ХРАМ В ЖИЗНИ ХРИСТИАНИНА

После грехопадения наших прародителей Земля для человека стала местом изгнания. Сама Земля утратила свою первозданную благодатность, а в мире стали действовать законы разрушения, тления и смерти – как следствие духовной смерти человека. Возникла нужда в особом месте отдохновения – месте, в котором человеческая душа могла бы освящаться, врачеваться, обновляться, и, в конечном итоге, восстанавливаться для жизни в Царствии Небесном. Таким местом для человека является Храм.

Первым храмом, как мы знаем, была ветхозаветная скиния (переносной храм в виде палатки), об устройстве которой Моисею поведал Сам Бог. Поэтому так же, как и Священное Писание, Храм есть Божественное Откровение.

Священная история Ветхого Завета содержит немало сведений о первом Великом храме Соломона, построенном в Иерусалиме и разрушенном язычниками – вавилонянами.

Второй храм, возведённый на месте Первого после возвращения иудеев из плена вавилонского, был уже значительно меньшего размера, но более красивый. Именно в него была введена Пресвятая Дева, и затем в нём остался Отрок Иисус в праздник ветхозаветной пасхи.

В нём Он поучал ежегодно в течение трёх лет.

Именно из него Он изгнал некогда торжников.

В нём многократно исцелял и пророчествовал о его полном разрушении римлянами – что и произошло в 73 году при императоре Тите, когда весь Иерусалим был уничтожен и сметён с лица земли.

В Священном Писании Нового Завета тема храма нашла наиболее яркое освещение в Евангелии от Луки.

Благовестие от Луки начинается с описания явления архангела Гавриила старцу Захарии. Само же упоминание об архангеле Гаврииле ассоциируется с пророчеством Даниила о «семидесяти седминах» – то есть с числом 490.

Речь шла о том, что пройдёт 490 дней, включающих 6 месяцев до Благовещения Деве Марии, 9 месяцев до Рождества Христова (т.е. 15 месяцев, равняющихся 450 дням), и 40 дней до Сретения Господня – и в этом же самом храме явится обетованный пророками Мессия Христос, Спаситель мира.

Далее апостол Лука рассказывает о дивной встрече Симеона Богоприимца с Богомладенцем Христом в Иерусалимском храме, при котором всю жизнь неотступно жила пророчица Анна, «постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк. 2:37).

В Евангелии от Луки мы находим единственное во всём каноне Нового Завета драгоценное свидетельство о детстве Господа Иисуса Христа, которое имеет своим предметом событие, происходившее именно в храме.

Святой Лука повествует, что каждый год Иосиф и Мария ходили в Иерусалим на праздник Пасхи и однажды потеряли в толпе 12-летнего Отрока Иисуса – и на третий день «нашли Его в храме, сидящего посреди учителей» (Лк. 2:46).

В ответ на их недоумение Божественный Отрок удивлённо произнёс: «Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2:49).

Заметьте: Сам Воплотившийся Господь говорит о том, ГДЕ Ему угодно находиться!

Тема храма имеет своё продолжение в книге Деяний святых апостолов, которая начинается с описания Вознесения Христа Спасителя и Сошествия Святого Духа на учеников Христовых с указанием на то, что «все… верующие были вместе… и каждый день единодушно пребывали в храме» (Деян. 2:44-46).

Свидетельство книги Деяний ценно тем, что освещает исторический аспект созидания Церкви Христовой.

Храм Божий – есть Небо на земле, преддверие Царства Небесного – место, где Бог наиболее полно открывается человеку, а человек – Богу.

Храм – это место, где мы молитвенно собеседуем с Ним, исповедуемся Ему и соединяемся с Ним в Таинстве святого Причащения.

Именно в это земное Небо была однажды приведена 3-хлетняя Дева Мария – приведена на воспитание – на вос-полняющее питание души Духом Святым. Поэтому храм и всё, что происходит в нём, имеет для человека колоссальное воспитательное значение – особенно для детской души: начиная от необыкновенной архитектуры храма, всей его глубоко духовной символики, внутреннего устройства и атмосферы, до свечей и лампад, ликов святых на иконах, которые именуют окнами в духовный мир, молитвенного чтения и пения, пастырских слов, обращённых к душе каждого присутствующего.

Храм Божий – это место встречи Бога и человека, чтобы человеку жить в согласии и по воле Божией, в Его любви и благодати.

Именно через храм, богослужение и таинства Бог вновь и вновь вдыхает в нас дыхание Своей жизни.

Здесь мы обретаем заряд и запас душевных и духовных сил, дабы дальше нести свой крест. Здесь наши души врачуются, умы просвещаются, сердца обновляются и размягчаются, а души – спасаются.

Протоиерей Александр Зелененко