Духовные рубежи

В этом году мы отмечаем три знаменательных юбилея: 400-летие окончания великой российской Смуты, 200 лет окончания Отечественной войны 1812 года, завершившейся разгромом войск Наполеона, и, наконец, 70-летие великой Сталинградской битвы.

Во всех этих исторических событиях происходили не просто столкновения армий – происходило, в первую очередь, противоборство идеалов такого значения, ради которых миллионы людей готовы были идти на смерть…

Тема нашего сегодняшнего разговора: «Рубежи истории – рубежи Киевской Руси: какой диагноз поставят истории нашему времени?».

Для нас, болеющих за своё Отечество, очевидно, что рубежи Киевской Руси, независимо от того, какие государства в настоящее время находятся на её территории, – это не только её географические границы в период расцвета (конец XI-начало XII ст.). Вне всякого сомнения, понятие рубежей наполнено, прежде всего, духовным смыслом.

Вот об этом мы с вами сегодня и поговорим.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Вы никогда не задумывались над тем, почему Библию называют Вечной Книгой?

Только ли потому, что в ней описаны события до начала времён и события после окончания земной жизни, а также содержатся мудрые мысли и полезные советы?

Безусловно – да, но не только это.

Несколько лет назад, в самый разгар известных политических событий на Украине, когда политики предлагали обществу порой диаметрально противоположные пути развития, я прочитал в Книге пророка Иеремии поразительные строки: «Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших, и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим» (Иер. 16, 6).

И я понял: Библия всегда современна.

Она всегда актуальная для человека данной исторической эпохи.

Она всегда обращена в сегодняшний день.

Именно по этой причине Она называется Вечной Книгой.

Её современность и актуальность в каждую историческую эпоху объяснятся тем, что глубинная сущность человека остаётся неизменной – меняется лишь, скажем так, «цивилизационная обёртка», т.е. чисто техническая сторона жизни. Но сам человек 21-го столетия, в своей сути, мало чем отличается от человека, жившего за 20 веков до Рождества Христова.

Сегодня мы любим, хотим и боимся того же, чего боялись, хотели и любили люди, жившие во времена дохристианской Римской империи.

Об этом во все времена знали народные просветители – знатоки человеческих душ, неустанно призывая своих современников учиться на чужих ошибках и вовремя извлекать уроки из прошлого.

Они прекрасно знали: в основе любого исторического события, любой трагедии, победы, поражения всегда лежит человеческий фактор.

В полной мере понять и принять этот факт вне религиозного аспекта, я считаю, просто невозможно.

В этом, собственно, и заключается основная причина столь разных подходов к историческим исследованиям людей верующих и неверующих.

В то время, как учёные-атеисты во всех событиях склонны видеть «объективные причины» и «стечение обстоятельств», верующий человек в тех же событиях всегда усматривает Промысел Божий и действие свободной человеческой воли.

Верующий человек не верит в случай.

Он понимает, что творцом истории является наш Господь Вседержитель. Им установлена определённая историческая цикличность и повторяемость событий, в основу которых положен нравственный закон: за грехи – бедствия, за покаяние – помилование.

Желая научить человека мудрости, Бог попускает совершаться в сущности одним и тем же событиям в разные исторические эпохи, пытаясь, таким образом, научить каждое последующее поколение людей не наступать на грабли, на которые некогда уже наступили их отцы и деды…

«Не передвигай межи давней, которую провели отцы твои» (Притчи 22, 28) – обращается к нам Отец Небесный через Премудрого Соломона, формулируя важнейший закон исторического развития.

Конечно, могут возразить: о каком тут развитии вообще может идти речь при такой постановке вопроса?

На самом же деле никакого противоречия тут нет.

Бог совершенно не препятствует научно-техническому прогрессу и отнюдь не поощряет невежество: «Доколе, невежды, будете любить невежество? Доколе глупцы будут ненавидеть знание?» (Притч. 1, 22).

Он лишь требует от человека не передвигать «межи давней».

О какой же меже здесь идёт речь?

Вряд ли речь здесь идёт о банальном земельном наделе.

Я думаю, что этот закон говорит о чём-то несравнимо большем – о том, что не измеряется в метрах, литрах, штуках и денежных единицах.

В Своём Послании людям Бог говорит о вечных рубежах – о тех бытийных основах, о тех нравственных пределах, за которые мы не можем и не должны отступать ни при каких обстоятельствах.

Помните? – «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва». И эта «Москва» представляет собой не только город с Красной площадью – она символизирует некий священный рубеж, на защите которого нужно стоять насмерть.

Вот об этих «отцовских межах» и священных рубежах нашего Отечества я и хочу сегодня с вами поговорить.

В этом году мы отмечаем три знаменательных юбилея: 400-летие окончания великой российской Смуты, 200 лет окончания Отечественной войны 1812 года, завершившейся разгромом войск Наполеона, и, наконец, 70-летие великой Сталинградской битвы – поворотного события не только Великой Отечественной, но и всей Второй мировой войны.

Все эти эпохальные события 1612, 1812 и 1942 годов связаны с самыми драматическими страницами взаимоотношений Руси и Западной Европы.

Во всех этих исторических событиях происходили не просто столкновения армий. Всякий раз на полях сражений происходило не только сопоставление мощи вооруженных сил воюющих сторон – происходило, в первую очередь, противоборство идеалов такого значения, ради которых миллионы людей готовы были идти на смерть.

