ХРИСТИАНСТВО И ОККУЛЬТИЗМ: В ЧЁМ РАЗЛИЧИЯ?

В чём разница между молитвой и заклинанием, между святыми и целителями?

Откуда берётся магическая сила?

Какую цену платит человек, обращаясь за «помощью» к магам, «бабкам», экстрасенсам и целителям?

Почему некоторые христиане бывают носителями магического сознания?

И христиане, и оккультисты уверены в том, что существует разумный духовный мир – мир высшей реальности.

Эта реальность, которую невозможно обнаружить нашими органами чувств и физическими приборами, весьма серьёзно и ощутимо влияет на нашу жизнь – за счёт того, что духовный мир населён живыми, разумными, духовными сущностями, которые взаимодействуют с нашей душой, имея при этом свои собственные цели и стремления.

Иными словами, мы с ними связаны и они на нас воздействуют, оставаясь невидимыми для нас. Понимание этого – единственное, в чём у нас нет противоречий с оккультистами.

Главный водораздел между христианством и оккультизмом находится в плоскости понимания Бога – как Единого Творца-Вседержителя, сотворившего весь мир – видимый и невидимый – и, соответственно, отношения к Нему.

Это отношение определяет совершенно разное понимание смысла жизни человека и специфики взаимодействия с духовными миром.

СОЕДИНИТЬСЯ С БОГОМ!

Главная цель жизни христианина – соединение с Богом – подобно привитию дикой ветви к плодоносной лозе.

В Евангелии есть очень яркий образ того, как развивается и проявляется такая жажда воссоединения и что при этом переживает человек.

Одно из самых удивительных Евангельских историй – Преображение Господне на горе Фавор.

Накануне восхождения на Фавор, Господь говорит Своим ученикам: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф. 16:28).

И «по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвёл их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие» (Мф. 17:1-3).

Что мы видим?

Ученики сопровождают Христа и вместе с Ним восходят на гору.

За плечами у них – встреча с Учителем, пройденная вместе с Ним часть большого и трудного пути.

К моменту восхождения на Фавор они уже и так всецело расположены ко Христу, они любят Его, пытаются понять Его слова и готовы идти за Ним. Но на Фаворе происходит нечто, что они не могли себе даже представить: Учитель преображается перед ними – открывается в Своём Божественном образе.

Впрочем, тут необходимо уточнить: их Учитель не изменился – Он остался таким, каким был всегда. Просто в этот момент Он дал возможность Своим ученикам увидеть Себя Тем, Кем Он является – Богочеловеком. И ученикам приоткрывается тот самый духовный мир, в котором древние пророки собеседуют с Самим Богом.

Понять, ЧТО чувствовали в этот момент апостолы, которым довелось увидеть «Сына Человеческого, грядущего во Царствии Своем» – нам невозможно.

Потрясённый Пётр, забыв обо всём на свете, забыв даже про себя, восклицает: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» (Мк. 9:5).

Вот что происходит с человеком, который лишь на мгновение, ощутил близость Царства Небесного (подчеркнём: ещё не само Царство – а только его близость!).

Неописуемая благодать, радость, мир, который они ощущают на Фаворе, настолько отдаляют от них мир, что они хотят навсегда остаться тут – лишь быть всегда рядом с Богом и Его святыми!

Вот к чему стремится душа каждого христианина: духовно соединиться с Богом в этой жизни – чтобы войти в тот мир вечной жизни, где Христос всегда рядом. Мир, где можно повторять вновь и вновь: «Учитель! Хорошо нам здесь быть».

При этом у христиан есть и чисто земные устремления, радости, желания, а также проблемы, болезни, трудности, воспринимаемые христианами, как уроки жизни и в целом – как воспитательный процесс, курируемый бесконечно любящим Отцом Небесным, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4).

ТАМ, ГДЕ НЕТ МЕСТА БОГУ

В магическом сознании представление о Боге размыто до такой степени, что говорить об этом просто не приходится.

Главный интерес представляют только те сущности, которые, с точки зрения магического сознания, «отвечают» за те или иные процессы, касающиеся нас. Интересна их сила и «сфера компетенции».

