ЕЩЁ РАЗ О ПРИЗНАКАХ И КРИТЕРИЯХ ИСТИННОЙ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ

Итак, истинная Церковь, созданная Христом, может быть только одна (Дан. 2:44; Еф. 1:22-23; Еф. 4:5; Ин. 10:16; Мф. 16:18). И лишь одна Она есть вместилище Истины (1 Тим. 3:15) и спасительной благодати.

В ветхозаветные времена хранителем истинной веры в Единого Бога, прообразом новозаветной Церкви, был еврейский народ – богоизбранное племя потомков Авраама, которым надлежало хранить и передавать из поколения в поколение (Рим. 3:2)

обетования о грядущем Спасителе мира (Быт. 3:15; 17:1-11).

Но вот «Сын Божий пришел и дал нам свет и разум. Сей истинный Бог» (1 Ин. 5:20), Который есть «путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6), открыл людям великую Правду – единственный путь, ведущий к вечной жизни. А чтобы эта Правда не затерялась в истории, не растворилась в море человеческих мудрований, не исказилась, не обросла домыслами, не была предана забвению, Христос, в качестве хранительницы Её, основал Церковь (Мф. 16:18).

По замыслу Спасителя, именно в Ней, а не разрозненно и в одиночку, люди призывались спасать свои души, составляя единое, духовное, благодатное Царство Добра.

Новозаветная Церковь, как сообщество единоверующих во Христа людей, стала преемницей церкви ветхозаветной.

Не принявшие же Спасителя, отвергнувшие Его, утратили, тем самым, своё богоизбранничество. Оно перешло к уверовавшим и крестившимся во Христа, к принявшим Его учение людям – христианам.

Именно христиане, по слову Апостола, в новозаветную эпоху стали «родом избранным, царственным священством, народом святым, народом Божьим» (1 Пет. 2:9-10), которому должно «наследовать спасение» (Евр. 1:14).

Каковы же основные, обязательные признаки этого единственного Ковчега спасения, Которым является Церковь Христова?

Вот эти признаки:

1) Неповрежденность христианского вероучения от начала и до наших дней.

2) Благодать или сила Божия, которой Церковь призвана освящать и укреплять

верующих.

3) Страдания (гонимость) Церкви.

ПРИЗНАК ПЕРВЫЙ – неповрежденность христианского вероучения от начала и до

наших дней.   

«Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце. Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная» (1 Ин. 2:24-25).

Как видно из приведенного отрывка Священного Писания, Апостол и Евангелист Иоанн Богослов ясно указывает:

во-первых, на обязательное апостольское начало Церкви Христовой, и,

во-вторых, на неизменность вероучительных истин, которые составляли основное содержание апостольского благовестия.

И эта заповедь о хранении в неизменном виде слышанного «от начала» всемирной апостольской проповеди является непременным условием пребывания христианина «в Сыне и Отце», т.е. в Истине. Пребывание же в Истине, в свою очередь, также является необходимым для наследования «жизни вечной», т.е. спасения.

Далее Апостол говорит: «Это я написал вам об обольщающих вас. Помазание (т.е. Крещение и сопутствующее ему наставление в вере – А.К.), которое вы получили от Него, в вас пребывает… и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» (1 Ин. 2:26-27).

В данном отрывке Апостол ясно говорит о том, что это первоначальное апостольское благовестие «истинно и неложно».

Апостол призывает христиан твердо стоять в той Истине, которой они научены, и предостерегает их внимать речам «обольстителей», в учениях которых христиане «не имеют нужды».

Ещё более жёстко говорит об этом Апостол Павел: «Есть люди, смущающие вас и желающие превратить (т.е. исказить – А.К.) благовествование Христово.

Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:7-8).

О том, что апостольское благовествование сохраняется в Церкви Христовой неповрежденным, говорят и такие слова Апостола: «Если начаток свят, то и целое;

и если корень свят, то и ветви» (Рим. 11:16).

Под начатком здесь следует понимать Самого Основателя Церкви – Господа нашего Иисуса Христа, Который как «истинный Бог» (1 Ин. 5:20) – свят, ибо святость является одним из свойств Божеского естества (Ис. 6:3).

Под целым же понимаем Церковь, Которая, будучи основана Христом, свята и непогрешима.

Именно создание Святой Церкви было главной целью Боговоплощения, о чем свидетельствует Апостол: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё, чтобы освятить её… чтобы представить её Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5:25-27).

Под корнем следует понимать святых Апостолов, как стоящих у истоков евангельской проповеди и являющихся первоиерархами новозаветной Церкви (Еф. 2:20).

Под ветвями – соборное начало Церкви Христовой, Которая, в отличие от церкви ветхозаветной, не ограничивается ни местом, ни временем, ни народом, ни государственным устройством, но пребывает «во всем мире, и приносит плод, и возрастает» (Кол. 1:6).

Во времена апостольской проповеди таковыми ветвями являлись многочисленные христианские общины, самими апостолами называемые церквами (Иерусалимская, Лаодикийская, Фессалоникская, Эфесская и другие).

В настоящее время «ветвями» церковного древа являются Канонические Поместные Церкви Христовы, которые, будучи разделены расстояниями и осуществляющие свою деятельность на территориях с различными государственными устройствами, сохраняют полное единство в вопросах вероучения и единый Источник освящения – Святые Таинства.

Таким образом, совершенно очевидно, что истинная Церковь Христова, в Которой Божественная Истина сохраняется неповрежденной во всей своей полноте, берёт свое начало в апостольские времена и не является творением сегодняшнего дня.

А теперь давайте рассмотрим состав христианских деноминаций, спускаясь вниз по лестнице веков.

ХХ век

В нем имеются: Православие, Католицизм, Лютеранство, Англиканство, баптизм, пятидесятники, субботники, адвентисты, иеговисты, пашковцы и ещё три тысячи псевдохристианских сект.

ХІХ век

Тут мы уже не увидим пятидесятников, мурашковцев, Берга, Муна и очень многих ещё. Значит, во всяком случае, их основал не Христос.

XVIII век

Здесь мы уже не наблюдаем адвентистов, иеговистов, мормонов, штундистов, Нового Израиля и подавляющее большинство из теперешних трёх тысяч сект.

А значит, и они не имеют никакого отношению к Христу и Его Церкви.

XVI век

В нем мы видим православных, католиков, лютеран, кальвинистов, менонитов, пуритан и до десятка мелких сект.

XIV век

Здесь есть только православные и католики.

Разве не очевидно, что все вышеупомянутые организации не были созданы Христом? Разве мы не знаем основателей всех этих псевдохристианских деноминаций?

Могут ли вообще быть у Церкви Христовой какие-либо другие «основатели», кроме Самого Христа (Мф. 16:18)?

Разве не помним мы о том, что «никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор. 3:11)?

Продолжаем дальше.

XI век

То же самое – православные и католики.

X век

Только одна Церковь – Вселенская, еще никем не разделенная, не раздробленная – Церковь Православная, в VI веке ставшая так называться по причине необходимости выделения истинной Церкви Христовой среди великого множества расплодившихся уже тогда еретических учений, каждое из которых претендовало на истину.

Слово Православие, являющееся переводом греческого слова orthodokeo, означающего «правильно мыслить», т.е. буквально правомыслие, правоверие, дошло до наших дней.

В той же самой формации мы видим Церковь Христову и в IX, и VII, и в IV веках.

В І – ІІІ веках церковная организация, в силу жесточайших репрессий со стороны иудейского и языческого мира, находилась на нелегальном положении.

Однако и в этом состоянии она не была похожа ни на одну из современных сект.

В этой Церкви совершались богослужения, главным из которых была Литургия, составленная первоиерархом Иерусалимской церкви апостолом Иаковым.

На ней осуществлялось преломление хлеба, а также возносились молитвенные прошения о живых и, что очень важно, об усопших.

В этой Церкви, в полном соответствии с апостольскими установлениями, существовало три степени священства и семь Таинств.

О жизни «церкви первенцев» (Евр. 12:23) писал святой мученик Иустин-философ, живший во втором веке.

Лучше любых домыслов и предположений о жизни христианской Церкви первых веков свидетельствуют современные исследования Римских катакомб.

В подземной сети коридоров, разветвлённых на огромные расстояния, встречаются обширные комнаты, в которых собирались христиане для совершения богослужений.

В таких «комнатах» под полукруглым сводом находились плиты, покрывающие гробницы (саркофаги) христианских мучеников.

Эти плиты служили Престолами, на которых епископами или пресвитерами Церкви совершалась Божественная Литургия, главной частью которой, как и по сей день, являлось таинственное Пресуществление (превращение – А.К.) хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, Которыми причащались верные.

Исследования катакомбных храмов показывают, что именно в Римских катакомбах зародилось будущее церковное искусство – в том числе и иконография.

Стены катакомб буквально испещрены различными символами и знаками.

Выполненные огнём факелов и вырезанные в камне, они изображали, очевидно, то, что было самым важным и священным для христиан.

Смысл христианской символики заключался в том, что в трудное для христианского мира время гонений, символ являлся своеобразным шифром, непонятным для язычников образом, с помощью которого христиане выражали основные положения своей веры.

Такими основными символами ранней христианской Церкви являлись:

ЯКОРЬ, символизирующий Церковь, как образ христианской надежды и опоры человеческой души;

ГОЛУБЬ – символ Святого Духа и незлобия христианской души;

ФЕНИКСсимвол бессмертия человеческой души (древние считали феникс «неумирающей птицей»);

ПЕТУХ, как пробуждающий от сна, символизировал Воскресение;

АГНЕЦ символизировал Самого Христа;

ОЛИВКОВАЯ ВЕТВЬ – Вечность;

ЛЕВ – духовную силу и могущество;

РЫБА имела двоякое значение. С одной стороны, этот символ указывал на то, что христиане своей проповедью «улавливают» всю вселенную. С другой – греческое слово ІХВЕС, означающее «рыба», являлось одновременно и аббревиатурой фразы: Иисус Христос Сын Божий Спаситель, и, в этом смысле, Рыба символизировала Спасителя.

ВИНОГРАДНАЯ ЛОЗА и КОРЗИНА С ХЛЕБАМИ символизировали Таинство Преломления хлеба, т.е. Святое Причастие.

Первое изображение Креста, встречающееся в Римских катакомбах, представляло собой перекрестное изображение букв І (Иисус) и Х (Христос), и напоминало современную русскую букву Ж.

Такое изображение главного символа христианства в современной иконографии получило название «Монограммный (или «Доконстантиновский») Крест».

К слову, привычное сегодня изображение Православного Креста берет свое начало от первого христианского Римского императора Константина Великого (ІV век).

Диакон Александр Каневский (2008 г.)