Вообще история отношений Киевской Руси и Запада сложна и противоречива. Её невозможно втиснуть в прокрустово ложе примитивных схем, описать в одном тоне, в одной смысловой гамме.

При всей духовно-ментальной противоречивости Киевскую Русь и Запад, безусловно, можно считать самыми близкими цивилизациями на Земле.

Собственно говоря, изначально это и была единая христианская цивилизация, мировоззренческие, культурные и этические основы которой сформировались под влиянием неразделённой Церкви.

И Рим, и вошедшие в орбиту его культурного влияния народы, и Византия, и славянский мир, христианизированный через миссионерский подвиг Кирилла и Мефодия, – были объединены единой купелью Христова Крещения.

Конечно, отношения между Римом и Византией были далеко не идиллическими, но при всех сложностях и Восток (включая Киевскую Русь), и славянский мир, и Запад всё же являли собой единую христианскую европейскую цивилизацию, объединявшую три культурных потока: греческий, латинский и славянский.

К расколу европейской цивилизации привело желание отдельных влиятельных политиков Западной Европы XI-го столетия передвинуть «отцовские межи», что привело к отделению Римского Патриархата от Единой Соборной Апостольской Церкви.

Разделение Церкви на Западную (Католическую) и Восточную (Православную) привело к крестовым походам и орденским нашествиям на Восток, и впоследствии нашим предкам пришлось не раз противостоять экспансии, защищая свое национальное бытие, свою культуру и духовную идентичность.

Надо признать, что на протяжении последних восьми веков мало кто из народов выдержал натиск такой силы, который выдержали мы. Причём главная опасность этих нашествий заключалась в том, что не только наши богатые земли и территории нужны были нашим завоевателям – им нужны были наши души. Им жизненно важно было провести в них духовное перемежевание, переформатировать духовную и культурную основу народной жизни.

И то, что русские люди неизменно побеждали полчища завоевателей порой в невероятно трудных исторических условиях, лично я усматриваю зримое свидетельство глубины и прочности наших духовных ценностей, сформированных мировоззренческим выбором, сделанным ещё в 988 году и определившим дальнейший путь развития всей исторической Руси.

Все три вызова, брошенных нам в 1612-м, 1812-м и в 1942 году, имели и общие черты, и свои характерные особенности.

Во времена Смуты, 400 лет назад, мы имели дело с вызовом религиозного характера, когда главной целью нанесенного по Руси удара была сама вера.

Совершенно очевидно, что если бы тогда Русь не устояла, то и другие православные народы, находившиеся под османским гнётом, также потеряли бы всякую надежду сохранить свою религиозную идентичность.

Раскол Западной Церкви XVI-го столетия, связанный с именем Мартина Лютера (главным инициатором Реформации и борьбы с «папизмом»), всколыхнул весь Старый Свет и привёл западное общество в состояние глубочайшего духовного кризиса, породив сначала Французскую революцию 1789 года, а затем бонапартистскую диктатуру и общеевропейскую войну.

Не осталась в стороне от происходящих в Европе процессов и православная Россия.

Вовсе не случайно вторжение на Русь наполеоновской армии произошло на фоне глобального натиска франкоцентризма, повального увлечения в российских светских кругах французским языком и «культурными стандартами» Запада. Поэтому во время войны с Наполеоном на первое место выдвинулась проблема защиты русской культуры и национальной идентичности.

Наибольшее негодование у русских людей вызывало глумление завоевателей над святынями – разграбление храмов и осквернение алтарей.

Легендарный и грозный Наполеон Бонапарт воспринимался народным сознанием не как «президент свободной Французской республики», посягнувший на свободу и независимость России, но как выразитель безбожных идей и гонитель христиан.

Неслучайно, что именно после победы над Наполеоном произошел бурный расцвет русской культуры и русской философской мысли. Наступил «золотой век» Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Хомякова, Киреевского.

Творцам русской культуры победа над непобедимым доселе Наполеоном позволила отойти от подражания образцам Парижа и Версаля и обрести веру в силу собственного народа.

Среди причин поражения армии Наполеона российский историк Н. Троицкий называет «всенародное участие в войне и героизм русской армии».

И это действительно так.

По воспоминаниям участников тех событий, все они – от офицеров-дворян до партизан-крестьян – видели себя не только защитниками страны, но, в первую очередь, защитниками национальных святынь.

Сословные разделения и, казалось бы, укоренившееся различие между народной и дворянской культурой (первая сохраняла отеческие традиции, вторая – чуралась «мужицких обычаев» и слепо перенимала европейскую моду и этикет) – всё это отошло на второй план перед лицом общей угрозы.

Все осознали себя православными русскими людьми.

Не случайно в «Высочайшем манифесте о принесении Господу Богу благодарения за освобождение Отечества от нашествия неприятельского» император Александр Первый написал: «Войско, вельможи, дворянство, духовенство, купечество, народ, все государственные чины и состояния, не щадя имуществ своих, ни жизни, составили единую мужественную и благочестивую душу – столько же пылающую любовью к Отечеству, сколько любовью к Богу».

Изучая историю через призму всегда Благого Промысла Божия, лишний раз убеждаешься: за народное покаяние Господь дарует войску победу и народу благоденствие вопреки всем человеческим планам и расчётам.

