Как определить наличие музыкальных способностей у вашего ребёнка?

Каждого человека Господь наделил талантами. Но как знать, какие таланты достались нашим детям? Ведь не хотелось бы, чтобы ребёнок выбивался из сил, пытаясь достигнуть высот в том, что ему даётся с большим трудом, и к чему он, возможно, не призван, и при этом прошёл мимо того поприща, к которому у него есть способности и которое ему даётся легко.

В этом статье мы поговорим о том, как разглядеть в своих детях музыкальные способности.

 «Медведь на ухо наступил»

Часто родители, далёкие от музыкальной педагогики, считают, что их ребёнку «медведь на ухо наступил» на основании одного только нечистого пения. При этом они даже не пытаются развивать ребёнка музыкально.

А зачем, ведь он неспособный?

Однако такой метод «диагностики» способностей ошибочен.

По статистике лишь 5% людей не имеют музыкального слуха. У остальных людей слух находится на разных стадиях развития.

Ребёнок слышит мелодию, но не может повторить её голосом точно, потому что у него отсутствует так называемая координация между слухом и голосом.

Но её можно развить специальными занятиями, и в детском возрасте это сделать гораздо легче, чем во взрослом.

Известны многочисленные случаи, когда у не поющих поначалу детей в процессе занятий обнаруживался очень хороший музыкальный слух, а в некоторых случаях – даже… абсолютный (умение определять высоту любой ноты на слух).

Так что, если  вы действительно хотите проверить музыкальные способности вашего ребёнка, предоставьте это профессионалам.

В музыкальной школе ребёнка могут попросить спеть полюбившуюся песенку, повторить мелодию, которую играет преподаватель, прохлопать простой ритмический рисунок.

Чуткий и опытный педагог обычно чувствует наличие музыкальных способностей ребёнка, даже если он фальшиво поёт и не совсем точно повторяет ритм – потому что знает множество способов научить всему этому маленького ученика.

Хотя, справедливости ради, надо сказать, что это касается детей в возрасте от 4 до 7 лет.

Малыш талантлив!

Общеизвестно, что, чем раньше начать развитие ребёнка в какой-либо сфере, тем больших результатов можно достигнуть.

Насколько рано?

Недавние исследования американских учёных свидетельствуют, что все новорожденные рождаются с абсолютным слухом. Благодаря этому малыши воспринимают звуко-высотную и интонационную сторону речи и научаются говорить.

Поэтому музыкальное развитие нужно начинать прямо с пелёнок! А лучше – ещё раньше, когда ребёнок находится ещё в утробе матери.

Следует оговориться, что речь не о том, чтобы учить ребёнка, а именно – развивать! Малыша, развитого в какой-либо сфере, ничего не будет стоить и научить.

Есть ли музыкальные способности у совсем крошечного малыша легко заметить, наблюдая за ним.

Музыкально одарённые крохи проявляют сильную заинтересованность при звучании музыки и повышенное внимание к любому звучащему фону – даже к звучащим игрушкам. Они ярко выражают радость во время звучания музыки, некоторые малыши начинают пританцовывать, а иные делают это, ещё не умея ходить.

Кроха может «подтягивать» мамину колыбельную и даже «подпевать» церковному хору во время богослужения.

Музыкальный дошкольник будет по-прежнему с удовольствием слушать музыку, подпевать и пританцовывать. Он может мурлыкать себе под нос свою песенку, или имитировать игру на каком-нибудь инструменте.

Малыш легко запоминает понравившиеся песни, более-менее «чисто» поёт, сочиняет свои собственные «мурчалки»: стихи и песенки.

Такие детки любят выступать, участвовать в праздниках и утренниках, любят фантазировать. Чаще всего, у них в целом более развиты творческие способности и воображение.

Но родителям очень важно понять, что  всех этих проявлений может не быть и при наличии способностей к музыке!

Вернее все вышеописанные особенности талантливых детей могут никак не проявлять себя, если ребёнка не развивают.

Или если его развивают неправильно – насилуя ребёнка (не путать с разумным педагогическим руководством, приучением к труду и старательности при занятиях), неразумно критикуя его робкие попытки, не учитывая индивидуальные возможности, форсируя процесс раскрытия таланта.

Здесь  решающее значение приобретает личность педагога.

В среде музыкантов общеизвестно, что не талантливый и не подходящий по своим личностным качествам конкретному ребёнку педагог может загубить самый яркий талант.

Родители должны проявлять бдительность.

Иногда склонить чашу весов в пользу решения заниматься музыкой помогает выбор инструмента, на котором малыш будет заниматься.

Бывают случаи, когда наотрез отказавшись играть на фортепиано или скрипке, ребёнок с удовольствием бьёт в барабан, играет на трубе или же поёт.

Но очень важно также и правильное отношение к таланту ребёнка со стороны родителей.

Иногда родители думают, что ребёнок не имеет тяги к музыке при проявлении первых же признаков лени на занятиях музыкой.

Если малышу музыкальность дана Богом – он проявит свой талант независимо от того, занимались с ним специально или нет. Однако, если родители не обратили внимание на интерес малыша, проявленный в раннем детстве, тяга ребёнка может угаснуть.

Она может опять проявиться лет в 17 и даже в 40, но достичь сколько-нибудь серьёзных успехов на музыкальном поприще будет уже практически невозможно.

Спектр музыкальных способностей

Способности к музыке состоят из целого спектра способностей, к которым относят музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память, внимание, координацию движений, а также – эмоциональную восприимчивость, артистизм, душевную тонкость.

При исполнении музыки важны не только технические возможности – сыгранная в нужном месте нужная нота, но, прежде всего, – душа.

Свеча зажигается от свечи, и сердце зажигается от сердца.

Поэтому самые важные способности музыканта – это наличие у него богатого внутреннего мира и умение глубоко чувствовать музыку.

Именно это передаётся слушателю при исполнении музыкального произведения – и трогает или не трогает душу.

В заключение

Мне кажется, что родителям нужно не столько стремиться определить, есть ли музыкальные способности у их чада, сколько прилагать усилия как можно раньше привить ребёнку любовь к музыке.

Если у малыша нет особенной склонности к музыкальному искусству, можно не тянуть его в музыкальную школу. Но никто не мешает вам просто слушать с ним хорошую музыку и получать удовольствие.

Пусть он не станет даже музыкантом-любителем, но и в этом случае музыкальное развитие сослужит ему хорошую службу: поможет стать более развитой и богатой личностью.

Елена Каневская