Как быть родителем школьника

В те незапамятные времена, когда я училась в школе, родителем школьника можно было быть и не быть одновременно. Так было с моей мамой: сходив пару раз на родительские собрания, раздражившись на учительницу, она завязала с любыми школьными делами.

И так (или примерно так) было у большинства моих друзей и знакомых.

Школьная жизнь была немного учительской, но больше всё-таки нашей, детской!

А как дело обстоит сейчас?

Согласно закону «Об образовании», родители – участники образовательных отношений.

У них по закону есть права и обязанности. А ещё и по личным соображениям есть свои ожидания, представления и требования в этих самых узаконенных образовательных отношениях.

И по долгу службы, и по профессиональным убеждениям, я активно поддерживаю отношения с родителями своих учеников. И не могу не замечать, что быть родителем школьника в наше время очень трудно.

На родителя ещё только первоклассника обрушивается всё: должны или не должны бесплатно выдавать учебники; нравится или не нравится форма; сдавать или не сдавать деньги; вступать или не вступать в родительский комитет…

К тому же все школы разные, в них ещё – и разные формы обучения, и не понятно, повезло с учительницей или нет.

Уже напрашивается идея цикла вебинаров «Школа для родителей школьников» – в них можно раскрыть отдельные аспекты взаимодействия родителей со школой, проговорить права и обязанности, дать практические советы, помочь снизить родительскую тревожность.

Ведь именно они, тревоги и волнения, мешают иногда родителям так построить свои отношения со школой и учителями, чтобы это помогло, облегчило жизнь их ребёнку.

Вот, в частности, на какие моменты стоит обратить внимание.

Это не вы учитесь в школе, а ребёнок

«Любой ребёнок уникален» – это, мне кажется, базовый постулат здорового родительства.

Если у вас в школе были проблемы с математикой, математичкой, учебником математики или соседом по парте на уроках математики (нужное подчеркнуть), то это не значит, что у сына или дочери должны эти проблемы быть.

Все эти наши «математика – очень сложный предмет», «я в школе ненавидела математику» и «у нас в генах нет математических способностей» – не что иное, как программирование ребёнка на проблемы.

Почему бы не дать ребёнку шанс самому сформировать своё личное  отношение к математике, физике, географии или английскому языку?

Одна моя коллега, учительница русского языка, пригласила на разговор папу девочки, которая неплохо успевает по большинству предметов, но не учит правила и исключения на её уроках. А это же русский! Мы-то знаем, что там и правил, и исключений – всего в избытке.

И вот она этому папе и говорит, дескать, «не учит, помогите, проконтролируйте, я вот это и это задала, пусть к следующему уроку выучит, а я похвалю – глядишь, распогодится…».

А он ей отвечает, что не будет он дочь заставлять что-то учить. Потому что он никогда сам не учил, у него врождённая грамотность, и по русскому всегда были только пятёрки!

Ещё раз: ваш ребенок уникален.

Вполне может быть, что его проблемы и достижения в школе будут совсем не такими, как это было у вас.

Одна из многочисленных историй о том, что яблоко от яблони может упасть очень далеко, прекрасно продемонстрирована в фильме «Билли Эллиот».

Не бросайтесь решать проблему ребёнка – сперва предложите помощь

Как-то раз другая моя коллега, с которой мы вместе занимались на семинаре, исполняла роль родителя школьника в обучающей деловой игре.

Задачей её группы было составить подобие кодекса родителя для решения проблем ребёнка в школе.

Первым пунктом в этот кодекс коллега внесла следующее: «Спросить, нужна ли ребёнку помощь».

Она объяснила:

«Мои дети часто рассказывают мне о проблемах и трудностях, с которыми они сталкиваются в школе.

Я всегда очень переживаю о каждой ситуации. Мне хочется тут же кинуться на помощь, защитить, оградить своего ребёнка. Но я каждый раз нахожу в себе силы спросить: «Тебе нужна моя помощь?».

И почти всегда получаю ответ, что не нужна.

Мне кажется, что в том случае, если ребёнок может сам справиться с ситуацией, он должен справляться сам. Потому что это его жизнь, его опыт, его развитие, его взросление.

Роль родителей в такой ситуации – выслушать, поддержать морально, выразить доверие и поддержку.

Если же мы кидаемся решать проблемы своего ребёнка, забыв его спросить, есть ли в этом необходимость, мы идём на поводу у своих эмоций, своего гнева, своих тревог за ребёнка. Разве такое наше поведение демонстрирует ребёнку доверие в его силы?

От родителей-скандалистов больше вреда, чем пользы.

Помните, на чьей вы стороне

Я понимаю родительство  так: ты всю жизнь работаешь над тем, чтобы быть на стороне ребёнка, стараясь преодолевать собственные психологические сложности так, чтобы они не слишком усложняли ребёнку жизнь. И на своей работе я встречаю очень много семей, которым это удаётся.

Ещё одна моя коллега как-то за чашкой чая мне сказала: «Я тридцать лет работаю в школе и давно заметила, что самые талантливые мальчики – те, которых безусловно и безоговорочно любят их мамы».

Я стала присматриваться – и к мальчикам, и к девочкам.

Нашлись, конечно, и исключения. Но в подавляющем большинстве случаев за успехами ребёнка стоит поддержка семьи.

Но – поддержка настоящая!

Потому что «пойду сейчас покажу всем этим училкам» – это не помощь. Это – самоутверждение и повод потешить своё эго.

И «мой ребёнок прекрасно разбирается в теме, а вы ему назло двойки ставите» – тоже.

Помощь должна быть такой, чтобы благодаря ей ребёнку удавалось справиться с трудностями, поверить в себя, в свои силы.

С помощью и поддержкой родителей ребёнок становится сильнее, свободнее, увереннее, оптимистичнее.

Конечно, проще и удобнее во всех проблемах в школе видеть только вину школы и учителей. Тем более, что школа, ох, как не без греха! Она создаёт и провоцирует массу проблем.

Но дальше – каждый родитель делает свой выбор.

Кто-то становится приверженцем семейного обучения, совмещая роли учителя и родителя.

Кто-то транслирует свой негативный опыт в комментариях из серии «школа – зло», «калечит психику», «ничему не научили» и подобное.

Мне повезло, что в моей школе большинство родителей настроены на то, чтобы вести конструктивный диалог.

Людмила Некрасова, педагог