КАК ПОДРУЖИТЬСЯ СО СВЯТЫМИ

Наверное, каждый священник, да и любой клирик, несущий послушание в храме или в церковной лавке, гораздо чаще, нежели хотелось бы, сталкивается с вопросами о том, какому святому следует поставить свечку – чтобы разрешилась та или иная жизненная ситуация.

Такие вопросы приходится слышать не только от людей, почти ничего о христианской жизни не знающих, но и от тех, кто достаточно регулярно ходит в храм и считает себя человеком церковным. Отсутствие должного понимания того, как складываются отношения Церкви земной и Церкви небесной, неизбежно отражается на церковной жизни человека, поэтому представляется важным об этом поговорить.

Нужно отдавать себе отчёт в том, что молиться одному святому исключительно об исцелении глазных болезней, а другому – о хорошем урожае огурцов, – не просто обычай с языческой подоплекой. Это то, к чему подводит человека в какой-то степени специфика современной жизни.

ГДЕ У НИХ КНОПКА?

Мы всё больше привыкаем к тому, что результат в очень многих житейских вещах достигается нажатием кнопки или последовательности кнопок – причём то, КАК происходит сам процесс, на пользовательском уровне знать не обязательно. Такое потребительское восприятие мира многие люди проецируют и на Церковь.

Человек приходит в храм, и в глазах у него читается вопрос: «Где у них кнопка?». И он начинает буквально метаться в поисках того, какое действие ему выполнить, чтобы на выходе получить тот результат, на который он рассчитывает.

Конечно, определённую роль здесь играют и современные молитвословы, в которых издатели (для достижения большего коммерческого эффекта от продаж) наделяют каждого святого некой узкой «специализацией». В результате у человека, увидевшего в таком сборнике рядом с именем определённого угодника Божия указание на свою проблему или болезнь, не возникает сомнений, что именно так и принято в Церкви.

Безусловно, некоторое основание молиться тем или иным святым в определённой нужде мы имеем. Это бывает сопряжено с тем, в чём этот святой уже оказывал помощь людям, каково его житие, что о нём рассказывается о его помощи людям, какова история чудес уже по его кончине. Но и в этом случае наши молитвы к святым должны основываться не на том, ЧТО мы можем от них получить, а в первую очередь – на межличностном общении.

Ведь каждый угодник Божий – это, прежде всего человек, который когда-то жил на земле и продолжает теперь жить на Небесах, оставаясь личностью.

Мы ведь понимаем, что если бы с кем-то из тех людей, с которыми мы встречаемся в жизни, мы общались бы только ради их социального положения и возможности в чём-то оказать нам помощь, то столь потребительское отношение было бы лицемерием. Почему же такая мысль не приходит нам в голову в отношении святых?

Ведь насколько было бы, если хотите, порядочнее и благороднее, если бы наше узнавание святителей, мучеников, преподобных, праведных, Христа ради юродивых происходило так же, как мы узнаём людей, которые становятся нам близкими.

Вот мы вникаем в их житие – вдруг отчётливо понимаем, что каждый святой – не инопланетянин. Многие святые изначально не были праведными. Они грешили, падали, соблазнялись, совершая порой тяжкие преступления. Они так же, как и мы, испытывали те же страхи, те же желания.

Изучая жития святых, мы духовно сближаемся с ними, мы как бы входим в их жизнь, а они – входят в нашу.

Тогда возникает уважение, тогда приходит истинное почитание, тогда проявляется бескорыстие. Мы начинаем искренне любить святого, жизнь которого как-то особенно отозвалась в нашей душе – и только из этого бескорыстия, искреннего уважения и любви к святому могут сформироваться такие отношениях с ним, которые действительно изменят нашу жизнь к лучшему.

УЗНАВАНИЕ – ИЗ МОЛИТВЫ

Есть во всём этом такой момент: жизнеописание далеко не каждого святого доносит до нас живые подробности, позволяющие увидеть его поступки и особенности характера.

А есть угодники Божии, о которых и вовсе почти ничего не известно.

Хочется человеку поглубже узнать своего небесного покровителя, а о нём в житийном сборнике – всего один абзац. И получается, что многие имена в святцах так и остаются для нас, условно говоря, лишь именами…

Тем не менее, в любом случае нам нужно постараться выйти за рамки отношения к святому как к некоему набору фактов.

Может быть, это прозвучит странно, но узнавать святого можно и непосредственно – в молитвах к нему. Ведь наша молитва не заключается только в том, что мы произнесли какие-то слова и ушли – нет! В нашем сердце рождаются те или иные чувства – и это вызывает отклик тех угодников Божиих, к которым мы обращаемся и которые в Духе Святом видят всю нашу жизнь на земле.

Из этого какое-то более определённое отношение к святому рождается уже и у нас. Возникает взаимность – и эта взаимность совершенно реальна, потому что на самом деле близость к нам святых бывает гораздо большей, нежели близость тех людей, с которыми мы можем общаться непосредственным образом.

Мы не знаем, каким именно образом святые видят помышления и жизнь всех людей, но это, несомненно, так.