Достаточно вспомнить легендарные битвы на Чудском озере и на Куликовском поле, в которых русские войска одержали победы не только при численном меньшинстве, но и уступая противнику как в вооружении, так и в профессиональной подготовке бойцов.

«Не отнимая достойной славы ни у Главнокомандующего, ни у других искусных и мужественных вождей и военачальников, ни вообще у сего храброго Нашего воинства, можем сказать, что содеянное ими есть превыше сил человеческих.

Итак, да познаем в великом деле сем промысл Божий. Повергнемся пред Святым Его Престолом, и видя ясно руку Его, покаравшую гордость и злочестие, научимся из сего великого и страшного примера быть кроткими и смиренными законов и воли исполнителями, не похожими на сих отпадших от веры осквернителей храмов Божиих, врагов наших» – сказано всё в том же Александровском Манифесте.

Александр Васильевич Суворов (1730 – 1800) – национальный русский герой, великий полководец, не потерпевший ни одного поражения в своей военной карьере (более 60 сражений), увенчавший свою жизнь подвигом Итальянской компании, в которой на одного убитого русского солдата приходилось 75 убитых французов, один из основоположников русского военного искусства.

Обратите внимание: в то время как Наполеон утверждал, что «случай – единственный законный повелитель во всей вселенной», наши предки усматривали в происходящем десницу Божию.

Чувствуете разницу?

Как же важно нам сегодня помнить о том уроке истории, который нам преподнесла война с Наполеоном!

Эта память поможет многим понять, почему всякая попытка сменить свой генетический духовно-культурный код, т.е. попытка пересмотреть свои духовные рубежи, всегда было самым тяжким нравственным преступлением для русского человека – преемника православной Византии.

Наконец, самым страшным испытанием для нашего Отечества стало гитлеровское нашествие. Впервые в истории под угрозой оказалось само физическое существование нашего народа и необратимая потеря его физической территории.

Однако было бы абсолютно неверно представлять Великую Отечественную войну как исключительно войну за выживание.

На её полях решался принципиальный вопрос человеческого бытия: равны ли люди Земли в своем человеческом достоинстве, или же они делятся на высшие и низшие расы, и навеки разделены непреодолимыми генетическими и культурными барьерами?

И хотя каждый солдат обеих враждующих армий был убеждён в том, что он ведёт священную войну за свои идеалы, может сложиться впечатление, что именно Богу-то и не было места в этой величайшей в истории бойне, развернувшейся на территории некогда Святой Руси!

Ведь действительно: происходила война двух тоталитарных государств, во главе которых стояли диктаторы, вошедшие в историю, как одни из самых кровавых; на полях сражений сражались армии двух секуляризированных народов, практически в одно и то же время отрекшихся от Христа и своих духовных корней.

Более того, культурно-исторический погром, учинённый большевиками в православной России, практически камня на камне не оставил от всего того, чем на протяжении девяти веков жил наш народ, уничтожив более 90% храмов и физически уничтожив миллионы людей – носителей традиционных ценностей.

Если же при этом попытаться сравнить военно-промышленный потенциал нацистской Германии и Советского Союза, внутриполитическую обстановку обоих государств, учесть многократное превосходство немецкой армии в численности и вооружениях, внезапность нападения, стремительное продвижение гитлеровских войск вглубь советской территории и разрушение 70% важнейших военных и экономических объектов СССР в первые три месяца войны, то, как мне кажется, любому человеку станет понятно, что победа русского народа при таком раскладе могла иметь лишь СВЕРХестественные причины и такое же сверхъестественное объяснение.

Так что же произошло с нашим народом в эти страшные 1418 дней и ночей?

Как ему удалось выстоять и победить в совершенно немыслимых, запредельных для человеческих сил, условиях?

Ответ здесь только один. И он заключается в духовном векторе развития гитлеровской Германии и коммунистического СССР, а также в духовном состоянии народов этих воюющих сверхдержав.

Ещё до прихода к власти вожди Третьего Рейха полностью отреклись от родной для них католической церкви и на основе социал-дарвинизма, ницшеанской концепции «сверхчеловека» и оккультно-магических учений Тибета разработали теорию мирового господства и превосходства арийской расы над всеми другими нациями и народами, живущими на Земле.

Совсем иным был духовный вектор коммунистических вождей, которые, с одной стороны, всячески стремились не оставить места Богу ни в общественной жизни людей, ни в их душах, но с другой – не отказались от христианских принципов воспитания подрастающего поколения.

Более того – в свою систему моральных ценностей коммунисты включили множество христианских добродетелей и осудили многое из того, что осуждала и Церковь.

В 1937 году советским правительством была проведена последняя перепись населения, в которой каждый советский человек должен был указать своё отношение к религии. Вопреки всем прогнозам оказалось, что свыше 70% городского населения и около  90% (!) сельского открыто заявило, что они – верующие православные люди.

Удивительно!

Два десятилетия культурного погрома и атеистической пропаганды лишь повалили «межевые столбы» в русских душах, но не уничтожили их!

Вот в каком духовном состоянии оба народа вступили в беспощадную войну друг с другом.

И, опять же, рассматривая этот вопрос в религиозном аспекте, становится ясным – на чьей стороне в этой бесчеловечной бойне был Господь.

И только ради грядущего восстановления национальных святынь, ради обретения русским народом утраченного звания народа-богоносца, Он даровал ему победу в войне, которая по всем расчётам должна была окончиться к зиме 1941 года полной капитуляцией советской армии…

Глубоко символично, что обнародованный руководством нашей страны призыв на борьбу с гитлеровским захватчиками начинался словами «Братья и сестры!» и был адресован всем соотечественникам – независимо от их национального происхождения, вероисповедания и политических взглядов.

Это был призыв к общенациональной солидарности, как одной из базисных ценностей, без которых общество обречено на распад и уничтожение.

Именно обращение к этой силе помогло нашим предкам не только в дни Великой Отечественной войны – оно сыграло решающую роль и в победе над Наполеоном, и в преодолении великой Смуты.

В те дни представители элит – будь то кичливый боярин, усвоивший латынь, или дворянин, большую часть времени изъяснявшийся по-французски, или партийный руководитель, проповедующий доктрины марксизма, – осознали, что без обращения к народу, к его традиции и вере, не будет будущего ни у страны, ни у них самих.

Этот урок должен быть хорошо усвоен и нынешними элитами, которые должны понимать главное: лишь общество, сплоченное высшими моральными императивами, – теми самыми духовными «межами давними», – только такое общество способно сохранить свою культурную идентичность и самобытность, и выжить в условиях тотальной информационной войны.

Только традиционное общество способно не дать себя смыть с исторических берегов в космополитический океан глобализационными цунами.

События 1612-го, 1812-го и 1942 годов – не просто поводы для исторического самоутверждения и проведения помпезных мероприятий.

Тогда, у стен Московского Кремля, под Бородино и Сталинградом, мы защищали не только независимость России – мы сверяли по древним картам «межевые границы» и восстанавливали покосившиеся и упавшие «межевые столбы»,  утверждали одни и те же духовные ценности, которые на протяжении веков являлись святыней для русского человека.

И память об историческом пути Киевской Руси, о мирных и боевых подвигах её народа – это тоже священный рубеж нашего Отечества, который особенно нуждается в защите в эпоху информационных войн.

Полагаю, что неслучайно в последнее время мы являемся свидетелями целенаправленных попыток переписать нашу историю, вычеркнуть из народной памяти или представить в самом мрачном свете её ключевые события.

Чего только стоят усилия наших недоброжелателей в негативных красках представить Крещение Руси, поставить под сомнение факт Куликовской битвы, уравнять нашу страну с фашистской Германией в ответственности за начало Второй мировой войны!

Все эти попытки «подкорректировать» историю преследуют одну цель: посеять в душах молодых людей чувство ущербности, спровоцировать желание отречься от своих предков и их наследия, побудить их в который раз передвинуть «межи давние»…

Но именно потому, что «у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк. 1, 37) столь опасно нарушать установленные Им законы.

Господь употребляет разные методы, чтобы привести человека-грешника к покаянию и, дабы не дать ему погибнуть, часто попускает человеку испытать на себе последствия нарушений Его законов.

Если же от исполнения Божественных установлений уклоняется весь народ, если он утрачивает свои исторические ориентиры, если он отказывается от своих традиционных ценностей и их преемственной передачи грядущим поколениям, то такому народу Господь попускает становиться объектом всевозможных социальных и идеологических экспериментов – что, собственно, мы уже неоднократно наблюдали в секуляризированном 20-м веке.

Вот чем опасна конъюнктурная, вымышленная, мифологизированная, а потому слепая история – она лишает нынешнее и подрастающее поколения учиться на уроках прошлого и (самое главное) делать правильные выводы.

Ведь сами исторические факты, свидетельствующие о духовной силе нашего народа в годы бед и побед, способны остановить любую экспансию самых разрушительных социальных энергий.

Защищая наши национальные святыни, мы должны ясно видеть те нравственные, социальные, культурные, политические границы, которые ни при каких обстоятельствах нельзя сдавать, которыми никогда нельзя поступаться.

Только так мы сможем сохранить себя как народ, сохранить нашу страну и нашу цивилизацию.

Поэтому наша история требует защиты со стороны гражданского общества.

Мы должны уберечь от разрушения её ключевые вехи.

Я убежден: от того, какое представление получит подрастающее поколение о деяниях их отцов и дедов, будет зависеть завтрашний день Киевской Руси…

Наверное, не дело потомков судить историю, но их обязанность – учиться у истории, осмысливать исторический опыт своих отцов и дедов. В этом отношении одними из важнейших следует признать многочисленные уроки выхода из Смуты конца XVI – начала XVII века.

Нам, живущим 400 лет спустя после тех событий, очень важно понять: почему поляки вообще оказались в Кремле, отчего русские люди так долго терпели интервентов, в чём причина тогдашней нравственной деградации общества, раскола, разбойничьего беспредела и долго полыхавшей на нашей земле «войны всех против всех»?

И, наконец, самое главное: как получилось, что опустившись на самое дно, утратив, казалось бы, последнюю каплю воли и достоинства, своими руками уничтожив под корень государственность, наш народ сумел всё же на краю пропасти найти в себе силы преодолеть Смуту?

ЧАСТЬ ВТОРАЯ: УРОКИ СМУТЫ

Как и 400 лет назад, каждый день мы с вами совершаем выбор, который либо отдаляет, либо приближает времена, подобные смутным.