С точки зрения оккультиста, с этими сущностями «надо договариваться». При этом не имеет значения, к какому из миров эти сущности относятся – лишь бы они «были полезны».

Господь в этой парадигме отсутствует.

Магизм как таковой механистичен, он нацелен на конкретный результат, который достигается специальной «техникой».

ЗАКЛИНАНИЯ И МОЛИТВЫ – СОВСЕМ НЕ ОДНО И ТО ЖЕ

Молитва – это возношение ума и сердца к Богу, к Богородице, к ангелам или святым.

При этом слова в молитве не имеют решающего значения, т.к. Бог-Сердцеведец лучше нас самих знает наши нужды и наше состояние души, Он знает – О ЧЁМ мы хотим его просить.

Поэтому в молитве намного важнее чувства, сопровождающие молитвенный порыв.

Молитву можно сравнить с общением в благочестивой семье: ребёнок обращается к отцу, матери, старшим братьям и сёстрам со своей горестью или мечтой, он и просит, и одновременно испрашивает совета, он пытается понять – хорошо ли, правильно ли то, что он просит. И они все вместе, в любви, беседуют, думают и решают.

Один из ключевых посылов в молитве, обращённой к Богу: «Да будет воля Твоя!».

Это обращение восходит к страшному эпизоду земной жизни Спасителя, описанному в Евангелии. Вот Христос мучительно молится в Гефсиманском саду, зная, что через несколько часов Его ждёт неправедный суд, издевательства и мучительная смерть.

Он ясно видит – ЧТО Ему предстоит пройти и Ему страшно. И потому из Его уст вырываются слова мольбы: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39). И через это смиренное «как Ты хочешь, а не как Я» делается шаг ко спасению всех нас.

И о чём бы ни просили впредь ученики Христа: об избавлении ли от болезни или от смерти, о ниспослании ли какой-либо житейской радости – всё равно в словах «да будет воля Твоя» звучит доверие и признание того, что последнее слово – за Богом.

Вера как «уверенность в невидимом» (Евр. 11:1) проявляется в доверии к Богу, основанному на убеждении: Отец Небесный лучше нас (Своих детей) знает, что и в какой момент нам необходимо.

А теперь сравните.

Оккультист принимает «заказ» на какой-то успех или устранение угрозы, после чего начинает торг с «нужным» духом насчёт цены «за услугу».

Классическим примером магического действа является камлание у шаманов.

Удар в бубен – ни что иное, как стук в потусторонний мир, вызов духов. Во время камлания шаман, соединяясь с духами, входит в состояние транса, экстаза – пограничное между сознательным и бессознательным – и в этом состоянии его душа начинает путешествовать в параллельных мирах.

Его задача – найти духов, от которых зависит решение той или иной проблемы. Соответственно, он с ними там договаривается, торгуется, и, в итоге, возвращается в нормальное состояние, после чего объясняет собравшимся, что именно необходимо сделать для того, чтобы решить данную проблему.

Да, иногда таким путём болезни вылечиваются, проблемы решаются, но – какой ценой? Ценой договора с духами, о природе которых много писали в своих посланиях и апостол Павел, и апостол Пётр, предупреждая людей о смертельной опасности ЛЮБОГО контакта с обитателями инфернального мира – а ведь именно с ними работают оккультисты всех направлений.

Бог говорит о совсем ином: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам» (Лк. 11:9).

Господь призывает пользоваться своей свободой. Он призывает человека самому определиться со своими потребностями и желаниями, и просить о них Бога – Подателя всяческих благ – дабы не только получить просимое, но и уберечься от того, что может оказаться непосильным или вредоносным.

И вот здесь очень важный момент: Бог подаёт человеку просимое не ради просимого, а ради того, чтобы человек поблагодарил за вымоленную милость, осознал – КТО дал ему это благо, укрепился бы в вере и в любви к Творцу.

При этом парадокс заключается в том, что, как бы ни важна была просьба, для человека гораздо важнее сама возможность вступить с Богом в непосредственное общение. И самое потрясающее, что при этом происходит, – это не исполнение просьбы, как таковой, а чудо Посещения. Чудо – когда к тебе приходит ответ, и ты вдруг понимаешь, что Бог – рядом!

