История обновленчества и Украинская «Единая Поместная Церковь»: странные совпадения

У лидеров обновленческой Церкви и адептов так называемой единой поместной церкви – много общего. Всё очевиднее, что власти Украины движутся по тем же рельсам, что и  большевики. Это очень ярко выражается в попытках создать «карманную церковь», которая обслуживала бы интересы государства….

«История – учительница жизни» – говорил Цицерон.

Спустя тысячелетия В.О.Ключевский с тонким юмором возразил великому древнеримскому оратору: «История ничему не учит, но сурово наказывает за незнание уроков».

Да, невыученные уроки истории часто становятся приговором.

Особенно это касается тех, кто является локомотивом истории – правителей государств. Порой приходится только удивляться, насколько зеркальны бывают эпохи, и как удивительно схожим образом действуют представители власти.

Всего год назад мы вспоминали столетие Февральской революции 1917 года.

Этот год также ознаменован важным событием в жизни Церкви, которое тогда прошло почти незамеченным: 7 марта 1917 года в Петрограде был основан «Всероссийский Союз демократического православного духовенства и мирян», который стал колыбелью знаменитого модернистского движения в русском Православии – обновленчества. Созданная большевиками обновленческая «церковь» стала главным тараном против русского Православия.

Для нынешней украинской власти таким тараном против канонической УПЦ является создаваемая ею ЕПЦ.

Прежде всего, подчеркнём, что когда мы говорим «обновленцы», то имеем в виду лоббистов революционной власти.

Все лидеры обновленческого раскола были в подавляющем большинстве своём лишь орудием в руках советского правительства.

Из секретариата ЦК РКП (б) всем губкомам РКП (б) на местах рассылались телеграммы, в которых говорилось о необходимости поддержки обновленцев.

ГПУ давило на законных архиереев – с целью добиться признания ими обновленцев.

Против канонического духовенства были организованы репрессии.

Не так ли сегодня создаётся ЕПЦ на Украине?

Например, мы видим полное бездействие государства при незаконном отбирании раскольниками храмов, которые строились не ими, давление на архиереев и священников.

Идея создания автокефальной «церкви» на Украине всегда была частью украинской националистической идеологии, под влиянием которой в те же мятежные 20-е годы прошлого столетия и была создана УАПЦ.

Инициативные украинские патриоты выступали за отделение ряда епархий Юга России от Православной Российской церкви.

Одним из лидеров этого движения был протоиерей Василий Липковский.

По возвращении петлюровской армии в Киев 5 мая 1920 года представители Всеукраинской православной рады и активисты украинского националистического движения провозгласили УАПЦ – автокефальную украинскую православную церковь. Рада вынесла постановление, в котором позиция канонического православного епископата была признана реакционной.

Канонические епископы были объявлены врагами украинского народа за то, что они пребывают в общении с Московской патриархией и Патриархом Московским и всея России Тихоном.

«Киевский епископат, будучи представителем московской духовной власти, обнаружил себя не пастырем добрым, а врагом украинского народа и этим своим поступком отошёл от Украинской Церкви», – заявила Всеукраинская православная церковная рада.

Как это напоминает сегодняшние события!

«УПЦ – не Церковь!» – заявляют наши правители, вменяя нам в грех то, что мы духовно связаны с русским Православием и не проклинаем Москву, как этого хотелось бы кому-то.

С 1922 по 1926 год обновленчество было единственной официально признаваемой революционными государственными властями СССР православной церковной организацией (второй такой организацией в 1926 году стал григорианский Временный Высший Церковный Совет).

И сегодня власти ведут к тому, чтобы объявить УПЦ незаконной, неканонической, поменять её название, а имущество отобрать.

Так, Михаил Денисенко («патриарх Филарет») ещё в мае нынешнего года заявил в Европарламенте, что после получения ими Томоса об автокефалии, УПЦ будет называться Экзархатом Российской Церкви в Украине.

По его же словам, Киево-Печерская Лавра будет принадлежать новой автокефальной церкви.

Ещё одно совпадение.

Сегодня в Украине есть несколько раскольничьих церквей, которые имеют между собой разногласия, но едины только в одном – в ненависти к канонической Церкви.

Обновленчество в начальный период своего существования также не было строго структурированным движением – между собой обновленческие структуры нередко находились в прямой конфронтации.

Расколовшись внутри, все обновленческие группы (главных было три) вели борьбу за власть в Высшем церковном управлении, прибегая при этом к помощи ГПУ, которое с самого начала раскола фактически дирижировало всеми его лидерами.

Показательно, что УПЦ КП и УАПЦ и сегодня с трудом приходят к общему знаменателю.

Недавно предстоятель УАПЦ Макарий Малетич заявил, что Филарет «отвечает ему со злобой», и они не могут прийти к общим решениям по объединению.

По меткому замечанию политолога Елены Дьяченко, перед нами – «террариум друзей», в котором «показатели духовности зашкаливают».

Следующее совпадение: при отсутствии достаточных сил для установления «своей правды», некие организации и отдельные люди, имеющие претензии к канонической Церкви, переходят во временную оппозицию официальной Церкви.

Так происходит сегодня, так было и 100 лет назад.

Например, на Поместном Соборе 1917-18 годов сторонники «обновления» оказались в меньшинстве и поэтому перешли к полуподпольной деятельности.

В начале 20-х годов большевистские лидеры (прежде всего Л. Д. Троцкий) «вспомнили» о них.

