Евроскептицизм

С момента создания Европейского Союза он успел разрастись до невероятных размеров. Но так ли хорош европейский опыт и как он влияет на наш декларированный государственный суверенитет?

Начнем, пожалуй, с анализа экономики всех стран-участниц ЕС.

От Германии до Румынии.

Пытаясь расширить зону надгосударственного образования, ЕС вбирал в себя новые территории.

Поначалу велись дебаты, а нужен ли Восток Европы – территория ранее не входившая в главную концепцию о Европейском пространстве, и как данные страны смогут приспособиться к динамично развивающемуся Западу.

В итоге, победили взгляды Германии – страны-предводительницы, в то время оспаривавшей лидерство с другой, не менее мощной страной – Францией.

Был взят курс на ускоренную интеграцию стран Центральной Европы – бывших сателлитов СССР, а также трёх Прибалтийских республик.

Уже тогда говорили и об Украине – стране, занимающей ключевое геополитическое положение с населением более 50 миллионов человек.

Экономическая интеграция стран Европы построена на концепции под названием «общий рынок», чья суть предельно проста: товары, услуги и факторы производства находятся в свободном перемещении.

Казалось бы, от этого выигрывают все. Но в разрастающемся Европейском союзе, где дифференциация порой принимает чудовищные формы (так, например, ВВП на душу населения в Германии составляет 40 007 $, а Болгарии – 14 499 $), интеграция имеет отрицательные последствия.

Прежде всего, это касается стран, которые перешли на рельсы рыночной экономики сравнительно недавно – с распадом СЭВ. Эти страны вынуждены терпеть отток факторов производства в пользу более развитых и мощных экономик.

Помимо этого, чётко оговоренные критерии для стран, желающих вступить в ЕС (пределы темпов инфляции, размер бюджетного дефицита и государственного долга), не всегда контролировались тщательно и последовательно – в угоду политическим целям европейские бюрократы закрывали глаза на многие недостатки…

Кризис в Греции, а позднее в Испании и Италии, продемонстрировал неспособность наднациональных институтов контролировать и регулировать налогово-бюджетную политику государств.

Занижая реальный показатель бюджетного дефицита, небогатые страны с преимущественно аграрным и туристическим секторами экономики фактически жили за счёт своих богатых соседей.

По результатам последних опросов, недоверие к ЕС в европейских странах только усиливается. К тому же, партии-евроскептики и националистические партии заняли твёрдые позиции в парламентах государств.

На это есть несколько причин:

1) Отсутствие единогласия по вопросам внешней политики, энергетической безопасности, экстенсивного расширения союза.

2) Разделение на «старую» и «новую» Европу и связанная с этим дифференциация между странами.

3) Резкое падение уровня жизни в странах Восточной Европы, которые вынуждены были адаптироваться к требованиям ЕС.

4) Превалирование национальных интересов над «общеевропейской идеей».

5) Иждивенчество иммигрантов.

6) Низкий авторитет наднациональных структур (институтов ЕС).

Несколько лет назад политики ряда европейских стран заговорили о возможном проведении референдума по выходу из объединения.

Ярким примером является Великобритания.

Несмотря на особые условия членства, в стране очень высок уровень евроскептицизма рядовых граждан и правящей политической элиты.

Помимо всего прочего, Великобритания не полностью интегрирована экономически, и делать этого не собирается.

Стратегия расширения

В обозримом будущем в ЕС должны войти страны Балканского региона: Черногория, Македония, Сербия, Косово, Албания, Босния и Герцеговина, а также Исландия и вечный член ассоциации – Турция.   Эта стратегия была принята еще в 2003 году, и, несмотря на кризис, она до сих пор актуальна.

Черногория — наиболее вероятный претендент номер один.

Македония находится на финальной стадии интеграции, но остаются неурегулированные вопросы с Грецией, которая со своей стороны блокирует процесс.

Интересно, как будет развиваться ситуация с евроинтеграцией Сербии – ведь при вступлении в ЕС необходимо вступить в НАТО (хотя это и не отражено в документах). Косово – государство, непризнанное даже рядом стран-членов ЕС, имеет высочайший рейтинг признания евроинтеграции среди населения.

Состояние Албании, а также Боснии и Герцеговины, на сегодняшний день признаётся не адекватным требованиям ЕС, однако, их членство так или иначе планируется.

Турция в течение нескольких лет находится на стадии «подписания последних договоров», но срок вступления отложен на неопределенный срок.

Исландия имеет ряд соглашений, заключенных непосредственно с ЕС, но вступать в объединение пока не стремится.

Украины в ЕС не будет.

Ни сегодня, ни завтра, ни через 10 лет – стратегия расширения, разработанная специалистами из Брюсселя, этого не предусматривает.

Более того, ряд высказываний лидеров европейских государств об остановке экспансии позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшний день ЕС не в состоянии обеспечивать интеграцию проблемных государств в своё пространство в силу собственного кризисного состояния.

Соглашение об ассоциации ЕС с Украиной – чисто экономическое сотрудничество, притом – одностороннее, от которого выиграет только Европа.

Политобоз