КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ЖИТЬ В ЭТОМ МИРЕ

О фундаментальных принципах воспитания

Тем педагогам и родителям, которые вполне сознательно ставят перед собой задачу уберечь юное поколение от тлетворного влияния всё более и более нравственно деградирующего мира, привить иммунитет от зла и воспитать детей в идеалах добра и истины, необходимо, воспользовавшись историческим опытом, уяснить, что дали нашему народу те или иные принципы воспитания.

Их сравнение должно помочь избавиться от иллюзии, будто воспитать порядочного, и более того, – высоконравственного человека можно и без познания духовно-нравственных законов, открытых человечеству Богом.

ВОСПИТАНИЕ – ПИТАНИЕ ДУШИ

Ясно ли мы себе представляем: в чём состоит смысл самого понятия «воспитание»?

Чем необходимо вос-ПИТАТЬ, т.е. вскормить молодое поколение?

Понятно, что речь идёт не о еде, ведь «не хлебом одним будет жить человек» (Мф.4:4), но познанием Истины.

Итак, воспитание – это формирование правильных понятий о глобальных взаимоотношениях между Богом, вселенной и человеком, а также о взаимоотношениях между людьми, чем и определяется весь строй жизни человека.

Воспитанием формируется у ребёнка то или иное мировоззрение, которое включает основные жизнеопределяющие понятия: о смысле бытия вселенной и человека в ней, о принципах добра и причинах зла, о справедливости, о свободе, о любви и о смерти.

Впоследствии именно мировоззрение определяет линию поведения человека в обществе, его нравственные принципы.

Все многочисленные концепции воспитания, образуют, в конечном счёте, лишь две основные группы: воспитание на основе религиозного, а точнее, – православного мировоззрения (лжерелигиозные, оккультные системы у нас пока не столь актуальны) и воспитание, основанное на атеистическом мировоззрении, поскольку именно оно было у нас господствующим на протяжении последних десятилетий.

Опыт воспитательной деятельности семьи и школы в советском атеистическом государстве, завершившийся полным крахом нравственности последних двух (третьего и четвертого) поколений, позволяет сделать выводы о причинах происшедшей деградации нравственности и отсутствия у современной молодёжи внутренних сил для сопротивления злу.

Сравним эти основополагающие концепции.

ГЛАВНОЕ В ПРАВОСЛАВНОМ ВОСПИТАНИИ

Итак, каким же хлебом вскармливает, вос-питы-вает, т.е. питает души детей религиозная концепция воспитания?

Мы увидим это, если закончим начатую нами Евангельскую фразу: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Втор. 8:3; Мф. 4:4; то же Лк. 4:4).

А это означает, что истины, которые дал людям Христос, являются для нас основным источником питания души, т. е. воспитания.

Рассмотрим четыре фундаментальных понятия, которые играют решающую роль в религиозном воспитании и помогают выработать у ребёнка правильное отношение к себе, к окружающим его людям и к миру в целом.

Первое понятие объясняет нам причину появления сложно и разумно организованной вселенной, все части которой взаимосвязаны в единое целое сложнейшими законами.

Этой причиной и источником разумных, глубоко целесообразных и не до конца познаваемых законов является Высший Творческий Разум Бога.

Именно в Боге, как в Создателе мира, следует искать ответы на все вопросы, касающиеся бытия вселенной и человека в ней, поскольку лишь Тот, Кто создал, знает, как и для чего Он это сделал.

Таким образом, Бог заключает в Себе абсолютное знание, всю Истину. Он как бы воплощает её в Себе и, более того, Сам является Высшей Истиной (см. Ин. 14:6).

Второе понятие говорит нам о существовании двух параллельных, но взаимопроникающих форм бытия, иначе говоря – двух миров, а точнее – двух частей единого целого.

Это, с одной стороны, мир материальный и, с другой – мир духовный, который, пользуясь земными аналогиями, издревле принято называть «Небом», где обитают (как бы в ином измерении) разумные существа иного порядка.

Именно в этом духовном мире, пронизывающем всю видимую вселенную, на более тонком (по сравнению с материальным), духовном уровне бытия живут и действуют духовные сущности ангельской природы – разумные личности, не обладающие материальным телом. На этот же уровень бытия переходит и душа человека в момент смерти её телесной оболочки.