Преподобный Паисий Святогорец приводит в одной из своих книг такой эпизод. Однажды он, по обыкновению, совершал своё утреннее правило, и когда дошёл до поминовения тех святых, память которых в этот день совершается, вспомнил, что у него нет под рукой календаря. Он переезжал в это время из кельи в келью, и книги у него были упакованы – поэтому он не мог до этого календаря добраться.

Наверное, его это очень опечалило – и в этот момент ему явился некий благолепный муж и сказал: «Отче, я такой-то святой, сегодня моя память».

Конечно, нам не стоит рассчитывать на такого рода события в нашей жизни, потому что нам это гораздо скорее повредит, нежели пользу принесёт. Но невидимые нити между нами и святыми протягиваются именно таким образом: мы о них постоянно помним, к ним обращаемся, надеемся на их ходатайство – и они тоже помнят нас, видят нас и однажды вдруг приходят нам на помощь.

К слову сказать, не всегда первый шаг к этому общению, к дружбе со святыми делаем именно мы сами. Всё как в обычном человеческом общении: не только мы делаем первый шаг, но и кто-то порою делает его к нам.

Как такого рода шаг может сделать святой?

Для того чтобы это понять, достаточно вспомнить историю чудес, которые совершались по кончине святителя Николая Чудотворца или, к примеру, святителя Нектария Эгинского.

Мы знаем, что святитель Нектарий удивительным образом известен и почитаем в Канаде, в Северной Америке, хотя всю свою жизнь прожил в Греции. Здесь всё очень просто и одновременно необъяснимо: он неоднократно являлся там православным христианам, они получали облегчение в тяжёлых обстоятельствах, а потом им где-нибудь попадалось иконописное изображение святителя, и они узнавали, кто это такой. А дальше уже это почитание распространялось на их близких, знакомых и на всю христианскую общину. Примерно то же самое можно сказать и об особом почитании святителя Николая на Руси.

Святой Чудотворец никогда не имел и не мог иметь отношения ни к Русской Церкви, ни к нашему народу и мог бы так и остаться для нас не очень известным, если бы не его действительно необыкновенная любовь и бесчисленные случаи помощи русским людям.

И точно так же, как милость и любовь святых изливается порой на целые страны и народы, может она изливаться и на конкретного человека – и нужно на этот шаг со всей возможной для нас любовью и благодарностью откликнуться.

ПРОСИТЬ ИЛИ НЕ ПРОСИТЬ?

Как-то мы ездили с прихожанами в паломничество по московской земле.

Были у святой блаженной Матроны, в Хотьково, в Троице-Сергиевой лавре, в Гефсиманском скиту. И как бы там ни было, но не может не поражать такая несообразность: в очереди к раке с мощами блаженной Матроны – огромное количество людей (пришлось простоять там несколько часов), а к мощам преподобного Сергия мы все приложились за 15 минут.

Безусловно, я люблю и почитаю блаженную Матрону, но разве она в нашей Церкви занимает положение выше, нежели игумен земли Русской?

Почему же тогда такой ажиотаж?

Мне кажется, ответ здесь один: к блаженной Матроне чаще всего едут «попросить», а к преподобному Сергию – помолиться.

Это очень существенная разница.

Из нашей церковной жизни уходит, и всё в большей степени, молитвенное предстояние святым – бескорыстное, без какой-то нужды, без сиюминутной потребности.

Человек несёт к раке с мощами весь набор своих скорбей, и очень мало кто находит среди этого возможность просто порадоваться встрече с угодником Божиим. А эта радость очень важна – без неё полноценное общение невозможно.

Преподобный Исаак Сирин говорит, что молитва человека должна быть сообразна с его житием.

То есть когда мы испытываем в чём-либо нужду, о чём-то переживаем, не надо нести это «мимо» Бога – нужно к Нему обращаться и просить. Но нужно помнить, что есть нечто выше всего этого – желание одной лишь милости Божией и исполнения Его воли.

Есть молитва «Господи, помилуй!», которая объемлет собой абсолютно всё. А в чём конкретно захочет Господь явить Свою милость, КАК именно Он проявит Свою любовь – это уже совершенно неважно, потому что человек ощущает присутствие Бога и своё доверие к Нему.

С таким же настроем и в таком состоянии духа нам нужно молиться и святым.

Обязательно, хотя бы иногда.

И тогда они действительно, по выражению священноисповедника Афанасия (Сахарова), станут для нас братьями нашими большими.

Протоиерей Анатолий Зыгарь

 

 

Информация, которую мы распространяем, несёт людям правду о самых актуальных проблемах и явлениях нашей сегодняшней жизни, помогает находить ответы на сложные вопросы, меняет жизнь людей.

Мы остро нуждаемся в увеличении тиража нашей газеты, которую распространяем бесплатно по всей Украине. Кроме этого, нам нужно регулярно оплачивать работу журналистов, наших региональных представителей, редакторов, работников наших медиа ресурсов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите «РодКом» любой посильной для Вас суммой, а мы обещаем работать ещё более продуктивно!