здесь прямое подтверждение принципа «Вера без дел мертва» (Иак. 2:26). Ребёнок оценивает нашу веру по нашим же делам. И проверяет – насколько они соответствуют словам.

Приучать ребёнка к молитве лучше с объяснения.

Не нужно навязывать ребёнку жёсткий императив в молитве: «Мол, ты должен – и всё», «Отсюда и досюда читай, пока не дочитаешь – не выйдешь из комнаты». Нет, так нельзя!

Бог не приемлет насилия.

Следует объяснить, ЗАЧЕМ надо молиться.

Кто такой Господь?

Почему Он невидим?

Почему Он слышит наши молитвы?

Важно ответить на вопросы ребёнка, приладиться к его восприятию мира – в том числе и молитвы.

Я провожу занятия в воскресной школе. Поверьте, у детей очень много вопросов о вере, часто очень неожиданных и весьма интересных.

Детей младшего дошкольного возраста, например, может быть, достаточно научить правильно креститься. И объяснить, что такое крестное знамение.

Научить целовать иконы.

Иногда их просто достаточно принести или привести в храм, показать икону и сказать: «Бозя!». И с этого начнётся их личный путь в православной вере.

Приучить малыша носить нательный крестик.

Мой священнический опыт показывает, что нужно почаще приводить детей в храм, чтобы они не боялись необычности церкви или необычного для современного мира вида священника.

Молитвенное правило для детей также нужно преподавать в сокращённом виде – чтобы не изнурять ребёнка.

Нужно пробудить в нём интерес к молитве и внимание к её словам.

Хорошо молиться с ним вместе.

Так, например, утреннее или вечернее молитвенное правило для ребёнка может состоять из «шапочки», то есть начала: с «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь» и до «Отче наш» включительно.

Потом можно прибавить молитву к Ангелу Хранителю и Пресвятой Богородице, небесному покровителю ребёнка. И достаточно.

В этом деле важно меньше, да лучше.

Пускай малыш прочитает меньше молитв, но с сердечным вниманием, чем больше, но с надрывом и раздражением.

С возрастом можно увеличивать молитвенное правило. Но тоже это следует делать не резко и помногу, но постепенно и понемногу.

Некоторые молитвы можно заучивать с ребёнком наизусть, к примеру, «Отче наш» – главную молитву христианства. Следует также объяснять ребёнку значение стихов этой великой молитвы.

Можно выучить с ним какую-то короткую молитву Ангелу Хранителю, Пресвятой Богородице, небесному покровителю. Или, к примеру, «Царю Небесный», молитву до и после обучения.

Кстати, сегодня существуют очень красиво иллюстрированные специальные молитвословы для детей.

Со старшеклассниками можно разобрать «Символ веры» по членам и выучить его. Ведь он представляет собой собрание основных догматов (законов) православной веры.

Иногда приходится, конечно же, в деле воспитания детей применять и строгость, и непреклонность, чтобы ребёнок чувствовал ваш авторитет. Но делать и это следует с любовью, без гнева и раздражения.

Вообще в злобе и гневе лучше не начинать вообще никакого дела. Всё равно ничего хорошего не выйдет.

Следует промолчать, отойти в сторону, помолиться, успокоиться – и лишь потом начинать дело.

Часто священнику приходится слышать примерно следующее: «Вот был мой ребёнок маленьким – ходил в церковь, а вырос – перестал».

Нужно понимать, что подростковый и юношеский возраст – очень непростое время.

Это период становления личности, формирования характера, переоценки авторитета, полового созревания. И часто человек со всем этим должен разобраться сам – чтобы самому выстроить свою будущую жизнь. И здесь родители, бабушки и дедушки ему могут помочь самым главным – молитвой о нём и добрым советом, но никак не нажимом и авторитарностью.

Пусть подросток чувствует, что вы – родитель – его добрый друг, к которому всегда можно обратиться за помощью и советом в трудную минуту.

Ваше дело молиться, терпеть, ждать и показывать детям пример благочестивой жизни. И поверьте: когда-нибудь они вернутся в храм – вернутся повзрослевшими, вернутся осознанно и навсегда.

Я, к примеру, всегда хранил в сердце воспоминание: меня 3-летнего прабабушка приносит в огромный и светлый храм, подносит к сияющей Чаше, к батюшке в золотых ризах…

Это воспоминание я пронёс через всю свою юношескую жизнь, и впоследствии оно помогло сделать мне верный выбор.

Ваши сын или дочь пошли самостоятельным путём в жизни. Но вы знаете: фундамент в их душе заложен верный.

Они будут падать, набивать такие же, как и вы в молодости, шишки, но уже свои.

Они будут вставать, чтобы идти дальше.

Но им на их внутреннем сердечном небосклоне будет светить и вести по жизни звезда Православия.

Только старайтесь с малых лет привить им с Божьей помощью любовь к молитве.

Она – это путешествие. И её корабль обязательно привезёт нас к Богу.

Иерей Андрей Чиженко

Иподиакон Виктор Баландин

Информация, которую мы распространяем, несёт людям правду о самых актуальных проблемах и явлениях нашей сегодняшней жизни, помогает находить ответы на сложные вопросы, меняет жизнь людей.

Мы остро нуждаемся в увеличении тиража нашей газеты, которую распространяем бесплатно по всей Украине. Кроме этого, нам нужно регулярно оплачивать работу журналистов, наших региональных представителей, редакторов, работников наших медиа ресурсов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите «РодКом» любой посильной для Вас суммой, а мы обещаем работать ещё более продуктивно!