Третье понятие заключается в тезисе о бессмертии разумной человеческой личности (души), как существа духовного, созданного Богом для бытия, причём – бытия вечного, поскольку только такое бытие имеет право называться бытием.

Таким образом, момент смерти тела, которое очень быстро разлагается на составляющие его элементы, является моментом перехода души (разумной личности человека) в духовный мир, пронизывающий собой всё мироздание.

Но поскольку человек изначально задуман Богом, как существо двухсоставное, заключающее и объединяющее в себе и духовную, и материальную части мироздания, то воссоздание человека в полноте обеих его частей непременно произойдёт при полном завершении земной фазы бытия всего человечества, которая окончится Судом Божиим.

Четвёртое понятие говорит о разделении, совершаемом Творцом на протяжении всей земной жизни человечества (см. Мф.13:24-30, 48). Когда исполнятся сроки, ведомые Одному Творцу, придёт конец и нашему дряхлеющему миру.

Условно говоря, в течение всей земной истории человечества, от её начала и до момента Страшного Суда, духовный мир собирает в высших своих сферах (именуемых «Небом» или «Царством Небесным») души тех, кто в той или иной мере выполнил задачу, назначенную Богом каждому из людей, а в низших его сферах, именуемых «адом» или «преисподней», происходит накопление тех человеческих душ, которые не пожелали не только выполнить задание Божие, ради которого им и была дарована жизнь, но даже узнать о нём.

Это первичное разделение производится Творцом сразу после смерти каждого человека – к 40-му дню. Оно называется частным судом.

Апостол Павел ясно говорит о нём: «человекам положено однажды умереть, а потом – суд» (Евр. 9:27), указывая тем самым, на отличие этого суда от последнего, уже всеобщего Страшного Суда в конце всей земной истории человечества.

В последнюю эпоху нравственного разложения грех так умножится в человеческой среде, что праведные души уже не смогут существовать в её отравленной грехом атмосфере.

Именно этот период почти полного отпадения от Бога будет являться последним в истории земного существования людей.

Он завершится СТРАШНЫМ Судом Божиим. Страшным не потому, что он будет каким-то особо свирепым, а потому, что он будет последним и окончательным отбором, восстанавливающим веками попираемую справедливость на основе нравственного закона, данного Творцом в Его заповедях.

О ЧЁМ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ:

  1. О смысле жизни

Исходя из перечисленных выше богооткровенных истин, религиозная концепция даёт ясный ответ на один из глобальных вопросов человечества: в чём смысл жизни человека?

В бытии, и причём – в бытии вечном, потому что жизнь, имеющая конец, не есть жизнь, а только лишь ожидание смерти, т. е. вечного небытия.

Человек создан для уподобления Богу, и уподобление это совершается, по слову преподобного Серафима Саровского, через «стяжание Духа Святого».

Незамутнённое ещё собственными грехами сознание ребёнка отчётливо ощущает свою бесконечность и не может примириться с понятием смерти, как превращением в ничто.

Но однажды жизнь ставит ребёнка перед объективным фактом неизбежности смерти.

У ребёнка, которого лишили знания о Боге, это противоречие рождает животный страх смерти, который иногда преследует его до конца земных дней.

Однако сердце ребёнка, воспитанного на истинах Православия, не знает страха смерти – оно полно радостью вечного бытия и благодарностью за него Богу.

  1. О главной цели человека в земном бытии

Как педагогу, так и родителям невозможно правильно воспитать ребёнка, не зная главной истинной цели земного существования человека.

Христианское мировоззрение, основанное на богооткровенных истинах, говорит о том, что жизненной целью человека, главным результатом, с которым он, завершив своё земное бытие, предстанет на Суд Божий, является спасение и преображение души через соединение с Господом в лоне Святой Православной Церкви – через участие в Её Таинствах.

Последнее совершенно необходимо, поскольку человек только собственными усилиями не может достичь преображения души – ему необходима для этого благодатная помощь Божия, подаваемая в Таинствах Церкви.

Отсюда – основная задача воспитания – оказать всестороннюю помощь ребёнку в борьбе с грехом, обучив его при этом «методам» покаяния и хождения в страхе Божием.

