КАК ГРАМОТНО ВЕСТИ ДИАЛОГ С ИНОСЛАВНЫМИ

Давайте сразу отметим первый важный момент, который необходимо учитывать при принятии решения вступить в полемику с уличным проповедником. Так вот, блуждающие по улицам члены всевозможных тоталитарных сект отнюдь не желают (и не способны) слышать то, ЧТО вы пытаетесь им объяснить. У них задача совсем иная: затащить вас к себе.

Во-вторых, если лично вы не можете ответить на какие-то вопросы, то это вовсе не означает, что учение Святой Православной Церкви неверно – просто на данный момент у вас не вполне достаточный уровень знаний православного вероучения.

В-третьих, необходимо помнить и о том, что даже имея солидные знания в области православной догматики, можно остаться в проигрыше – особенно если беседа принимает хаотический характер (на практике, кстати, чаще всего так и бывает).

Например, нередко православных «цепляют» вопросами типа: «Почему вы почитаете святых?», «Почему вы покланяетесь идолам (т.е. иконам)»? «Почему вы молитесь за умерших?», «Почему носите крест?» и т.п.

Основная ошибка людей, желающих доказать истинность Православия и по этой причине вступающих в спор с сектантами заключается в том, что они оспаривают то или иное положение православного вероучения, тогда как именно оно и не признаётся представителями инославных конфессий.

Поэтому весь разговор с самого своего начала должен вестись в направлении главного – учения о Святой Церкви.

Если мы сможем в таком диалоге догматически доказать, что только Православная Церковь является истинной Церковью Христовой, то и все остальные вопросы-претензии к нам будут беспочвенны.

Однако перед тем, как мы начнём нашу беседу, давайте усвоим себе следующие моменты:

  1. 1. В диалоге с представителями инославных конфессий старайтесь ссылаться только на Священное Писание – единственный авторитет для ваших оппонентов.
  1. 2. Цитаты, которые мы будем приводить в этой статье, старайтесь заучивать наизусть (в этом смысле нам есть чему поучится у наших оппонентов).

В крайнем случае, вы должны учиться максимально точно передать смысл цитаты и знать, где она находится.

Нелишне будет завести себе небольшой блокнот, в котором эти цитаты будут выписаны, и в котором будет содержаться краткая схема проведения диалога с сектантами и раскольниками.

Итак, с чего мы начнём наш диалог с человеком, задавшем нам дежурный вопрос, типа: «Как вы думаете, Православие – это религия или политика?».

Прежде всего с того, что на его вопрос ответим вопросом:

«Каким образом человек обретает спасение: через Священное Писание или через Святую Церковь

Вопрос для большинства сектантов провокационный, ибо подавляющее большинство протестантских и сектантских деноминаций признают исключительно Священное Писание.

И вот именно здесь нам следует указать им на ошибочность такого взгляда, т.к. Священное Писание каждый человек понимает по-своему, откуда и возникают разные Его толкования, о чём предупреждает нас Апостол Петр: «Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою» (2 Пет. 1:20).

И приведите своему оппоненту выдержки из Священного Писания, свидетельствующие о том, что лишь Церковь – есть абсолют непогрешимости и полнота истины, что именно в Ней содержится единственно верное толкование Священного Писания, что именно посредством участия в Её Таинствах человек обретает спасение, и по этой причине вне Церкви нет спасения.

Вот эти выдержки.

1) Евангельский пример, научающий нас в случае какого-либо разногласия с ближним, и упорного нежелания примирения с его стороны, обращаться к Церкви – как к высшей  инстанции: «скажи Церкви; а если и Церкви не послушает. То да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:15-17).

2) Сам Бог «поставил Его (Христа) выше всего, главою Церкви, Которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1:22-23).

Обратите внимание, какое высочайшее достоинство имеет Церковь!

Она – есть высшая (после Бога) ценность во Вселенной.