Эти вроде бы мелкие шаги, которые мы делаем, ведут нас по пути создания либо процветающего общества, либо – в обратном направлении. И наша совесть здесь является самым лучшим компасом. Но этот компас не действует вне духовной традиции.

Дальнейшая утрата Западом своих христианских основ усиливает цивилизационный барьер между нами и Европой, и, рано или поздно приведёт к окончательному цивилизационному разлому нынешнего европейского мира вдоль исторических границ Киевской Руси.

И это произойдёт неизбежно.

Вы спросите почему?

Да потому что Киевская Русь, прошедшая через горнило атеистической идеологии и осознавшая весь трагизм построения безбожного общества, на опыте знает – какие угрозы несёт такое общество! И сегодня безбожность европейского сообщества могут не видеть только слепые. Или же сознательно нежелающие это видеть…

Празднуя 400-летие победы, одержанной в 1612 году, мы должны извлечь исторические уроки не только из периода национального унижения, паралича народной воли, нравственного одичания и социального хаоса, но и из нашего недавнего прошлого.

Это нужно для того, чтобы чётко различать те мировоззренческие и ценностные координаты, следуя которым, мы будем способны сохранить гражданский мир и государственный суверенитет.

Что же это за координаты?

Несомненно, это те, в которых мы сможем сохранить себя как народ, сохранить нашу страну и нашу цивилизацию. Таковыми в течение всей истории нашего народа была Православная Церковь.

Именно Церковь воспринималась и воспринимается и сегодня большинством людей, как духовная скрепа, как линия самоидентификации нашей нации, как та общность, разрушив которую, мы неизбежно разрушим своё Отечество.

Вот почему Церковь всегда была первой целью для тех, кто стремился разрушить нашу страну и внести внутренний беспорядок в течение народной жизни.

Все оккупанты во все времена хорошо понимали: покуда стоит Церковь, как скрепа народной жизни, стоит и народ, способный сохранить свою независимость, свою целостность, свое национальное самосознание.

И хотя сегодня мы живем в иное время, время свободного религиозного выбора и отделения Церкви от государства, Православная Церковь продолжает нести это великое служение, соединяя (пока ещё на духовном плане) православные народы Киевской Руси.

Прошедшая трудными путями своего исторического бытия, Церковь открывает людям правду о сути происходящих в мире процессов, о полноте жизни и о человеческом счастье.

Я берусь утверждать: в наше время альтернативы Православной Церкви, как духовному лидеру нашего общества, просто не существует!

ГЕРОИ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ

Кто бы из исследователей не писал о Смутном времени XVII столетия, он неизменно вспоминал имя одного человека, без которого преодоление великой Смуты было бы невозможно.

Это – патриарх Гермоген, которого отчаянная ситуация заставила взять на себя роль национального духовного лидера.

             Патриарх Гермоген

Для того чтобы представить себе значение подвига Патриарха Гермогена, достаточно вспомнить, ЧТО происходило в сознании, в умах, в жизни наших людей в Смутное время. Это, прежде всего, историческое беспамятство и потеря нравственных ориентиров.

Люди реально не знали – куда идти? Что делать?

А поскольку авторитет многообразных претендентов на русский престол был крайне низок (никто из них не отвечали русскому православному представлению об истинном правителе), народ реально был готов поддержать даже иноземную власть!

Собственно говоря, это и случилось – летом 1610 года боярское правительство пригласило на русский трон польского королевича Владислава.

В этих условиях единственным авторитетом в народном сознании оставалась Церковь, и, в первую очередь, Патриарх Московский и всея Руси Гермоген, который не потерял никаких ориентиров. Он точно понимал, ЧТО происходит со страной и с народом.

С декабря 1610 года Патриарх Гермоген начал рассылать по всей России грамоты с призывом к народному сопротивлению врагу, создавая, таким  образом, законные основания для объединения сил русского народа, благодаря чему борьба против польско-литовских войск принимала легитимный характер.

Кроме того, Патриарх Гермоген распорядился, чтобы все архиереи писали во все города от его имени, чтобы все стояли за веру.

Его жизненная позиция вошла в конфликт с тогдашней элитой российского общества, в результате чего он оказался в подвалах Чудова монастыря в Кремле, но остался не сломлен и не подписал ни одного документа, которые могли бы авторизовать народное беспамятство.

Он погиб от жажды, голода и холода, но, прежде чем умереть, он сумел обратиться ко всему нашему народу с воззванием встать на защиту Отечества, и вдохновленные именно его правдой и его словом русские люди объединились, создали ополчение Минина и Пожарского, и пришли в Москву…

Как считают современные исследователи, именно формулировка «благословение патриарха» стала основной в посланиях времени Первого ополчения.

Иными словами, Предстоятель Церкви служил примером в стоянии за православную веру, которому должны были последовать все православные христиане.

Именно святейший Гермоген стал знаменем восстания и духовным лидером ополчения. И только имя патриарха Гермогена могло объединить в тот период самые различные элементы русского общества.

Однако и после смерти святейшего патриарха Церковь осталась во главе народного сопротивления.

Помимо организационной деятельности и духовного окормления Православная Церковь оказала народным ополчениям немалую материальную помощь: собирали продовольствие, деньги на жалование. Крупные монастыри, такие как Кирилло-Белозерский и Троице-Сергиев, отсылали ополченцам всю свою казну.