  1. О понимании сущности добра и зла

Путаница в этих важнейших понятиях, которая царит в головах педагогов-атеистов, является главным препятствием для воспитания личности, обладающей высокими нравственными качествами.

Относительность понятий добра и зла, вытекающая из отрицания абсолютных нравственных законов (столь же объективных и непреложных, как и законы бытия физического мира), позволяет каждому педагогу или родителю воспитывать ребёнка так, как ему заблагорассудится, либо так, как этого требует господствующая идеология.

Однако любая идеология пользуется собственными определениями добра и зла, которых может существовать бесчисленное множество, и на которых впоследствии строятся взаимоотношения ребёнка с людьми и окружающим миром.

Только христианское воспитание даёт ясный и однозначный ответ на жизненно важный вопрос о соотношении добра и зла: только то является добром, что способствует достижению главной цели жизни человека, поставленной перед ним Создателем.

Соответственно, всё, что мешает этому, является злом.

  1. О справедливости

Христианское воспитание даёт ответ и на другой важный вопрос, который рано или поздно возникает в сознании каждого ребёнка. Это вопрос о воздаянии за зло, т. е. вопрос о справедливости.

Слово Божие, обращённое к людям, говорит о том, что Суд Божий есть окончательная победа добра над злом, правды над ложью, любви над ненавистью и эгоизмом.

Весы у Бога точные – на них будут взвешены не только наши злые и добрые дела, но даже наши слова, мысли и желания.

Единственный Праведный, Всеведущий Судья воздаст каждому по справедливости, основываясь на законе добра и любви.

  1. Основа для борьбы со злом

Ребёнок, которому христианское воспитание помогло построить правильное мировоззрение на указанных выше понятиях, во всей своей дальнейшей жизни будет иметь твёрдую основу для борьбы со злом.

Он сможет избежать отчаяния, которое возникает в душе молодого человека, лишённого христианского воспитания, от сознания краткости и бессмысленности своего существования; отчаяния, толкающего неверующую молодёжь к алкоголю и наркотикам в надежде забвения, бегства от проблем непонятного для них бытия.

Православный молодой человек, который благодаря христианскому воспитанию имеет правильное понятие о смысле своего бытия, а также знание основных духовных законов, будет непременно обладать и ясно определёнными принципами, которые помогут ему удерживать себя от предательства, трусости, воровства, лицемерия, подлости, самовлюблённого тщеславия, продажности, человеконенавистничества, злобы, мстительности и эгоизма со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Поистине, принесённые Богом на землю знания о Суде (на котором, кроме воздаяния за наши грехи, производится «отбор» покаявшейся части человечества для участия в радости вечного бытия на новом внеисторическом этапе мироздания) являются мощнейшей опорой для внедрения в жизнь понятий добра, нравственности и справедливости.

Об этом мы читаем в Святом Евангелии: «Ещё подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и севши хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон» (Мф. 13:47-48).

Лишённое этих понятий человечество может катиться только в пропасть самоуничтожения.

ЗАДАЧИ ХРИСТИАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Христианское воспитание, в целом, должно решить, на наш взгляд, три главные задачи, которые включают в себя все остальные частные задачи:

  •  воспитать у ребёнка правильное (т.е. основанное на абсолютных богооткровенных истинах) мировоззрение;
  •  научить человека правильно распорядиться отпущенным ему кратким периодом земного бытия для подготовки к главному экзамену всей жизни;
  •  помочь ему в решении поставленных перед ним задач, указав на пути и способы их решения.

Для спасения души человек должен, по заповедям Божьим, «возлюбить Бога всем сердцем… и возлюбить ближнего, как самого себя» (Мф. 22:36-39). Но такая любовь невозможна без истинного покаяния.

Это означает необходимость работы над собой – работы, которая заключается в очищении своей души от всякого зла.

Таким образом, правильно воспитать, это значит – помочь человеку сделать свою душу доброй, чистой и любящей.

