ИМЕЕТ ЛИ СВЯЩЕННИК ПРАВО ОТКАЗАТЬ В КРЕЩЕНИИ?

Вот типичный эпизод из приходской жизни обычного священника.

Приходят молодые родители записаться на Крещение. Священник спрашивает, верующие ли они. Они говорят «нет». Батюшка предлагает им предварительно прийти на беседу, чтобы они могли узнать хотя бы самое главное о Таинстве Крещения, о его смысле и т.д.

На это предложение следует весьма агрессивная реакция: «Какое Вам дело до нашей веры? Вам заплатили, делайте своё дело – и всё. А нет – пойдём в соседний храм. Там проведут обряд без проблем».

Как быть священнику в таких случаях?

С одной стороны, при таком отношении к Крещению в нём нет никакого смысла. Это всё равно, что построить дом и тут же его разрушить!

Да и зачем Церкви такая масса формально крещёных, но совершенно неверующих людей?

Есть ли толк в том, что в нашей стране числятся миллионы крещёных людей, из которых, в лучшем случае, 3-4% ходит в храм?

Для чего же крестили остальных?

Какой был в этом смысл?

Представьте себе, если бы в некотором родильном доме из 100 новорождённых младенцев 95 тут же умирали бы. Что бы мы сказали о таком роддоме?

Но ведь то же самое происходит сегодня в Церкви! Та же статистика: люди, получив духовное рождение, тотчас умирают духовно.

Многие думают, что если они крещены, то они уже православные.

Но это – далеко не так. И это уже глобальная задача современных церковных катехизаторов: работать над тем, чтобы менять сознание людей, которые приняли крещение – и этим ограничили свою дальнейшую духовную жизнь.

Люди должны понять, что крещение – не самоцель, что креститься нужно только в том случае, если ты действительно хочешь быть христианином, а не потому, что «так положено» и «так делают все».

С другой стороны, каждый раз, когда священнику приходится употребить какую-то строгость и отказать в формальном крещении, он чувствует в своей душе невыносимую муку. Появляется какая-то ужасная боль, что вот человек почему-то пришёл креститься, каким-то образом Господь его привёл, а мы отказываем.

Безусловно, самой главной нормой христианской жизни является любовь. И если от нас уходят люди, обиженные нами, считая, что мы поступили не по любви, то это – беда.

Поэтому единственно правильным решением этой проблемы, является кроткое, смиренное и любовное отношение священников к тем, кто приходит.

Нужно, чтобы священник постарался сделать всё, чтобы уговорить этих людей отнестись к требованиям Церкви более терпеливо, более смиренно – поучиться, почитать о вере, о Таинстве Крещения, не торопиться, приготовиться, найти надлежащих крёстных.

Нужно заметить их порыв и сказать: «Давайте делать всё как следует».

Отказать в Крещении священник имеет право только в том случае, если человек:

  •  совершенно не имеет веры;
  •  кощунственно относится ко всему, что касается Церкви;
  •  не признаёт Божественность Христа;
  •  движим просто каким-то недоразумением, или собирается принять Таинство, как некий магический обряд (избавиться от «порчи» или «сглаза», получить всевозможные духовные или материальные «бонусы») и пришёл сюда, совершенно не желая при этом быть христианином;
  •  находится в нетрезвом состоянии;
  •  ведёт явно аморальный образ жизни.

Но если есть надежда на дальнейшее воцерковление, если дело только в том, что человек просто ничего не знает, но его можно убедить отнестись к крещению всерьёз, – священник просто обязан набраться терпения и Таинство совершить.

Будущее Церкви зависит, прежде всего, от того, научимся ли мы, Её духовенство, породив новых членов Церкви, сохранить их духовно живыми.

Останутся ли они жить в Церкви или нет.

Мы должны это понять и нацелить на это наши силы.

Это – первая задача всей нашей Церкви».

Протоиерей Владимир Воробьёв, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета