Духовный смысл пятой заповеди

«Почитай отца твоего и матерь твою» – буквальный смысл этой заповеди понятен каждому и не имеет скрытых смыслов. Основа её – чувство благодарности, без которого христианство невозможно в принципе…

В душевном плане пятая заповедь представляет собой учение об иерархии.

Нужно подчинить себя вышестоящему звену в единой иерархической цепи (как бы включить себя в некую энергетическую сеть) – подчинить, чтобы иметь возможность воспринять.

Здесь непокорность старшим – это выключение себя из структуры.

Без соблюдения иерархии и субординации (подчинения низшего высшему) невозможны никакое общество и никакая система – начиная с семьи и кончая государством. Даже более того: начиная с атома и кончая космосом.

В Церкви существует несколько видов иерархии.

Это – небесная иерархия: чины Ангелов.

Затем святые – по мере их просвещения Божественным Светом.

И иерархия собственно церковная, которая разделяется на священнослужителей (три иерархические степени) и церковнослужителей.

Существует также ещё один вид иерархии, не имеющей, впрочем, столь чётких признаков разделения на степени. Это – иерархия духовная, основанная на личном подвиге и аскезе христианина, а также на исповедании им своей веры.

Это иерархия так называемого «старчества», которое особенно почитает народ и с которым так или иначе должно считаться священноначалие.

Подобная иерархия обычно возникала в монашестве. Здесь иерархичность, прежде всего, – во взаимоотношениях между духовным отцом и его чадом.

В свою очередь духовный отец сам должен пройти школу послушания и аскезы, должен воспринять дар наставничества от своих отцов – иначе ему нечего будет передать своим духовным детям.

Духовный отец, которого обычно называют старцем, находится постоянно в духовном общении со своими учителями аскезы.

Даже если они отошли в другой мир, духовная связь между ними не прерывается – изменяется лишь форма общения: старцы и по смерти не оставляют своих учеников.

Со стороны духовного сына или дочери требуется послушание – то есть внимание к каждому слову старца и отсечение перед ним своей воли; тогда старец действительно становится истинным отцом, который помогает душе родиться в вечную жизнь.

Кто нашел такого старца – тот обрёл половину спасения.

В послушание идут добровольно.

Конечно, можно спастись и через посильное исполнение заповедей, но в первом случае путь человека освещён светом, а во втором – человек пробирается в сумерках; в первом случае у него как бы вырастают крылья, а во втором он вынужден передвигаться ползком по земле.

Когда в сердце послушника восстают греховные страсти, и он открывает, как бы обнажает их перед своим наставником, то демон, словно застигнутый на месте преступления вор, бежит прочь.

Падение с послушником случается тогда, когда он скрывает что-либо от старца или внутренне противоречит ему; но если он кается, то старец поднимает его и молится о нём Богу.

Старец как бы вливает собственную кровь в жилы своего чада, и к тому быстро возвращаются духовные силы и благодать.

Но если жизнь послушника исполняется постоянным ропотом и недоверием к старцу, внутренним осуждением и уничижением его (или его поступков), противоречием его воле и наставлениям, то падение неизбежно.

Послушник, дерзко отказавшийся от послушания и исполняющий свою волю, уже как бы запрограммировал своё падение.

Для человека с таким устроением, быть может, лучше вовсе не возлагать на себя подвиг послушания – как для пьяного лучше не подходить близко к огню, чтобы не сгореть в нём.

Духовный аспект пятой заповеди – это послушание духовному отцу, в котором послушник видит – можно сказать так – образ Самого Христа.

Ученик начинает любить своего наставника больше, чем своих плотских родителей; он чувствует себя духовно единым с ним – как веточка со стволом дерева.

Христос именуется Логосом. Он – вершина и начало всякой иерархии.

Вне Логоса – тьма и безумие.

Выпадение из иерархии – это противостояние ей; это состояние мятежа против Бога, удаление от единственного источника благодати и начало вечной смерти.

За исполнение пятой заповеди Господь обещал благо и долголетие (Исх. 20:12).

Высшее благо – это благодать, а долголетие – символ вечности.

Некоторые духовные писатели предупреждают об опасности в занятиях Иисусовой молитвой. Но ведь опасность возникает не от молитвы, а от несгибаемой гордыни.

Самовольник – это не молитвенник, а духовный «революционер», хотя бы он и старался повторять молитву. Но имя Иисуса Христа не может войти в его мятежное и как бы окаменевшее сердце.

Для Иисусовой молитвы необходимы послушание и покаяние, труд и благоговение – эти четыре реки, орошающие сад души, без которых она останется пустыней.

СУЩЕСТВЕННАЯ ОГОВОРКА

Безусловное послушание, о котором здесь идёт речь, возможно только в том случае, если только наставник на самом деле старец или же, по крайней мере, священник с большим духовным опытом; если праведность и чистота его жизни свидетельствуются исполнением евангельских добродетелей, и в первую, пожалуй, очередь – смирением и любовью.

К сожалению, в наши дни люди (в большинстве своём) в духовной жизни совершенно неопытны. Их часто привлекает и покоряет чьё-то умение говорить и действовать «со властью».

Добродетель ложная, плод «актёрства» и всяческого «себявыказывания» сразу бросаются в глаза и восхищают людей, ещё не имеющих в духовной жизни определённых, верных ориентиров.

Добродетель же истинная, скрывающая себя смирением, чаще всего остаётся незамеченной.

Поэтому, дабы избежать заблуждений и сопряжённых со многими скорбями разочарований, необходимо сначала по-настоящему узнать человека, и лишь потом уже всецело вверять ему свою душу и её спасение.

Архимандрит Рафаил Карелин

Главные разрушители пятой заповеди

Главные разрушители пятой заповеди – это не строптивые дети, а любящие родители.

Это они развращают детей, избавляя их от домашнего труда, сочиняя для них «великое» будущее, лишая их счастья воспитываться в коллективе многих братьев и сестёр.

Они рожают одного, максимум – двух детей, думая, что уменьшение количества рождённых улучшит качество воспитания.

Они превращают детей в «домашние божества», и сами превращаются в идолопоклонников.

Весь жар нерастраченной гордости и нереализованных мечтаний такие отцы и матери вкладывают в «воспитание», которое уместнее назвать развращением.

Спесивые, изнеженные, заласканные, приготовленные для «великой будущности», эти маленькие эгоисты жестоко разочаруют своих родителей…

Отец семейства должен быть капитаном корабля.

Мать и жена – помощником капитана или боцманом, хоть и звучит это не по-женски.

А дети – юнгами и матросами. Их нужно сбрасывать, как ложных богов, с пьедестала и запрягать в работу.

В чёрном теле, а не в белом воротничке нужно держать их. К труду, а не к карманным деньгам должны привыкать их руки.

Если родители этого делать не будут, то они – разрушители пятой заповеди, а значит, и уничтожители всех остальных…

Протоиерей Андрей Ткачев