Формирование идеалов у подростков 12-15 лет

Общие тенденции в формировании идеалов у подростков, выявленные в ходе обзорного  исследования, проведенного в Харьковской гимназии № 152

Идеал конкретного человека – это некая матрица, сформированная под влиянием внешних факторов и контролирующая всю жизнь человека.

Понятие идеала тесно связано с нравственной сферой человека, чрезвычайно ослабленной в условиях кризисного общества.

Наше исследование носило обзорный характер. Целью его не являлось скрупулёзное изучение и систематизация идеалов школьников. Это был лишь поиск тех направлений, которым в дальнейшем стоит уделить наиболее пристальное внимание.

Перед началом этого маленького исследования встал вопрос о формах его проведения.

Проводить опрос на тему «мои идеалы, как я вижу», показалось нецелесообразным. Причина одна, но достаточно веская: дети слишком сильно зависят от общественного мнения. А в данном возрасте, да еще в условиях современной идеологической дезориентации, можно получить большое количество негативных ответов.

Решили пойти несколько иным путем.

Школьникам было предложено указать по пять любимых героев из фильмов или сериалов. Пять героев женского пола, пять героев мужского. Как для мальчиков, так и для девочек. Итого – десять персонажей.

После некоторых сомнений, вызванных репликами детей, было разрешено указывать также героев комиксов и мультфильмов.

По результатам таких исследований, естественно, не приходится говорить ни о процентном соотношении, ни о рейтинге и прочем, но лишь о тенденциях в проекциях детей.

Следует отметить следующие тенденции.

Во-первых, школьники реже всего указывали на тех героев фильмов, которые давно появлялись на экране, что позволяет сделать некоторые выводы:

  • неустойчивость интересов детей;
  • сильное влияние на них массовой культуры, столь склонной к быстрым сменам своих кумиров.

Интересы человека тесно связаны с его идеалами. Это часть мотивационной сферы, которая устремляет человека к цели.

Частая смена образов, которые проектируются в образ идеалов, формируя их, не способствует формированию четких образов мировоззрения подростков.

Это делает их психику неустойчивой, волевая сфера подростка ослабляется, личность инфантилизируется.

Во-вторых, указано удивительно большое количество героев из комиксов и мультфильмов. Подчас эти герои лишены половых признаков или их проявление стоит на заднем плане.

Наиболее типичен главный герой мультфильма «Ледниковый период» — ленивец.

Главные черты этих героев, которые нравятся подросткам – это их «прикольность».

На удивление мало школьников указало на героя Добрыню Никитича из одноименного мультфильма, одновременно вышедшего на экран с «Ледниковым периодом».

Этот герой обладает типичными чертами эпического героя, правда с некоторым налетом подражания Голливуду.

Выводы те же:

  • отсутствие четких представлений об идеале;
  • уход в мир грёз;
  • бегство от реальных социальных ролей, и (что особо интересно)
  • слабое формирование половых ролей.

А ведь это возраст их формирования (12-15 лет). В дальнейшем эти роли лишь корректируются. Создается впечатление, что подростки отодвигают детство. Ведь всё вышеуказанное говорит о низком уровне социальной ответственности, о недостаточной степени сформирования личности.

В-третьих, юноши не смогли четко выполнить задание, связанное с указанием пяти героинь.

Какой либо четкой тенденции выявить не удалось. Мелькали героини сериалов, указывался журнал «Playboy», вторые роли культовых фильмов или артистки эстрады.

Выбор осуществлялся практически исключительно по внешним признакам.

Это лишь подтверждает вышесказанное о слабом развитии социально значимых половых ролей, а также говорит о том, что в данном возрасте у юношей в нашем обществе нет четкого образа идеальной женщины.

Нет четкого идеала, нет четкой цели. Причем это касается не только полоролевой идентификации.

Конечно, многое можно объяснить более поздним развитием юношей на фоне девушек. Но явно проявляются несоответствия физиологического и  эмоционального взросления. А это, безусловно, не самые благоприятные черты развития личности.

В-четвертых, подростки, особенно юноши, часто не могли четко указать имя героя. Они писали: главный герой фильма такого-то или артист в фильме таком-то, или просто название фильма, например, «Матрица» — и понимай, как знаешь.

Всё тоже отсутствие четкости и ясности. А главное – ориентация исключительно на внешние признаки героев. Нет имени – нет личности!

В-пятых, довольно часто подростки, как мальчики, так и девочки, указывали героев фильмов с явно криминальным оттенком.

Это герои фильмов и сериалов: «Сволочи», «Бригада», «Зона» и др.

Яркие и жестокие сцены всегда привлекали мальчишек, но… девочки?

Такие герои часто подменяют принципы добра и справедливости принципами силы, а скорее наглости.

Это соответствует качествам высокой примативности (преобладание инстинктов над рассудком), которые утверждаются в школьниках наперекор принципам духовности и цивилизованности. Но об этом несколько позже.

В-шестых, для девушек характерно более четкое указание своих любимых героинь. Это роли из сериалов: «Не родись красивой», «Волчица», «Обреченная стать звездой», «Моя любимая нянька» и т.п.

Объединяет всех героинь одно – это стремление к красивой жизни, чаще на волне случая, вопреки морали, нередко не имея никаких талантов.

На основе всего вышесказанного можно сделать некоторые выводы.

Для юношей и девушек в равной степени характерно следующее:

  1. Отсутствие четких образов и представлений, что говорит об их слабом представлении качеств личности, которые стоит развивать в себе.
  2. Слабое представление об идеальном партнере, особенно о его внутренних качествах.
  3. Желание ориентироваться на удачу, на «фарт», поддержку со стороны, обход закона, грубую аморальную силу.
  4. Нежелание ориентироваться на трудолюбие, борьбу с собственным негативом, на самовоспитание.
  5. Уход от любых форм ответственности.

Для девушек:

  1. Отдают предпочтение таким качествам идеала, когда цель достигается за счет качеств внешности, что, в принципе, характерно для общепринятого мнения о женской доле.
  2. Уход от идеалов романтических, которые подразумевают развитие тонких, изящных качеств души.
  3. Все большая примерка к себе «мужских» социальных ролей, с оттенком жесткости.

Для юношей:

  1. Нет четких образов.
  2. Высокий уровень конформизма (не критическое, пассивное принятие

    мнения большинства, подчинение собственного мнения мнению группы,

    отсутствие собственной позиции, беспринципность).

  1. Слабая полоролевая ориентация в образах идеалов.
  2. Все больший уход от идеалов общепринятых социальных ролей

    мужчины: брать ответственность на себя за людей, которые тебя окружают.

К вышесказанному можно добавить еще пару слов.

Когда достижения цивилизации в духовном плане отходят на задний план, то на первое место выходит библейский «Зверь», в наше время называемый инстинктом.

С другой стороны психологам не стоит упускать из виду цепочку формирования структуры личности (интерес – идеал – цель – действие – результат) в рассматриваемом возрасте.

Куценко Илья Борисович, преподаватель гимназии, 22 сентября 2007 г.