Было принято решение «мобилизовать» обновленцев и подтолкнуть их к разрыву с высшей церковной властью.

Большевики хотели создать их руками подконтрольные режиму марионеточные церковные управления в центре и на местах.

Для осуществления «церковного переворота» в Москве были избраны три представителя петроградского духовенства, хорошо известные советским спецслужбам: протоиерей Александр Введенский, и два его единомышленника – иерей Владимир Красницкий и мирянин Евгений Беликов. Они и объявили о создании нового Высшего Церковного Управления (ВЦУ) – единственной официально признаваемой на тот момент властями СССР православной церковной организацией.

Сегодня и мы видим некое меньшинство среди духовенства, враждебно настроенное как к Предстоятелю УПЦ Блаженнейшему Онуфрию, так и к официальной позиции нашей Церкви.

Как и раньше, внутри канонической Церкви существуют не только отдельные представители – но и лобби, которые могут оказаться послушным орудием в руках революционной власти и управляемого ими государства по атаке на Церковь.

Нельзя не упомянуть о поддержке обновленцев со стороны подконтрольных революционному государству СМИ.

Раньше основным органом СМИ были газеты – через них и «промывались» мозги граждан.

Так, 14 мая 1922 года в «Известиях» появилось «Воззвание верующим сынам Православной Церкви России», где содержалось требование суда над «виновниками церковной разрухи» и заявление о прекращении «гражданской войны Церкви против государства».

Обратим внимание, что большевики в своих церковных проектах старались мобилизовать не только клир и воцерковлённых людей, а видели свою опору и в не очень церковных мирянах.

Это был как раз тот элемент, который был способен «зарядить церковную жизнь революционно-религиозной энергией».

Например, к «Живой Церкви» одно время принадлежал мирянский Союз Церковного Возрождения.

В своём уставе он обещал последователям «самую широкую демократизацию Неба (!), самый широкий доступ к лону Отца Небесного»!

Сейчас мы видим то же самое – только провозглашаемые цели выглядят куда более примитивнее: «армия», «мова», «национальная украинская вера»…

Особо стоит отметить роль Константинополя и подвластных ему Поместных Церквей в созидании обновленчества.

Представители Константинопольского и Александрийского православных подворий в Москве признали обновленцев как Поместную Православную Церковь в России. Представитель Константинопольского Патриарха и Синайского архиепископа архимандрит Василий (Димопуло) и представитель Александрийского Патриарха архимандрит Павел (Катаподис) участвовали в соборах обновленческого духовенства, и причащались вместе с членами обновленческого Синода.

Безусловно, вмешательство Константинополя лишь усугубило и без того предельно трудное положение Патриаршей Церкви в России.

Позиция Константинопольской Патриархии в отношении обновленческого раскола определялась в 1920-е – 1930-е годы не столько церковно-каноническими принципами, сколько политическими факторами.

Константинопольские иерархи склонялись на сторону тех, у кого были лучшие отношения с советской властью.

Из четырёх Восточных Патриархов только Антиохийский не вошёл в общение с обновленцами.

Возможно, сыграло роль то, что Антиохийская Церковь в начале XX века с помощью Церкви Российской освободилась от греческого засилья, а Иерусалимская и Александрийская Церкви так и не смогли этого сделать.

10 -18 июня 1924 года в Москве состоялось обновленческое «Великое Предсоборное Совещание Российской Православной Церкви».

Почётным председателем избрали Константинопольского Патриарха Григория VII (тогда он склонялся на сторону обновленцев под давлением кемалистов и был представлен в Москве архимандритом Василием Димопуло).

Обновленцы с радостью восприняли известие о кончине в апреле 1925 года Патриарха Тихона, и уже через несколько дней объявили о созыве своего второго «Поместного Собора», в результате которого надеялись под видом «примирения» окончательно уничтожить каноническую Церковь.

Важная роль при этом отводилась и Константинопольской Патриархии…

О нынешней роли Константинополя в создании ЕПЦ говорить излишне. По сути, именно Константинопольский патриархат и создаёт в Украине очередную обновленческую структуру.

Любопытно, что 5 мая 1923 года, обновленческий Собор узаконил равнозначность женатого и безбрачного епископата, а после некоторых колебаний – и второбрачие клириков.

Примечательно, что Константинополь недавно также узаконил второбрачие духовенства…

Обновленческая «церковь» принесла много бед, но существовала недолго.

Когда государство перестало официально поддерживать новообразованную, ручную обновленческую церковь – она распалась.

Окончательно она прекратила своё существование со смертью лидера обновленчества – А. Введенского в 1946 году. И очень скоро большинство клира через покаяние вернулось в лоно Церкви-Матери.

ИТОГИ

Сегодня наши правители проклинают коммунистов, и через законодательство проводят так называемую «декоммунизацию». Но не поступают ли они так же, как и их предшественники?

Не относятся ли и к ним слова Спасителя, сказанные некогда фарисеям:

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в [пролитии] крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших.

Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?» (Мф. 23:29-33)

Будем надеяться, что новое обновленчество разделит судьбу своих предшественников.

А те, которые созидают сегодня то, что уже когда-то было разрушено Богом – идут против Господа.

История грозно предупреждает их, но они либо не знают истории, либо обманывают себя, либо грешат осознано. Но в любом случае, ответ перед Богом им держать придётся.

Сергей Комаров