Поэтому главенство Спасителя над Ней описывается словами: «поставил Его выше всего (существующего)»

Подумайте, какую ценность имеет Церковь в глазах Божьих, если Господь Её «питает и греет» (Еф. 5:29), если Христос так возлюбил Её, что «предал Себя за Неё» (Еф. 5:25).

Церковь названа «Телом Его», а это значит, что причащающиеся Святого Тела и Крови Господних, тем самым становятся друг другу братьями и сестрами во Христе.

Во всех христианах, причащающихся от одной Чаши (независимо от того, где эта Чаша находится территориально) течёт общая Евхаристическая Кровь.

Во Святом Причащении верные соединяются со Христом – и тем самым составляют мистическое «Тело Его» – Его Церковь.

И лишь таковым надлежит наследовать спасение во Христе, о чём ясно говорит Апостол: «Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела (т.е. Спаситель верующих, составляющих Церковь)» (Еф. 5:23).
Церковь названа «полнотой Наполняющего» – т.е. полнотой Божественной истины, ибо «Наполняющий всё во всем» – есть вездесущий и всеведущий Бог – «Дух Истины» (Ин. 15:26).

Столь обстоятельно обозначив главнейшее предназначение Церкви, обоснуем, что истинная Церковь Христова может быть лишь одна.

Вот Ветхозаветное пророчество о Церкви:

«Во дни тех (языческих) царств Бог Небесный воздвигнет Царство (а не царства!), которое вовеки не разрушится… Оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно» (Дан. 2:44).

А вот основные указания в Новом Завете:

1) «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4:4-6).

2) «и будет одно стадо и один Пастырь» (Ин. 10:16).

3) «Я создам Церковь Мою (а не церкви!), и врата ада не одолеют Её» (Мф. 16:18).

Дальнейший диалог с представителями т.н. «церквей» должен вестись только об ОДНОЙ Церкви Христовой.

На данном этапе наша задача – показать, что существует три основных признака, по которым, среди множества расплодившихся ныне «церквей», можно безошибочно определить одну-единственную Невесту Христову – Церковь, которая одна лишь всем нам ниспослана для спасения.

Если же какая-либо рассматриваемая нами религиозная структура не имеет хотя бы одного (из этих трех) признака, то таковая не может быть истинной Церковью, созданной Христом.

ПРИЗНАК ПЕРВЫЙ: НЕПОВРЕЖДЁННОСТЬ УЧЕНИЯ

Настоящая Церковь должна содержать неповреждённым учение, проповедованное апостолами.

В принесении Истины людям заключалась цель пришествия Сына Божьего на землю:

«Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об Истине» (Ин. 18:37).

Апостол Павел, наставляя своего ученика Тимофея в том, как ему следует исполнять свои епископские обязанности, пишет в заключении: «Чтобы ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога Живого, столп и утверждение Истины» (1 Тим. 3:15).

Следует признать, что среди современных христианских ветвей в вопросе вероучения царит большой разнобой.

Например, одна церковь утверждает, что Причастие есть Тело и Кровь Христовы, а другая, что – нет.

Одна церковь верит в реальность духовной силы крестного знамения, а другая эту силу отрицает.

Очевидно, что при таком положении дел, кто-то из них заблуждается.

Истинная же Церковь должна быть та, которая ни в чём не расходится в вопросах веры с Церковью первых веков христианства.

ПРИЗНАК ВТОРОЙ: АПОСТОЛЬСКАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

Благодать или сила Божия, которой Церковь призвана освещать и укреплять верующих.

Существует вполне определённое внешнее условие, по которому можно судить о наличии Божественной благодати Церкви, или об её отсутствии.

Это – апостольское преемство.

С апостольских времён благодать подавалась верующим в таинствах Крещения, Причастия, возложения рук и других.

Совершителями этих таинств были сначала апостолы (Деян. 8:14-17), а после – епископы и пресвитеры.

