Готовы ли мы воспитать святого?

Каждый человек выбирает свою дорогу, каждый делает свой выбор.

Каждый идёт в том направлении, куда призывает человека его сердце.

Господь зовёт нас в Своё Небесное Царство и призывает каждого из нас постараться найти утешение в том кресте, который Он нам даёт.

Он призывает нас не упрямиться, не протестовать, а превратить этот крест в царский трон! Так, как это сделал Иисус Христос – со Своим Крестом. Ведь потому над Распятием и пишут слова: «Царь славы».

А твоя слава – в семейном кресте.

Страдания, жертвенность приведут тебя к смирению, сделают зрелым человеком.

Пройдёт время, и ты поймёшь, что брак – это не какая-то безнадёжная ситуация, где нет места переменам и надеждам, а Таинство, путь к Богу, путь к мудрости и спасению.

Осознав это, ты обрадуешься своему выбору жизненного пути – пути семейной жизни и родительства. Именно он быстрее всего приведёт тебя к Богу.

Отличный выбор!

А сосредоточить внимание лучше на другом.

Подумай о том, КАК идти по этому пути. И тогда, двигаясь в данном направлении, ты начнёшь видеть свои ошибки.

Присматривайся к себе, к своему состоянию, наблюдай за собой.

Ребёнка пока оставь в покое.

Не сосредотачивайся на нём, как ты обычно делаешь, а займись собой, своей душой!

Потому что если твоя душа начнет благоухать, то этот аромат наполнит и всё пространство в доме.

И дети обязательно его почувствуют.

Знаешь, как это важно?

Со стороны может показаться, что ты отдаляешься от повседневных проблем и делаешь шаг назад, но в действительности идёт накопление сил, – с тем чтобы укрепиться и вернуться с бóльшим потенциалом.

Отвлекись ненадолго от детей. Не занимайся ими всё время, а обрати внимание на себя. Так ты увидишь, где допускаешь ошибки в отношениях как с ними, так с супругой или супругом.

Заглянуть в себя – не эгоизм, а способ самопознания.

Можно назвать это «смиренным эгоизмом», когда в свете Божественной благодати человек видит своё отражение и понимает, где допускает ошибки…

Одна женщина как-то привела на исповедь своего сына – ученика начальной школы.

Она думала, что если ребёнок начнёт исповедаться с раннего возраста, то гарантированно не свернет с пути истинного, поскольку Бог будет хранить его.

Ей казалось, это – лучшее, что она может сделать для своего сына.

Мальчик между тем учился уже в четвертом классе. И когда она подвела его к священнику, тот сказал:

– Ты слишком поздно привела мальчика на исповедь.

Женщина ответила:

– Отче, но я только сейчас заметила, что он начал кое-что понимать. Пока он был маленький, я не водила его на исповедь, потому что какие у него могли быть грехи?

На это священник ответил ей:

– Речь не о мальчике. Когда я сказал, что слишком поздно, я имел в виду тебя. Тебе следовало придти ко мне раньше ребёнка. Где ты была все эти годы – когда тебе самой было 10, 15, 20?

Каким растёт твой ребёнок, – зависит от того, какой ты была в его возрасте, как ты росла.

Потому и нужно было тебе придти ко мне задолго до его рождения – ведь в то время шла закладка не просто тех генов, которые он воспринял от тебя, но и его душевного склада, его характера.

Дети берут от родителей не только цвет глаз, волос, форму лица, внешность и фигуру. Они перенимают и внутренний мир – душевное устроение, которое или освящено благодатью, или нет.

Родители часто приходят к священнику за советом. И если тому удаётся помочь им раскрыться, то люди начинают рассказывать о множестве проблем с детьми, в семейной жизнью. И тогда начинаешь понимать – как много трудностей в семьях и как сложно родителям заглянуть в себя и смириться с тем, что где-то они ошибаются, где-то поступают неправильно!

Очень трудно не пытаться отстаивать свою позицию, а смиренно задать вопрос: «Отче, как думаете, в чём моя ошибка? Что я делаю не так?».

Трудно настолько, что люди старательно избегают таких разговоров. И продолжают ссориться, ругать детей, обвинять друг друга, искать причину во внешних обстоятельствах…

Виноваты все, кроме тебя! Потому ты и спрашиваешь на исповеди: «Как мне изменить своего ребёнка, мужа, свою жену? Что мне им сказать, что сделать?»…

А Церковь говорит тебе на это:

«Не занимайся исправлением других. Никто не назначал тебя на эту должность.

Разве ты создала своего ребёнка? Ты просто родила его.

Но это – совсем немного! Яйцеклетка и сперматозоид – вот и весь ваш «вклад» в его рождение.

А душа?

Разве это ты вложила её в его тело?

Разве это ты сделала так, чтобы он смог развиться, начал расти и дышать?

Нет! Вот и не занимайся тем, к чему не имеешь никакого отношения.

Это – дело Бога.

А ты сосредоточься на себе, на своей душе – какой бы она не была: прекрасной или уродливой.

Старайся сделать своё «я» таким, каким оно должно быть.

И знаешь, как изменится после этого твой ребёнок? Он будет замечательным!

И это произойдёт без огромного количества усилий с твоей стороны, без тревог и слежки.

Просто загляни в себя – узнай, кто ты»…

Одна женщина как-то пришла к своему духовнику и сказала:

– Отче, благословите меня искать себе мужа! Мне очень хочется создать семью. Помолитесь, пожалуйста.

И тогда духовник спросил её:

– А ты готова родить святого? Ты сможешь воспитать своего ребёнка так, чтобы он захотел стать святым? В таком случае я даю тебе своё благословение.

Видишь?

Он не стал задавать ей никаких других вопросов.

Он не спросил, есть ли у неё работа, деньги, квартира – то, что люди обычно считают залогом успешного брака.

Он спросил только это: «Сможешь ли ты вырастить своего ребёнка святым?».

Если да, то благословение даётся – потому что верное начало положено.

А если нет?

А если женщине просто хочется замуж, потому что возраст, потому что все подруги уже создали свои семьи?

Тогда этого явно недостаточно.

Перед принятием такого важного решения необходимо всё серьезно обдумать – с рассуждением и молитвой.

Архимандрит Андрей (Конанос)