У меня однажды был случай, когда я получил такой ответ. И переживание было настолько сильным, что, кажется, я понял чувства апостола Петра во время чудесной ловли рыбы.

Есть такой евангельский эпизод, когда апостолы пытались ловить рыбу, но у них ничего не получалось – рыба в сети не шла. Они уже опустили руки, и тут Христос призывает их ещё раз закинуть сети. Они недоумевают и не видят смысла в этом, но всё же слушаются, закидывают сеть – и словно ради исполнения воли Христа рыбы мгновенно кидаются в сеть, наполняя её так, что апостолы с трудом вытаскивают её на берег.

Однако будущий апостол Пётр ведёт себя странно. Он смотрит на Иисуса и в страхе бормочет: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк. 5:8).

Не правда ли, немного странная реакция?

Но дело в том, что Пётр одновременно испытал и священный ужас, и потрясение от того, что рядом Сам Бог – Повелитель всей твари – но и огромную радость от ощущения сопричастности Божественной любви.

В моей же жизни произошло вот что.

Мне очень нужна была определённая и достаточно крупная сумма денег. Я понимал, что взять их неоткуда, занять мне тоже было не у кого. И вдруг мне передали пожертвование, конверт. Я его открыл и пересчитал деньги – и испытал, наверное, тот же страх, что и апостол.

Дело в том, что в конверте лежала именно та самая сумма, в которой я нуждался! Как будто мне Сам Господь сказал: «Вот, возьми. Это то, что тебе нужно».

Это было соединение великой радости от ответа на твои скорби и страха, потому что вдруг ты понимаешь, что Господь всё видит и всё знает, и более того – Он говорит с тобой.

Но для чего всё это было – для того, чтобы я решил одну свою проблему? Нет. Это был ответ на моё стремление ко Господу – для того, чтобы душа пришла в благодарное умиление и омылась слезами раскаяния в своём унынии, ропоте и маловерии.

О ЦЕЛИТЕЛЯХ

Оккультное сознание никакой разницы в целительстве как таковом и в исцелениях по молитвам угодников Божиих не видит.

Это происходит из-за того, что Бог как разумная, творческая Личность в магической логике отсутствует.

Откуда берётся магическая сила?

У самих язычников есть несколько вариантов ответа: первый вариант – это какие-то собственные паранормальные способности или какая-то автономная энергетика, другой вариант – это «космическая энергия» или стихийная сила, которую человек «улавливает».

И третий, самый честный, но самый страшный вариант: оккультист сам прекрасно понимает источник силы и осознанно «работает» с тем, о ком Священное Писание говорит совершенно определённо: «человекоубийца от начала» (Ин. 8:44).

А есть святые, по молитвам которых совершаются чудеса. Это блаженная Матрона, преподобный Серафим Саровский, преподобный Сергий Радонежский, святитель Спиридон Тримифунтский и многие другие.

Но сами ли они – источник исцелений и чудес? Конечно нет!

Их святость – это святость Божия. Поэтому всё, что происходит по молитвам святых, имеет своим источником одного и того же Всеблагого Бога. Причём сами святые всегда подчёркивали, что произошедшее чудо – не их заслуга, а действие воли Божией.

Может ли изображение святого на иконе либо частица мощей стать альтернативой Господу Богу?

В оккультном сознании – да, может. И, к великому сожалению, так считают и некоторые люди, называющие себя христианами. Но таковые находятся в состоянии самообольщения. Бог в их сознании находится далеко на периферии – в то время, как центр занимают «матронушки» и «николаюшки», которые воспринимаются такими «христианами» как некие самостоятельные духи, с которыми можно «вести торг», «подзаряжаться их энергией» и т. д.

Это – типичный пример магического сознания псевдоцерковных людей.

Матронушка помогает не ради того, чтобы у человека просто перестало болеть ухо: она обращается к Богу, молясь за него. И вот у человека больше не болит ухо. Но не затем, чтобы он подумал, какая у Матронушки «сильная энергия». А затем, чтобы он начал исправлять свою жизнь, начал ходить в храм – молиться, исповедоваться, причащаться – словом, чтобы человек пришёл к Богу, которому святая блаженная Матрона всю жизнь служила.

Никогда ни один святой не говорил, что совершает чудеса своей властью, своей волей, своей «энергетикой».

