Главные признаки правильной духовной жизни

Однажды меня кто-то спросил: «Как понять, что я веду правильную духовную жизнь? Некоторые часто ходят в церковь, молятся, участвуют в богослужениях, Таинствах, но я не вижу заметных изменений в их жизни. Точнее, наблюдаю в них то же, что и в обычных мирских людях. Каковы же признаки правильной духовной жизни?».

Не могу сказать, что существует определённое количество признаков.

Подсчёты тут делает Сам Бог, потому что изменения бывают внутренние, тайные, сокрытые от внешней среды.

С одной стороны, о происходящем в тайниках твоей души знаешь только ты и Бог, а с другой, нечто определяется по твоему поведению с окружающими.

Некоторые пожилые люди говорят: «Я с самого детства хожу в храм». И что? Каков результат?

Чего ты достиг за эти годы?

Нельзя же сказать, что я посещаю тренажёрный зал, скажем, 5 лет, имел вес 80 кг, а сейчас – 110 кг!

Или, например, уже много лет учу английский, а в аэропорту не могу трёх слов связать. Так и здесь.

Когда ты говоришь, что находишься рядом со Христом, то должны быть плоды – по-другому никак.

Твоя внутренняя жизнь, так или иначе, проявится вне.

Приближаясь ко Христу, ты счастье обретаешь не вовне, а внутри себя – то есть не печалишься из-за тех или иных событий, не разочаровываешься по пустякам. Например, кто-то что-то скажет – обижаешься, плохая погода на улице – впадаешь в меланхолию.

Человек, преуспевающий в духовной жизни, ощущает мир и спокойствие в глубине своего сердца – и это обязательно, помимо его воли, проявляется во всех его действиях.

Святой Исаак Сирин говорил: «Представь себе, что говоришь пьяному: у тебя загорелся дом». Тот отвечает: «Ничего, пусть горит».

Это, конечно, метафора.

Твоё же опьянение, твоё счастье – это то, что Церковь называет блаженством.

Когда имеешь блаженство Святого Духа в себе – никакие внешние факторы не могут нарушить твой внутренний покой.

Вспоминаю слова матушки Гавриилы: «Не родился ещё такой человек, который бы повредил моей душе, отнял бы мою радость». При этом, конечно же, были люди, которые ей досаждали, обижали, причиняли беспокойство, клеветали на неё.

Как ведут себя с нами другие люди – это их проблемы. Но вот как я отвечаю – моя жизненная позиция.

Жизненная позиция – это тема выбора.

Я хочу – и отвечаю именно так.

Если ты начинаешь нервничать и кричать, я смотрю на тебя, по словам преподобного Порфирия, как на раненого человека, ударившегося и истекающего кровью. Если я тебя вижу ТАКИМ, то и моё поведение должно быть соответствующим.

Поэтому нам следует становиться рассудительными – знать как свою душу, так и душу брата своего.

Однажды давно я разгневался на одного человека и общался с ним грубо. Тот на меня спокойно смотрел.

По прошествии длительного времени я спросил у него: «Как ты вытерпел тогда всё то, что я тебе говорил?».

«Я понял, что у тебя какая-то проблема. И не хотел тебя огорчать ещё больше, не хотел тебя обижать», – ответил он.

Спокойно выслушай ближнего своего, но не впутывайся в его проблему. Это не значит, что ты пренебрежительно отнесёшься к нему – просто попытайся его понять.

Однажды отец Паисий переправлялся на корабле с Дафни в Уранополис.

Ему предложили отдельную комнату для монахов, чтобы избежать мирских людей. На что геронда ответил: «Как так? Почему я должен сидеть один, разве я что-то скрываю? Мы же все одинаковы!».

Это очень важный момент.

Следует осознать, что мы все – братья во Христе и движемся к одной цели.

Насколько духовно возрастаешь – настолько духовно и соединяешься со своим ближним. Понимая слова Христа, ЧТО значит быть слугой для брата своего, осознаёшь, ЧТО значит: омыть ноги другому.

Архимандрит Андрей (Конанос)