Как оказать психологическую помощь родителям учеников

Как известно, в школу родители не всегда приходят по своей инициативе или по приглашению (например, на родительское собрание). Иногда они приходят по вызову – для индивидуальной беседы.

Вызов родителей в школу –  это сигнал неблагополучия! Неблагополучия либо в учебе, либо в поведении, либо в отношениях с одноклассниками или педагогами…

phoca_thumb_l_rodsobrimage001

Учитель вызывает родителей, чтобы оказать им профессиональную помощь, посоветоваться и дать конкретные рекомендации, что им делать дальше, как исправлять положение.

Какие же рекомендации могут услышать родители «трудного» ученика от учителя или  классного руководителя?

«Физические наказания ни в коем случае применять нельзя» – такие рекомендации часто дают психологи.

Отстранить от всех «жизненных благ» не гуманно – про это не может быть и речи…

Что же порекомендовать родителям, чтобы не было ни психического, ни физического насилия над ребенком?

 

Традиционными являются такие рекомендации учителя родителям учеников:

  • следите  за выполнением домашних заданий;

  • не позволяйте им бесцельно бродить по улицам с приятелями;

  • поясняйте, что нельзя обижать слабых и младших;

  • не позволяйте дружить с известными на всю школу хулиганами;

  • запрещайте брать чужие вещи;

  • следите за своевременным выходом ребёнка из дома в школу и своевременным возвращением домой;

  • контролируйте выставление оценок в дневнике и тетрадях;

  • следите, чтобы ребёнок не носил в школу ненужные для учёбы, лишние вещи;

  • напоминайте о недопустимости пользоваться мобильным телефоном во время урока.

 

Если вдуматься в эти советы, то мы видим, что, в сущности, от родителей требуется просто следить за своим ребёнком – не более.

Но закон Украины «Об образовании»  включает родителей в число полноправных участников учебно-воспитательного процесса.

Ряд положений и других законодательных актов говорит о том, что именно родители – первые педагоги. Поэтому,  первую помощь педагоги  и психологи должны оказать именно взрослым членам семьи – для того, чтобы они могли педагогически грамотно влиять на детей.

 

Обратимся к современной практике работы педагогов и психологов  в учебных заведениях.

Как правило, они дают советы родителям, направленные на защиту ребенка:

 

1) Не думайте, что вы всегда правы, учитесь прислушиваться к ребёнку;

 

2) Если ребёнок капризничает, ищите причину – просто так ребёнок этого делать не будет;

 

3) Не стремитесь непременно воплотить в ребёнке свои несбывшиеся мечты, он – свободная личность, дайте ему совершить свой собственный осознанный выбор.

 

Нередко приходится наблюдать такую картину.

Родители учеников моего класса, приходя за детьми, интересуются результатами их обучения. Если у ребёнка не очень хорошие оценки по какому-нибудь предмету, я стараюсь объяснить, ЧТО нужно делать для того, чтобы исправить ситуацию.

Одному мальчику очень тяжело дается математика. Мама по этому поводу очень волнуется, часто подходит, берет дополнительные домашние задания. Я поясняю, что ребёнок не математик, но он очень хорошо рисует. В будущем он может стать известным художником и это хорошо, но мама хотела бы, чтобы ребёнок связал свою жизнь с точными науками. Она воплощает свои мечты через ребёнка, потому что сама  хотела  стать экономистом.

Я объясняю, что каждый человек должен реализовать себя в том направлении, к которому у него есть талант.

 

4) Проводите как можно больше времени с ребёнком;

Из опыта своей работы я предлагаю родителям вечером (например с двадцати часов до двадцати сорока) полностью уделить время своему ребёнку: поиграть с ним в любимую игру, вместе порисовать, посмотреть телепередачи (это интересно и родителям и ребёнку), погулять вокруг дома, по-взрослому поговорить с ним «о жизни».

Согласитесь – не очень много времени, но эти «вечерние посиделки» должны стать неотъемлемой традицией в жизни семьи.

Хорошо также организовать походы в лес, в кафе, в театр. Для этого можно собрать несколько семей, в которых есть дети одного возраста. Кстати, такая традиция есть у родителей моего класса.

После таких совместных походов дети потом делятся впечатлениями ещё несколько дней – такое воздействие оказывает на них общение с одноклассниками во внешкольной обстановке, да ещё и с родителями!

Что может быть лучше?

Я всё время говорю родителям: «Если вы сейчас не сможете уделить время своим детям, то вряд ли они в будущем будут уделять его вам».

 

5) Учитесь делиться эмоциями со своим ребёнком.

 

6) Чаще хвалите его добрые поступки.

 

7) Старайтесь не кричать на ребёнка. И, тем более, недопустимо его оскорблять.

 

У родителей моего класса возник вопрос: «Как правильно наказывать ребенка?».

(рекомендуем прочитать брошюру с таким названием известного российский педагога – психолога и писателя Татьяны Львовны Шишовой).

 

Тема наказаний – из разряда вечных тем педагогики. Но сегодня она актуальна как никогда. Многие родители, сбитые с толку разговорами о «партнерских» отношениях с ребёнком и о недопустимости насилия, боятся наказывать детей. А когда спохватываются, ребёнок оказывается уже избалованным и справиться с его непослушанием и грубостью бывает непросто.

Как правильно наказывать?

Почему наказания не действуют?

Как совместить наказания с горячей родительской любовью?

 

Я давала советы из своего опыта, и однажды, на одно из родительских собраний, я пригласила школьного психолога.

Тема родительского собрания так и называлась: «Поощрение и наказание».

Поощрения у каждого ребёнка могут быть разные: посмотреть мультфильм, поиграть с папой в увлекательную настольную игру, типа «хоккей», погулять на улице и т.д.

А вот наказания должны быть такие, чтобы ребёнок, во-первых, хорошо понял – за что его наказывают, во-вторых, оно должно быть адекватно проступку ребёнка, и в-третьих, не содержать элементов оскорблений и унижений.

На вопрос «можно ли бить ребёнка, если слова не помогают», психолог ответила, что родителям надо быть немножко актерами – так сыграть интонацией, чтобы ребёнок на 100% поверил, что если он не сделает то, чего требуют от него родители, то он будет строго наказан.

 

8) Разговаривайте с ребёнком.

Научитесь спокойно, терпеливо объяснять ребёнку – почему он не прав и почему ему надо делать именно так.

Если в семье царит мир и взаимопонимание, то с ребёнком из такой семьи и в школе будет легче работать.

 

9) Терпеливо и внимательно выслушайте своего ребёнка, не перебивайте его.

 

10) Если вы знаете, что психика вашего ребёнка уязвима, будьте с ним предельно чутки и деликатны, чтобы не причинить вреда его психике.

И так далее.

 

В советах школьных учителей всегда есть рациональное зерно. И родителям стоит почаще беседовать о своём ребёнке с педагогами и психологами учебного заведения, в котором он учится.

 

Светлана Фомичёва

 

Информация, которую мы распространяем, несёт людям правду о самых актуальных проблемах и явлениях нашей сегодняшней жизни, помогает находить ответы на сложные вопросы, меняет жизнь людей.

Мы остро нуждаемся в увеличении тиража нашей газеты, которую распространяем бесплатно по всей Украине. Кроме этого, нам нужно регулярно оплачивать работу журналистов, наших региональных представителей, редакторов, работников наших медиа ресурсов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите «РодКом» любой посильной для Вас суммой, а мы обещаем работать ещё более продуктивно!