Каждый из них указывал: это не я, это – Господь.

При совершении чудес нет и быть не может уверенности в собственных силах. Единственное, что есть, – это вера в то, что Бог рядом, и что, если будет Его воля, Он поможет.

Иными словами, в святых людях действует один и тот же Бог.

ПОЧЕМУ ОНИ ТОЖЕ ИСЦЕЛЯЮТ?

Вопрос очень искусительный для современных людей, находящихся в поисках Истины.

Мне доводилось встречать людей, которые говорили: смотрите, мол, Иисус обещает, что Его последователи «будут изгонять бесов… возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк. 16:17-18).

«И где это всё? – вопрошают они. – Почему ваши священники молятся – и никого не исцеляют? А вот баба Арина из Кацапетовки всех лечит, всем помогает, молится и денег не берёт, к ней тысячи людей со всей страны…»

Когда такое слышат даже верующие люди, они порой не могут ничем возразить. А между тем, столь высокий процент «целительниц Арин» и крайне низкая доля святых целителей объясняется довольно просто.

Объясним.

Дух всегда творит себе форму.

В силу своей бестелесности духи лишены возможности творить. Поэтому их главный вид деятельности – налаживание контактов с человеческой душой, обладающей творческими способностями и возможностью их реализовывать посредством тела.

Энергетические и интеллектуальные возможности обитателей инфернального мира огромны. И эти обитатели, которых христианское богословие называет бесами, в мире людей ищут и находят тех, кто в силу своего душевного устроения, могли бы быть исполнителями их воли.

Этих людей (так называемых «медиумов» – посредников между духовным и материальным миром) бесы наделяют соответствующей энергией и способностями – в частности, видеть прошлое человека и его проблему.

И когда такой человек приходит к бабе Арине – она рассказывает ему о его проблеме, о его жизни, и всё, что бес открывает ей об этом человеке. Разумеется, человек приходит в крайнее изумление и «понимает»: баба Арина – человек «от Бога» и отныне она его «спасительница».

Услышав о себе даже часть правды человек проникается полным доверием к целителю и внутренне готов делать всё, что он ему велит.

Что же происходит дальше?

Тут важно понимать, что обитатели инфернального мира, с которыми работают медиумы всех мастей и направлений, ненавидят всё, что когда-либо было создано Богом.

Ненависть и зло составляют их сущность.

Их цель – только губить! Губить всё живое в максимально возможных масштабах.

Своих «партнёров» они ненавидят так же, как и их доверчивых клиентов. Они просто до поры пользуются ими – чтобы посредством их погубить как можно больше людских душ.

Так вот, через своего медиума бесы показывают «решение проблемы» человеку, который обратился к этому медиуму. И этот медиум озвучивает человеку «решение» его проблемы, которое тот с радостью принимает.

На самом деле это «решение» представляет собой ни что иное, как дорожную карту, ведущую к погибели. И если человек в точности исполняет предписания медиума и пользуется этой дорожной картой – его и всех его близких впереди ждут только беды, которые человек тащит за собой в Вечность, где его, не познавшего Бога во время земной жизни, ожидает то сообщество, которое указало ему путь сюда – посредством доброй бабушки Арины…

Мне доводилось общаться с людьми, которые некогда обращались к целителям, знахарям, колдунам, экстрасенсам, и этот опыт оказывался однозначно негативным. Даже если эти люди получали какое-то временное облегчение в своих бедах, в дальнейшем их судьбы оказывались переломанными.

Таким образом они, пытаясь решить маленькую проблему, в итоге получали гораздо большую. И понять это, с точки зрения Божественной педагогики, в общем-то, вполне возможно. Если ты отказался преодолеть маленький кризис, с которого можно было бы начать свой путь к Богу, ты неизбежно получишь кризис больший.

И так будет продолжаться до тех пор, пока твоя душа не истощится, либо до тех пор, пока ты наконец-то не прозреешь – чтобы всё понять и начать двигаться к Богу.

«КОГДА-ТО Я ХОДИЛ К ГАДАЛКЕ» …

Любое слово, любая мысль, глубоко воспринятая нами, становится своего рода шаблоном, по которому, даже помимо нашей воли, наше сознание начинает действовать. А сознание наше является тем самым рулём, который ведёт нас по жизни.

Поэтому, если у человека, особенно в детстве, в молодости, были заложены неправильные и причём высокоэмоционально заряженные представления о чём-либо, он легко может идти путём именно таких установок.

Вот почему освобождение от навязанных извне устойчивых глубинных ориентиров – для многих людей является главной стратегической задачей.

Люди, страдающие всевозможными «маниями» и «фобиями», опираются на совершенно конкретный набор внешне чрезвычайно логичных аргументов – обосновывая свою «правость» и «здравость».

Но в глубине души они понимают, что это не совсем так и начинают искать пути избавления от своих напастей, нередко находя «решителя» своих внутренних проблем…

Часто люди раскаиваются в том, что в молодости ходили к гадалке.

Те, кому нагадали несчастную жизнь, понимают, что всё сбылось, и им кажется, что таким образом на них действует проклятие Божие за то, что они совершили тяжкий грех обращения к медиуму – что является актом прямого предательства Бога.

Это, как если бы Вы обратились за помощью не к своим любящим родителям, и даже не к их друзьям или знакомым, а к преступникам, которые всей душой ненавидят и вас, и ваших родителей.

Но прежде, чем сказать конкретно об этой ситуации, хочу выразить такую общую мысль: мы верим в то, что духовный мир есть. При этом, согласно учению Церкви, человек – это сложное духовно-телесное существо, которое живёт одновременно и в материальном, и в духовном мире. Соответственно, духовный мир естественным образом влияет на человека. Другое дело, что происходит это зачастую вовсе не так, как это представляет себе народное сознание.

Серьёзное соприкосновение с миром духов – зачастую это опыт, который хорошо известен подвижникам и аскетам. Такими историями полны монастырские патерики.

Причём часть этих историй – это скорее предупреждение монаху от впадения в прелесть, нежели «интересное чтиво».

Известны святые, которые особо молили Бога, чтобы Господь избавил их от бесовских наваждений и их прямых воздействий.

Одним из ключевых понятий в православной традиции является так называемое трезвение – что означает, в том числе, и отказ от восторженного, экстатического отношения к мистическим явлениям и вообще – осторожное отношение к любому мистицизму (в отличие от отношения к тем духовным дарам, которые Господь нам даёт в Своей Церкви, а именно – миру, любви, радости, благостности, терпеливости).

Правилу трезвения и отказа от мистицизма христианину крайне важно следовать.

Важно понимать, что поход к гадалке или любая другая совершённая некогда ошибка не могут стать стеной, которая навсегда оградит человека от Бога. Ведь Сам Христос сказал: «Даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» (Лк. 10:19).

Если человек верует в Бога, молится, ходит в храм, исповедуется и причащается, то ему следует верить в ту благодать, какую он получает в церковной жизни.

Помнить, что если он исповедал прежние грехи, искренне раскаялся и теперь стремится переменить свою жизнь, если он принимает Святые Дары – то ничто прежнее над ним не властно.

Для христианства чужд бездушный «закон кармы» – закон духовного бумеранга, при котором человеку, когда-то совершившему зло, это зло неизбежно возвращается.

В христианстве действует закон Божественной любви и Божественного Правосудия, в соответствии с которыми нет такого греха, который Бог не смог бы простить искренне кающемуся человеку.

И именно по причине Своей любви к человеку, по закону любви, Бог никогда не станет мстить человеку за его ошибки и заблуждения – какими бы они не были.

Важно только успеть их вовремя осознать – чтобы примириться с Богом до того, как Он призовёт нас на Свой Суд.

Подготовил священник Александр Каневский

Информация, которую мы распространяем, несёт людям правду о самых актуальных проблемах и явлениях нашей сегодняшней жизни, помогает находить ответы на сложные вопросы, меняет жизнь людей.

Мы остро нуждаемся в увеличении тиража нашей газеты, которую распространяем бесплатно по всей Украине. Кроме этого, нам нужно регулярно оплачивать работу журналистов, наших региональных представителей, редакторов, работников наших медиа ресурсов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите «РодКом» любой посильной для Вас суммой, а мы обещаем работать ещё более продуктивно!