Да и после избрания нового царя — Михаила Федоровича Романова — Русская Церковь продолжала играть важнейшую организационную и стабилизирующую роль в обществе.

Укрепившись духовно, русский народ сам поднялся на спасение своей земли.

Со второй половины 1610 года по всей стране начало складываться Земское освободительное движение. Действовало оно поначалу партизанскими методами, засадами и неожиданными набегами разоряя польские гарнизоны.

Между русскими городами в это время возникает активная переписка, которая обеспечивала налаживание взаимодействия между отдельными земскими ратями. И уже в феврале 1611 года земские рати двинулись к Москве.

Убедившись в том, что среди бояр, воевод и казаков (заметьте: среди элиты тогдашнего русского общества) слишком много изменников, в народе зародилось новое движение, требующее и новых организационных форм.

Возникает знаменитое Нижегородское ополчение, ставшее основой Второго народного ополчения русских городов.

Осенью 1611 года по призыву «выборного от всей земли человека» Кузьмы Минина в Нижнем Новгороде началось формирование ополчения, во главе которого, наряду с К. Мининым встали князь и воевода Д. М. Пожарский.

Начался сбор средств и в конце февраля — начале марта 1612 года организованное ополченское войско выступило из Нижнего Новгорода в Ярославль, а заняв Ярославль, народные ополченцы вскоре пришли в занятую поляками Москву…

Дай Бог, чтобы наш народ никогда не забывал тех, кто реально, а не мнимо спасал наше Отечество и обеспечил его историческое бытие!

Именно по этой причине Православная Церковь испытывает давление со стороны определенной части общества, поскольку призывает не забывать об уроках прошлого, и постоянно указывает на исторические события и обстоятельства, призывая не наступать в который раз на одни и те же грабли.

И сегодня наша работа должна быть направлена на то, чтобы разрушительная пропаганда, действующая, особенно на молодых людей через средства массовой информации и Интернет, окончательно не «переформатировала» сознание и душу нашего народа.

Безусловно – те, кто пытается это сделать, в первую очередь сталкиваются с традиционной Церковью, которая стоит как твердыня, как крепость. Но ведь крепость сильна не своими стенами – она сильна своими защитниками.

И как важно, чтобы сегодня народ наш понимал, что, защищая Православную Церковь, он защищает не «одну из конфессий», не свой фольклор, не свои местечковые традиции – он защищает самого себя, свою индивидуальность, свою самобытность, свою историческую память.

Когда разрывается связь поколений, когда происходит распад памяти, возникает колоссальная опасность для жизни народа и страны. А ведь в условиях быстро растущих технических возможностей и увеличения объема получаемой информации юношество оказывается перед лицом большой опасности, когда из мощного информационного потока тяжело извлечь то основное, что необходимо для интеллектуального, духовного и культурного развития личности.

Доступ к Интернету и различным электронным базам данных создает иллюзию некоего информационного всевластия, возможности в любой момент ответить на любой вопрос. Подобно тому, как г-жа Простакова из бессмертной комедии Фонвизина удивлялась, зачем дворянину учить географию, если извозчики и так знают, куда везти, современные юноши и девушки часто не считают нужным по-настоящему запоминать что-либо и учить, ибо вся информация в полном объеме добывается ими простым нажатием кнопки «Enter»…

Такой подход к знаниям ставит человека в зависимое от Сети крайне небезопасное положение.

В этих условиях в особый список риска попадают науки и знания, отсылающие молодого человека к прошлым эпохам, к его корням.

Но современный подросток думает: «Зачем знать, что было три-четыре века назад, если в эти дремучие времена не было ни айпедов, ни одной дельной игрушки?»…

А между тем именно за счёт приобщения к литературному, художественному и религиозному наследию формируется личность человека и развивается цивилизация. Народные песни, сказки, пословицы и поговорки приобщают человека к ценностям его народа и региона.

Классическая литература содержит в образах примеры нравственного поведения и формирует навык умозрительного прогнозирования. Наконец, религиозное образование и святоотеческое наследие приводят человека к постижению Божественного замысла о нём и учат его – как жить в согласии с Евангельскими заветами.

В условиях усиливающегося духовного кризиса потребность общества в нравственном обновлении создаёт поле для сотрудничества Церкви и государственных институтов. Ведь знакомство человека с ценностями Евангелия преображает его личность, меняет в лучшую сторону образ мыслей и поведение – как в его личной, так и в общественной жизни. Духовное просвещение на основе Православия, как государство- и культурообразующей религии русского мира (мира Киевской Руси), – наиболее оптимальный способ нравственного оздоровления общества, путь к достижению его устойчивости и к выработке иммунитета против многих нынешних социальных недугов.

Никакими реформами и бюджетными отчислениями  нельзя застраховаться от социальных потрясений, кризисов и революций до тех пор, пока в обществе не сформируется то самое нравственное поколение людей, которое будет способно  отличать добро от зла, истину от лжи.

Сегодня необходимо найти механизмы правовой защиты православных образовательных организаций, понимая, что православные школы и гимназии создавались силами энтузиастов, которых не пугали ни чиновничьи препоны, ни финансовые сложности, ни организационные проблемы. Эти школы выживали в невероятно трудных условиях, и сегодня им необходимо помогать.

Особый вопрос – социальный престиж православных образовательных учреждений.