Право совершать эти таинства передавалось исключительно преемственным способом: апостолы рукополагали епископов – и только им разрешали рукополагать других епископов, священников и диаконов.

Апостольское преемство подобно священному огню, который от одной свечи зажигает другие.

Если огонь погас или цепь апостольского преемства прервалась – значит, нет больше ни священства, ни таинств, значит – утрачены средства освящения верующих.

Поэтому с апостольских времен Церковь всегда внимательно следила за сохранением апостольской преемственности – чтобы епископа рукополагал непременно истинный епископ, рукоположение которого преемственно восходит к апостолам.

Епископов, впавших в ересь или ведущих недостойный образ жизни, низлагали, и они теряли право совершать таинства и рукополагать себе преемников.

В наше время существует только несколько церквей, видимость апостольской преемственности которых не подлежит сомнению. Это – Православная Церковь, Католическая и некоторые восточные христианские церкви: коптская, армянская и т.д., которые, впрочем, отпали от чистоты апостольского учения ещё во времена Вселенских Соборов.

Христианские деноминации, принципиально отрицающие необходимость священства и апостольского преемства, уже по одному этому признаку существенно отличаются от Церкви первых веков и потому не могут быть истинными.

К слову, протестантские и подобные им «церкви» отрицают необходимость апостольского преемства именно по той причине, что отсутствие такового у них обличает их самосвятство.

В Церкви же истинной духовно чуткий человек всегда почувствует живое, тёплое, умиротворяющее веяние благодати Божией.

Такой человек всегда отличит её от того дешёвого и вредного экстаза, которым себя искусственно возбуждают сектанты (например, пятидесятники) на своих молитвенных собраниях.

Признаками истинной благодати являются мир душевный, любовь к Богу и ближним, скромность, смирение, кротость и подобные им свойства, перечисленные апостолом Павлом в послании к Галатам (Гал. 5:22-26).

ПРИЗНАК ТРЕТИЙ: СТРАДАНИЯ ЦЕРКВИ

Господь предупреждает Своих последователей: «Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15:20).

Если людям бывает непросто разобраться, какая Церковь истинная, то диавол, Её враг, отлично это понимает. Он ненавидит Церковь и всеми способами старается Её уничтожить.

Изучая историю Церкви, мы видим, что вся она написана слезами и кровью мучеников за веру.

Начало гонений положили иудейские первосвященники и книжники ещё в апостольское время.

Потом идут три столетия гонений в Римской империи со стороны римских императоров и областных правителей.

После них меч против Церкви подняли арабы-мусульмане, потом – пришедшие с Запада крестоносцы.

Наконец, в ХХ веке богоборцы-коммунисты превзошли всех прежних врагов Церкви своей жестокостью, истребив христиан больше, чем все предыдущие гонители вместе взятые.

Но вот чудо: кровь мучеников действительно служит семенем для новых христиан, и врата ада вновь не могут одолеть Церкви – как и обещал Христос.

ПРИЗНАК ЧЕТВЁРТЫЙ: ИСТОРИЧЕСКИЙ

Истинная Церковь должна непрерывно восходить к апостольским временам.

Для применения этого принципа нет надобности углубляться в тонкости вероучения какой-либо конфессии.

Достаточно выяснить – когда возникла та или иная церковь.

Если она возникла, скажем, в XVI или в каком-нибудь другом столетии, а не в апостольское время – однозначно она не может быть истинной.

Таким образом, только по одному этому признаку следует отклонить все претензии на звание Церкви Христовой всех деноминаций, ведущих своё начало от Лютера и его последователей: лютеран, кальвинистов, пресвитериан и более поздних – мормонов, баптистов, адвентистов, иеговистов, пятидесятников и им подобных.

Эти деноминации основаны не Христом или Его апостолами, а лжепророками – лютерами, кальвинами, генрихами, смитами и другими «новаторами».

Священник Александр Каневский

Иерей Николай Тодорович