Христианство и патриотизм

Разговор о христианстве и патриотизме сразу натыкается на две трудности…

Разговор о христианстве и патриотизме сразу натыкается на две трудности.

Первая из них – терминологическая, связанная с тем, что люди называют патриотизмом очень разные вещи: от борьбы с масонским заговором до аккуратной уплаты налогов.

Вторая – более важная – это проблема приоритетов.

Для христианина приоритет – это угождение Богу и вечное спасение.

Всё остальное подчинено этой главной цели и из неё вытекает – «ибо, что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?» (Лк. 9:25).

Для христиан формальных воля Божия и вечное спасение находятся где-то далеко на периферии их интересов, а сама Церковь может быть интересна лишь с точки зрения её влияния на общество – в чисто земном, практическом плане.

В частности, государство делает вид, что не вмешивается в церковные дела, но постоянно пытается навязать Церкви какую-то «общественно полезную» деятельность.

Однако пока речь идёт о реабилитации алкоголиков-наркоманов – это ещё куда ни шло. Всё-таки социальная работа – область пастырского попечения.

Однако куда хуже, когда Церковь хотят употребить для поддержки патриотизма.

Проблема в том, что люди, искренне любящие свою страну и желающие ей блага, могут сильно расходиться во мнениях относительно того, в ЧЁМ ИМЕННО это благо должно заключаться и как его достичь.

Тем не менее, в Церкви (почему-то) видят некую «социальную структуру», которая способна объединить людей вокруг каких-то чисто человеческих ценностей, забывая (или не зная) о том, что по-настоящему объединить людей можно только вокруг Христа.

Должен ли христианин любить свою страну?

Несомненно,  должен!

Христианин должен со всей серьёзностью относиться к своим обязанностям по отношению к своему народу и стране.

На каждом гражданине лежит обязанность употреблять данные ему от Бога разум, способности, таланты и возможности – чтобы наилучшим образом послужить своим согражданам.

Однако одинаково благонамеренные и ответственные люди могут иметь совершенно разные представления о том, ЧТО ИМЕННО является благом для страны.

Все мы склонны грешить и ошибаться.

У всех людей – разный опыт и познания, поэтому расходиться во мнениях – это нормально.

Поэтому нормально (и цивилизованно!) внимательно выслушивать друг друга и обсуждать наши общие дела – в духе мира и взаимной приязни.

НЕ нормально начинать стрелять в своих оппонентов, которых «правильные» патриоты сочли «неправильными».

В любом случае, христианская любовь к Родине может вполне не совпадать с существующим в обществе (или государстве) заказом на патриотизм.

В таком обществе так называемые «патриотические активисты» требуют не того, чтобы человек употреблял свой разум и совесть, рассуждая о том, как бы ему послужить Отечеству, а безоговорочно принял только ту версию патриотизма, на которую существует заказ.

А заказ на патриотизм – это заказ на совершенно конкретную ВЕРСИЮ патриотизма.

Эй, ты любишь отечество? Любишь? Тогда вот тебе приказы – чтобы их исполнять, вот тебе враги – чтобы их убивать, вот тебе кричалки – чтобы их кричать… Вперёд!

Что? Какая от этого польза Родине? Разговорчики в строю патриотов!…

Люди, которые действительно любят страну и людей, и понимают, что Бог дал им разум, чтобы им пользоваться, и что на Суде никакие «все побежали – и я побежал» не помогут, что надо действительно думать головой, что действительно поможет, а что не поможет стране и людям – никогда не станут в строй «профессиональных патриотов».

Поэтому любовь к Родине, которую должен проявлять зрелый христианин, может не совпадать с той, на которую существует общественный заказ.

К сожалению, люди, охваченные «патриотическим» угаром, часто являются сущим бедствием для своих отечеств, которые, несомненно, выиграли бы, если бы сии «патриоты» удалились в другое полушарие земли и никогда бы оттуда не возвращались.

Достаточно вспомнить многочисленные акции «патриотов», громящих государственные учреждения, блокирующих дороги и работу предприятий, оставляя, тем самым, своих сограждан без пенсий и зарплат, и сутками жгущих шины в жилых кварталах, отравляя тысячи людей канцерогенными дымами – чтобы понять, что это явно не тот патриотизм, с которым христианин мог бы с чистой совестью согласиться.

Если такой патриотизм основан на принципе «на зло маме отморожу уши», если для такого патриотизма благо отечество стоит гибели тысяч невинных его граждан, женщин и детей, уничтожение памяти прошлых поколений – тут христианину, который любит своё Отчество, остаётся только сказать: нет, с вами я – не патриот!

Я не воспеваю ваших подвигов.

Я не заворачиваюсь в ваши цвета.

Я не кричу ваших кричалок.

Я не собираюсь убивать ваших врагов.

Это – без меня.

И если я не могу остановить этого губительного безумия, то я, по крайней мере, не буду в нём участвовать.

Подготовил Дмитрий Кравченко