Попытаемся теперь перечислить некоторые частные задачи христианского воспитания:

  •  научить знать и любить Бога, дающего жизнь вселенной, Бога, в котором воплощено всё Добро, вся Любовь и вся Истина;
  •  научить любить природу, Им созданную, и, в первую очередь, – человека, как своего брата;
  •  научить забывать о себе ради блага других;
  •  научить прощать обиды;
  •  научить быть милосердным, благодарным, щедрым, терпеливым, благожелательным, честным, спокойным, радостным и великодушным, но в тоже время – мужественным и храбрым в борьбе со злом.

Педагогу-христианину следует помнить о том, что все эти задачи поставлены перед человеком не людьми, а Богом, Который лишь Один и может судить о степени их выполнения каждым из нас.

От Его суждения будет зависеть существование человека как в этой земной, так и в будущей, т.е. вечной жизни.

РАЗРУШИТЕЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ АТЕИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Вся атеистическая концепция воспитания строится исключительно на основе отрицания главных истин христианского учения и христианского мировоззрения, т. е. имеет не созидательный, а разрушительный характер.

Атеистическое мировоззрение тоже пытается построить единую концепцию мироздания и с её точки зрения дать новым поколениям ответ на все те «мучительные вопросы», которыми до сих пор мучается большая часть человечества, отпавшая от Бога.

Чем же питает молодые души атеистическое вос-ПИТАНИЕ?

Каким хлебом обладает это молодое, в сравнении с многовековой историей человечества, мировое, тоталитарное атеистическое учение?

Только тем хлебом и той пищей, которая усваивается желудком.

Атеист учит: всего земного достаточно для жизни человека, конец которой и единственный результат – смерть, полное уничтожение личности, вечное небытие.

Атеист учит тому, что весь этот сложнейший, постоянно изучаемый и никогда не познаваемый мир сложился сам собой, и, постепенно усложняясь, стал тем, чем является ныне.

И неважно, что, с точки зрения физики – это утверждение совершенно абсурдно. Важно только верить, что не Разум Божий дал разумные законы вселенной, а слепой случай преобразовал первобытный хаос в сложную и стройную систему.

Что же несёт людям вера в небытие Божие?

Итак, первый же тезис: «жизнь оканчивается полным уничтожением разумной личности» – поражает обилием выводов:

  •  как и вся вселенная, жизнь возникла случайно, а значит, никакой высшей цели в ней нет и быть не может;
  •  единственный, лежащий на поверхности, смысл этого бытия – взять от жизни всё, что можно, потому что «живём только раз»;
  •  больше берёт тот, кто сильнее, хитрее и подлее. Отсюда вытекает главный принцип человеческих отношений, сформулированный древними ещё до пришествия Христа на землю: «человек человеку волк»;
  •  мораль и нравственность – понятия, необходимые для ограничения запросов у плебеев. Сильные могут и должны, прикрываясь благородными лозунгами, пользоваться всей полнотой свободы действий для удовлетворения своих прихотей;
  •  поскольку нет Бога – нет и Суда Божьего, а значит – нет абсолютной справедливости, и абсолютных законов. Всё в мире относительно.

Воспитание, имеющее в основе такой мировоззренческий фундамент, помогает человеку-атеисту, совершившему любой безнравственный поступок, легко подавить укоры совести размышлением о том, что земляным червям безразлично, праведника или грешника бросили к ним в могилу.

«Смерть скроет от глаз людей грехи, а Бог не увидит, ибо мы должны твёрдо верить, что Бога нет», – говорит атеист.

Такова реальность атеистического воспитания, если говорить о ней прямо, не прикрываясь «гуманистическими», «общечеловеческими» ценностями, которые рассыпаются в прах от соприкосновения с грубыми реалиями борьбы за «сегодняшние блага».

САТАНИНСКАЯ МИНА

Из вышеуказанного сравнения мы можем сделать вывод: если Бог желает видеть всех людей объединёнными братской любовью как бы в единый организм, то атеизм, наоборот, отчуждает и разделяет людей, провоцируя рост преступности и безнравственности в бездонных глубинах самозабвенного эгоизма.

Таким образом, атеизм не только не способен воспитать в человеке позитивные нравственные установки, высокие и чистые стремления, но напротив – является сатанинской миной, после взрыва которой под обломками высших понятий Добра, Истины и Любви должно погибнуть в бездне грехов всё предавшее и продавшее Христа человечество.

Для того чтобы сделать окончательные выводы, нам остаётся обратиться к историческому опыту нашей страны в истекшем столетии – чтобы видеть цели и последствия атеистического воспитания.

Один из первых декретов богоборческой власти, провозгласившей отделение школы от Церкви, призван был уничтожить в зародыше всякую возможность появления в будущем людей, ясно видящих демоническую сущность новой власти, главной целью которой являлось уничтожение Православной веры и Церкви – под благовидными политическими предлогами построения справедливого общества всеобщего благоденствия.

Этот декрет явился как бы стартовым выстрелом, после которого полным ходом пошло массовое уничтожение миллионов православных людей под сатанинскими знаками магической пентаграммы (так в магии называется пятиконечная звезда) и полумесяца, к которому в 1923 году была подрисована рукоятка с целью замаскировать его мистический смысл.

Помимо этих «духовных задач», мировая закулиса, которая подготовила крушение Российской империи и уничтожение Церкви, видела свою задачу в порабощении нашей страны для беспрепятственного вывоза её ресурсов за границу.

Наши недруги прекрасно понимали, что разобраться в беззастенчивой лжи большевистско-коммунистических лозунгов, помешать уничтожить физически и нравственно народ могут лишь те, кто был воспитан Церковью в лучших традициях Православной веры.

Вот почему три поколения людей, живших при советской власти, были вообще лишены какого бы то ни было христианского воспитания.

И всё же в какой-то мере закваска веры, подобно явлению остаточной намагниченности, продолжала ещё действовать в первых двух послереволюционных поколениях.

Не смогла вражья сила полностью уничтожить в народе христианские понятия любви, милосердия, чести и совести, впитанных с молоком матери. Пришлось ей, чтобы прикрыть свою наготу, рядиться в одежду Добродетели.

Гонители веры были вынуждены списать моральный кодекс строителя коммунистической вавилонской башни с заповедей Божиих. Но, лишённый соли – любви к Богу и к людям, он стал лишь лживой вывеской для обмана наивных простаков и по своей ущербной сути не мог стать настоящей основой для нравственного воспитания.

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО МОМЕНТА

В заключение хотелось бы немного остановиться на характеристике современного момента с духовной точки зрения.

Сегодня, когда врагами Церкви почти достигнута цель растления нравственности славянских народов бывшего Союза, как основных носителей Православия, когда нас накрыла грязная волна евро-американских эротико-порнографических фильмов, соединённых с культом насилия, когда под адскую какофонию рок-ансамблей заливаются водкой глаза и мозги людей, когда 13-летние девочки гордятся тем, что зарабатывают 10-15 долларов, продавшись на ночь иностранцу, можно смело сказать, что страна наша гибнет, а с ней к пропасти идут и все другие народы мира, давно и окончательно порвавшие со спасительным учением истинного Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Это учение неискажённым пребывает ныне только в Православной Церкви.

Поэтому опорочить Церковь, разрушить её изнутри и снаружи, оторвать от неё человеческие души, уловить их в свои сети – основная задача её врагов, ибо знают они, что только в Православной Церкви живут и действуют благодатные энергии Святого Духа, способные вразумлять, очищать, освящать и спасать души всех верных Христу и Его Церкви.

Каждый, кто попытается непредвзято проанализировать причины нравственной деградации современной молодёжи, безусловно придёт к выводу о том, что указанный процесс имеет глубокие корни в нашем прошлом, и что наблюдаемый в последнее десятилетие катастрофический упадок нравственности был подготовлен семью предшествовавшими десятилетиями государственного атеизма.

Его причина – в отказе от Православия и православного воспитания личности.

И если же мы хотим приостановить этот разрушительный процесс, нам необходимо понять, что вне Православного воспитания – нет спасения.

Каждому учителю следует помнить о том, что его служение после священнического является высшим служением людям на земле, и что на учителе лежит колоссальная ответственность перед Богом и людьми за воспитание неокрепших душ.

Для того чтобы достойно выполнить свою задачу и не соблазнить ни «одного из малых сих» (Мф. 18:6), учителям и родителям необходимо в первую очередь самим просвещаться светом Христовой веры, а затем – просвещать и своих детей.

Игумен N.