Надо сделать всё, чтобы развеять мифы о маргинальности православных школ, нужно чаще говорить о том, что большинство православных гимназий часто являются лучшими школами в регионе, с самым высоким процентом зачисления выпускников в высшие учебные заведения, включая самые престижные.

Особое внимание следует уделить работе с родителями.

Уже сегодня в Церкви создано множество форм работы с семьей на всех ступенях обучения, начиная с дошкольного возраста.

Это и беседы с родителями на духовно-нравственные темы, касающиеся воспитания, и семейные праздники, и различные конкурсы и соревнования.

Необходимо развивать такие эффективные формы работы с семьей, как семейные форумы, семейные летние лагеря и совместные паломничества, семейные трудовые отряды по восстановлению церковных святынь и памятников культурного наследия.

Вовлечение всей семьи в осуществление того или иного проекта усиливает внутреннюю солидарность членов семьи, воспитывает детей, устанавливает более доверительные отношения между старшими и младшими.

Очень важно задействовать в рамках подобных программ и старшее поколение, которое также нуждается во внимании детей и внуков.

Юношеству необходимо прививать почтительное отношение к старости, ибо, как сказал поэт, «неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С. Пушкин). Семьи можно вовлекать в волонтерские сообщества по оказанию благотворительной помощи детям-отказникам, интернатам для детей инвалидов и сирот, а также интернатам для престарелых, одиноким старикам.

Таким образом, мы приобщаем семьи к социальному служению, укрепляя их нравственно и духовно через конкретные совместные добрые дела. Такое служение поможет им осознать себя христианскими общинами, свидетельствующими миру о Спасителе делами любви и милосердия.

В условиях кризиса института семьи, разрушения традиционных семейных ценностей особое внимание надо уделять организации семейных всеобучей на местах. Надо развивать опыт молодёжных центров, где, в том числе, проводилась бы духовная подготовка юношества, желающего в перспективе вступить в брак.

От того, как все мы будем сегодня служить высокой миссии духовного просвещения, выстраивая соработничество в этом направлении между церковными, государственными и общественными институтами, зависит нравственный климат в странах, в которых мы живём, и благополучие в обществе в целом.

Духовно сильная, нравственно здоровая, высокообразованная и благовоспитанная молодежь – вот важнейшая цель наших совместных молитв и трудов.

Вот почему вопрос воспитания – это не вопрос №101  в государственной повестке дня и не самый последний вопрос в программе политических партий, как это зачастую бывает. Это – самый главный, фундаментальный вопрос.

Без этого ничего не получится.

Никакое «национальное возрождение» не возможно в обществе, легко управляемом извне посредством информационных технологий.

Слово «возрождение», заключая в себе приставку «воз», означает «рождение заново», т.е. восстановление того, что было когда-то, но в силу разных причин было утрачено или сильно деформировано.

Поэтому когда сегодня мы говорим о нашем национальном, культурном, духовном возрождении, то это означает, в первую очередь, восстановление тех национальных, культурных и духовных традиций, которыми жил наш народ в эпоху экономического и духовного расцвета нашей страны.

И сегодня уже пришло время сказать о том, КАКОЙ идеал государства свойствен нашей традиции, нашему традиционному миропониманию.

Сегодня сама жизнь показывает нам, что именно целостное, последовательное традиционное понимание государственности, выстраданное двадцатью веками христианской истории, предоставляет нашей цивилизации единственный шанс выжить, остаться самой собой и принять решающее участие в переустройстве мира.

В  государстве, где христиане реально влияют на общественный уклад, всегда предполагалось единоначалие.

В нём нет никакого «плюрализма истин», оно подразумевает единственность правды и осуждение лжи.

В этом царстве более высокое положение занимают не те, у кого больше денег и связей, а кто больше и жертвеннее других служит Богу и людям.

В государстве, соответствующем христианским идеалам, всегда должны ясно различаться правда и ложь, нравственное и безнравственное, хорошее и плохое. Первое должно поддерживаться, второе – осуждаться.

Свободу необходимо защищать и поддерживать, но она имеет ясные пределы – в первую очередь, нравственные.

Описываемое государство не является суммой эгоизмов, технически управляемой с целью «снижения вреда» при их конфликте, а также достижения максимальной суммарной выгоды. Оно имеет свое духовное и нравственное лицо, свою высшую миссию.

Понимая различие природ, целей и пределов духовной и светской власти, оно симфонически взаимодействует с Церковью, и способно называть зло злом и решительно противостоять ему. Причём противостоять не только в случаях посягательства на чьи-то жизнь, здоровье и имущество, но и в случаях всех безнравственных явлений, разрушительных для жизни и здоровья людей даже в длительной перспективе.

Рано или поздно, но именно такое государство и будет восстановлено на территории исторической Киевской Руси!

В этом нет никаких сомнений. Это вопрос времени, приближение или отдаление которого зависит от каждого из нас.

Но сегодня, спустя 400 лет, прошедших со времени окончания великой русской Смуты, мы вынуждены констатировать невесёлый факт: вот уже почти столетие народы исторической Киевской Руси страдают и вымирают, пожиная всё те же плоды богоотступничества и исторического забвения начала ХХ века.

Вот и сейчас, как 400 лет назад, политическая элита страны находится в руках кукловодов разных мастей, народ весело и охотно ерничает над своими святынями, глумится над верой и Церковью.

И лишь немногие знают о том, ЧТО неизбежно ожидает ТАКОЕ общество уже в недалёком будущем…

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?

