Как оказать психологическую помощь родителям учеников

Как известно, в школу родители не всегда приходят по своей инициативе или по приглашению (например, на родительское собрание). Иногда они приходят по вызову – для индивидуальной беседы.

Вызов родителей в школу –  это сигнал неблагополучия! Неблагополучия либо в учебе, либо в поведении, либо в отношениях с одноклассниками или педагогами.

Учитель вызывает родителей, чтобы оказать им профессиональную помощь, посоветоваться и дать конкретные рекомендации, что им делать дальше, как исправлять положение.

Какие же рекомендации могут услышать родители «трудного» ученика от учителя или  классного руководителя?

«Физические наказания ни в коем случае применять нельзя» – такие рекомендации часто дают психологи.

Отстранить от всех «жизненных благ» не гуманно – про это не может быть и речи…

Что же порекомендовать родителям, чтобы не было ни психического, ни физического насилия над ребенком?

Традиционными являются такие рекомендации учителя родителям учеников:

  • следите  за выполнением домашних заданий;
  • не позволяйте им бесцельно бродить по улицам с приятелями;
  • поясняйте, что нельзя обижать слабых и младших;
  • не позволяйте дружить с известными на всю школу хулиганами;
  • запрещайте брать чужие вещи;
  • следите за своевременным выходом ребёнка из дома в школу и своевременным возвращением домой;
  • контролируйте выставление оценок в дневнике и тетрадях;
  • следите, чтобы ребёнок не носил в школу ненужные для учёбы, лишние вещи;
  • напоминайте о недопустимости пользоваться мобильным телефоном во время урока.

Если вдуматься в эти советы, то мы видим, что, в сущности, от родителей требуется просто следить за своим ребёнком – не более.

Но закон Украины «Об образовании»  включает родителей в число полноправных участников учебно-воспитательного процесса.

Ряд положений и других законодательных актов говорит о том, что именно родители – первые педагоги.

Поэтому,  первую помощь педагоги  и психологи должны оказать именно взрослым членам семьи – для того, чтобы они могли педагогически грамотно влиять на детей.

Обратимся к современной практике работы педагогов и психологов  в учебных заведениях.

Как правило, они дают советы родителям, направленные на защиту ребенка:

1) Не думайте, что вы всегда правы – учитесь прислушиваться к ребёнку;

2) Если ребёнок капризничает – ищите причину: просто так ребёнок этого делать не будет;

3) Не стремитесь непременно воплотить в ребёнке свои несбывшиеся мечты: он – свободная личность, дайте ему совершить свой собственный осознанный выбор.

Нередко приходится наблюдать такую картину.

Родители учеников моего класса , приходя за детьми, интересуются результатами их обучения. Если у ребёнка не очень хорошие оценки по какому-нибудь предмету, я стараюсь объяснить, ЧТО нужно делать для того, чтобы исправить ситуацию.

Одному мальчику очень тяжело дается математика. Мама по этому поводу очень волнуется, часто подходит, берет дополнительные домашние задания. Я поясняю, что ребёнок не математик, но он очень хорошо рисует. В будущем он может стать известным художником и это хорошо, но мама хотела бы, чтобы ребёнок связал свою жизнь с точными науками. Она воплощает свои мечты через ребёнка, потому что сама  хотела  стать экономистом.

Я объясняю, что каждый человек должен реализовать себя в том направлении, к которому у него есть талант.

4) Проводите как можно больше времени с ребёнком;

Из опыта своей работы я предлагаю родителям вечером (например с двадцати часов до двадцати сорока) полностью уделить время своему ребёнку: поиграть с ним в любимую игру, вместе порисовать, посмотреть телепередачи (это интересно и родителям и ребёнку), погулять вокруг дома, по-взрослому поговорить с ним «о жизни».

Согласитесь – не очень много времени, но эти «вечерние посиделки» должны стать неотъемлемой традицией в жизни семьи.

Хорошо также организовать походы в лес, в кафе, в театр. Для этого можно собрать несколько семей, в которых есть дети одного возраста. Кстати, такая традиция есть у родителей моего класса.

После таких совместных походов дети потом делятся впечатлениями ещё несколько дней – такое воздействие оказывает на них общение с одноклассниками во внешкольной обстановке, да ещё и с родителями!

Что может быть лучше?

Я всё время говорю родителям: «Если вы сейчас не сможете уделить время своим детям, то вряд ли они в будущем будут уделять его вам».

5) Учитесь делиться эмоциями со своим ребёнком.

6) Чаще хвалите его добрые поступки.

7) Старайтесь не кричать на ребёнка. И, тем более, недопустимо его оскорблять.

У родителей моего класса возник вопрос: «Как правильно наказывать ребенка?».

(брошюру с таким названием вы можете скачать с сайта www.rodkom.org.ua. Автор – известный российский педагога, психолог и писатель Татьяна Львовна Шишова – РЕД.).

Тема наказаний – из разряда вечных тем педагогики. Но сегодня она актуальна как никогда. Многие родители, сбитые с толку разговорами о «партнерских» отношениях с ребёнком и о недопустимости насилия, боятся наказывать детей. А когда спохватываются, ребёнок оказывается уже избалованным и справиться с его непослушанием и грубостью бывает непросто.

Как правильно наказывать?

Почему наказания не действуют?

Как совместить наказания с горячей родительской любовью?

Я давала советы из своего опыта, и однажды, на одно из родительских собраний, я пригласила школьного психолога.

Тема родительского собрания так и называлась: «Поощрение и наказание».

Поощрения у каждого ребёнка могут быть разные: посмотреть мультфильм, поиграть с папой в увлекательную настольную игру, типа «хоккей», погулять на улице и т.д.

А вот наказания должны быть такие, чтобы ребёнок, во-первых, хорошо понял – за что его наказывают, во-вторых, оно должно быть адекватно проступку ребёнка, и в-третьих, не содержать элементов оскорблений и унижений.

На вопрос «можно ли бить ребёнка, если слова не помогают», психолог ответила, что родителям надо быть немножко актерами – так сыграть интонацией, чтобы ребёнок на 100% поверил, что если он не сделает то, чего требуют от него родители, то он будет строго наказан.

8) Разговаривайте с ребёнком.

Научитесь спокойно, терпеливо объяснять ребёнку – почему он не прав и почему ему надо делать именно так.

Если в семье царит мир и взаимопонимание, то с ребёнком из такой семьи и в школе будет легче работать.

9) Терпеливо и внимательно выслушайте своего ребёнка, не перебивайте его.

10) Если вы знаете, что психика вашего ребёнка уязвима, будьте с ним предельно чутки и деликатны, чтобы не причинить вреда его психике.

И так далее.

В советах школьных учителей всегда есть рациональное зерно. И родителям стоит почаще беседовать о своём ребёнке с педагогами и психологами учебного заведения, в котором он учится.

Нина Кожевникова