«ИЩУ СВЯЩЕННИКА!»

О священстве можно сказать то, что святые говорили о монашестве, а именно: если бы все знали, как хорошо быть монахом, – все бы пошли в монастырь. Но если бы все знали, как тяжело быть монахом, – в монастырь бы никто не пошел.

Я думаю, что священство в этом смысле вполне сопоставимо с монашеством. Оно – красиво, но очень тяжело.

Тяжесть священства ощущается не всеми священниками и не сразу.

В особенности оно тяжело для тех, кто рукополагался не вполне по духовным мотивам, то бишь думал о славе, о возможности руководить людьми, сочинял себе собственную святость или просто, по словам Димитрия Ростовского, «пошел в попы не за Иисуса, а за хлеба куса».

Такой человек будет тяготиться службой, будет сокращать ее, будет гневаться на людей и считать их глупыми и назойливыми.

Каждая служба или треба для него будет мукой.

По-другому с теми, кто от священства не искал ничего, кроме самого священства.

Та благодать, о которой мы часто позволяем себе говорить, глубоко и полно переживается иереем, любящим Христа, которому он служит. Но и эти рабы Божии не свободны от периодов искушений, ослабления в духовной жизни и пр.

Когда человек принимает сан, он поднимает на себя груз, тяжесть которого ощущает лишь с годами.

Мне вспоминаются слова покойного митрополита Антония Сурожского о священстве.

Он сравнивал батюшку с тем осликом, на котором Христос въезжал в Иерусалим.

По своей простоте ослик думал, что это ему постилают одежды под ноги, машут ветвями и приветственно кричат.

Как часто священник может забывать, что целование руки, обращение на «Вы», подчеркнутое благоговение перед саном относится вовсе не к нему лично, а к Господу Иисусу Христу.

Не понимая этого, такой иерей становится тем самым евангельским осликом, о котором говорил митрополит Антоний.

Единственный Священник – именно Христос. Он – Иерей вовек.

Мы же священствуем Им и в Нем.

Без Него мы – никто.

Вот это осознание своего полного бессилия без Христа очень нужно священнику.

Кроме книги своей совести, иерею открыты книги совести многих людей.

И каждому из нас достаточно себя самого, чтобы понять, как немощен человек и как он испорчен.

Священник же, кроме страниц своей совести, повторюсь, прочитывает совести сотен.

Это страшное зрелище глубоко укоренившегося в человеке греха и порабощённой воли рождает в видящем иногда страх, иногда уныние, иногда усталость.

Священнику очень нужен живой Христос, присутствующий рядом, для того чтобы каждую исповедь принимать, как положено, и каждую требу совершать, как впервые.

Опять-таки, сошлюсь на митрополита Антония.

Он рассказывает где-то о молодом иерее, который в момент освящения Даров почувствовал себя недостойным.

Он отступил от престола и сказал: «Господи, я не могу». И тогда между ним и престолом стал Некто незримый, Который дал священнику силу совершить Литургию.

Это был Тот, Кто и есть единственный, ее совершающий.

Наверно, всякий батюшка может из личного духовного опыта рассказать много подобных случаев, но смысл один: без Христа мы – ничто.

Человека, желающего стать священником, я готов долго отговаривать.

Помните Горького, который говорил, что даже если его будут ежедневно сечь на площади, он не перестанет писать.

Вот такое же непреодолимое желание служить Господу, но без горящих глаз и фанатизма, должно быть и у будущего иерея.

Это желание нужно подкрепить хорошими знаниями, в первую очередь церковной жизни. Нужно на всю жизнь полюбить Евангелие и богослужение.

Нужно научиться не замечать пятен в церковной жизни, не интересоваться её изнанкой.

А ещё нужно, чтобы Господь благословил увидать в жизни хотя бы одного хорошего батюшку. Такого, чей образ будет на всю жизнь примером. Не только в проповеди, не только в Литургии, но и в повседневной жизни.

Есть несколько профессий, которые можно назвать священными. Они сопоставимы с иерейским саном по целому ряду признаков.

Священной, например, является профессия учителя.

Слово «учитель» – это одно из имен Спасителя. Многие, не видавшие в Нем Господа, видели в Нем Учителя. Поэтому всякий учащий людей доброму и полезному в некоторой мере подобен Христу.

Учителем должен быть и священник.

Терпению, настойчивости и постоянству, любви к учащимся, пастырь может учиться у хороших педагогов.

Следующей священной профессией я бы назвал профессию доктора.

Жалеть больного, не гнушаться его язвами, быть к нему терпеливым, быть готовым всегда пойти туда, где ты нужен – это качества настоящего врача.

Согласитесь, как они похожи на качества настоящего священника.

Это значит, что мы можем учиться и у людей в белых халатах, а не только по семинарским пособиям.

Наконец, третьей профессией, подобной священству, я бы назвал профессию военного. Он, как и пастырь, не работает, а служит.

Он дает присягу и должен быть ей верен.

У него, как ни у кого другого, должны присутствовать такие качества, как послушание, жертвенность, мужество, дисциплина. И это очень похоже на то, чем должен отличаться настоящий иерей.

Кстати, синодики Пантелеимонова монастыря на Афоне свидетельствуют о том, что огромная часть монахов этого монастыря в прошлом были отставные военные: офицеры, прапорщики, солдаты, зачастую имевшие опыт войны и отмеченные ранениями.

Эти монахи в лучшем смысле отличались от многих других.

Вот эти три профессии во многом помогают понять смысл настоящего священства.

Дореволюционные пособия по пастырскому богословию (списанные с католических) называют три стороны служения пастыря: пророческое (проповедь), царское (управление приходом) и священническое (совершение таинств).

Мы не оспариваем эти три постулата, но назовем ещё три.

Священник должен быть учителем, доктором и воином.

После сказанных слов хочется вспомнить Диогена.

Тот, имея высокое понятие о человеке, не находил его таким, каким мыслил в идеале. Среди белого дня с зажженной свечой он мог появиться в городе, повторяя слова: «ищу человека».

Перефразируя Диогена, зажегши свечу, хочется сказать: ищу священника.

Хочется сказать: где вы, врачи и воины, пастыри и молитвенники? Нам так вас не хватает, и мир погибает без настоящего священства.

Однажды Господь заповедовал молиться Господину жатвы о том, чтобы были высланы делатели добрые, ибо жатвы много, а делателей мало.

Все христиане должны молиться Богу о том, чтобы Он приводил к священству добрых делателей.

Они придут в свое время.

Они не могут не прийти.

Каждое поколение народ Божий изводил из своей среды пастырей, стремящихся к идеалу. Внимательный человек знает, что мы не лишены этого и сегодня. Не будем лишены этого и в будущем.

Я верю в это.

Протоиерей Андрей Ткачёв

Информация, которую мы распространяем, несёт людям правду о самых актуальных проблемах и явлениях нашей сегодняшней жизни, помогает находить ответы на сложные вопросы, меняет жизнь людей.

Мы остро нуждаемся в увеличении тиража нашей газеты, которую распространяем бесплатно по всей Украине. Кроме этого, нам нужно регулярно оплачивать работу журналистов, наших региональных представителей, редакторов, работников наших медиа ресурсов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите «РодКом» любой посильной для Вас суммой, а мы обещаем работать ещё более продуктивно!