А делать нужно всё то же, что было сделано 400 лет назад – в практически аналогичных исторических условиях в нашей же (заметьте!) стране. А именно: нам нужно искать своих Мининых и Пожарских и их духовных окормителей.

История уже неоднократно показала: когда исчезала последняя надежда на политическую верхушку страны, страна получала спасение «снизу» – за счёт мощного движения народных масс, сознание которых уже не принимало «официальную доктрину» и не соответствовало ей. В этих условиях происходила очень быстрая смена политической и духовной элиты, представители которых были уже другой нравственной природы – той, которая полностью отвечала чаяниям исстрадавшегося народа.

Но для того, чтобы это произошло, в обществе должен быть хотя бы один общепризнанный моральный, духовный лидер.

Повторюсь: не поводырь, а именно лидер, который скатализирует все здоровые силы общества, а Бог их преумножит, как это уже было не раз в нашей истории.

Нужен тот, кто вдохнёт надежду в потерявший всякую надежду народ.

Тот, который ясно покажет путь сбившемуся с исторического пути обществу.

Тот, которому ПОВЕРЯТ.

Без такой личности страна не сможет двигаться вперед.

Я вполне допускаю, что есть страны и народы, которые способны существовать, опираясь исключительно на рынок и парламент. Но только не наш народ, для которого всегда были крайне важны нравственный стимул и идея.

Когда у нашей державы были идея и нравственность, она двигалась вперед. Пусть не всегда бодро. Но когда Русь теряла этот багаж, она начинала тормозить, останавливаться и погружаться в смутные времена.

Какую же тайну хранит история Смуты?

Какой главный урок можно в вынести из событий Смутного времени?

Думается, этот урок состоит в следующем.

Принесший искренне, сердечное покаяние, укрепившийся духовно, русский народ под водительством Церкви сам поднялся на подвиг «самоустроения».

Русские люди четыреста лет назад нашли выход из великой Смуты и сумели спасти Русь.

Сможем ли мы?

Давайте вспомним историю Смутного времени ХХ столетия.

1917 год – год, когда самое страшное уже произошло – состоялась тяжелейшая для нашего Отечества война. И хотя у страны нашей было всё для того, чтобы в этой войне победить, возникшая в стране революция, обезумевшие от пропаганды люди, потерявшие всякую способность различать духов (см. Кор. 12,10), восстали друг на друга и погубили Отечество.

Мы знаем, что Россия, которая была в шаге от победы, оказалась страной, не просто потерпевшей поражение, но оккупированной врагом, который, в свою очередь, также потерпел поражение в этой войне.

Этот исторический парадокс можно понять только, если сосредоточиться на том кошмаре, на том ужасе, который происходил в нашей общественной жизни.

Именно в этот момент Господь воздвигает на Патриарший престол святителя Тихона.

            Патриарх Тихон

И как Предстоятель Церкви, он не мог не говорить правды. И потом долгих 70 лет ему эту правду вспоминали, называя его врагом советской власти, хотя он никогда не выступал как враг государства. Он просто говорил людям правду о происходящих в этом государстве событиях, но эта правда колола глаза, и  потому его назвали врагом.

Но как важны были те честные и правдивые слова Патриарха! Как много они говорили нашему народу!

Они дали такой мощный импульс, который не смогло разрушить даже последующее тотальное гонение против Церкви с почти полным уничтожением епископата и духовенства. Патриарх Тихон не занимал того или иного положения, не поддерживал ту или иную сторону в Гражданской войне – он лишь непрестанно молился об Отечестве, о примирении всех, о возвращении Руси той духовной силы, того единомыслия, той крепости, которая прежде обеспечивала сильнейшее развитие страны и превращение её в подлинно великую державу.

А почему Патриарх Тихон служил примирению людей?

Может быть, ему надо было занять одну из сторон в Гражданской войне – например, благословить Белое движение, чего он не сделал?

Или, может быть, ему нужно было примкнуть к власти, которая восседала сначала в Петербурге, а потом в Москве? Может быть, тогда он бы стал менее уязвим, и получил больше возможностей для осуществления своей Патриаршей миссии?

Нет, не сделал Святейший Патриарх ни одного, ни другого.

Он поднялся над этой схваткой обезумевших людей – соблазненных, обманутых, построивших себе новые идиллические картины пред своим взором, принявшие сказку за быль, обман за правду.

Святейший поднялся над всей этой ужасной борьбой, кровопролитием, и как истинный Первосвятитель земли Русской самим фактом своего служения, объединением вокруг себя епископата и народа Божьего, делал всё для того, чтобы сохранить в людях веру православную, ибо знал, что если вера будет жива, то воскреснет Русь!

Что было бы с народом нашим в 1990-е годы, если бы не сохранилась в сердцах наших вера православная?

Мы помним, как новое время свободы и демократии открыло двери для лжеучителей и обманщиков, которые тысячами пришли на нашу землю, чтобы совратить с православного пути наш народ.

Почему же наш народ, в то время не отличавшийся особой религиозностью, не принял эти полчища? Как он отличил друзей от врагов?

Да именно потому, что тот духовный подвиг, который был заложен в жизни нашего народа через Православие, действительно сработал и в последующие десятилетия после смерти Патриарха Тихона, и на излете ХХ века, когда Отечество наше столкнулось с новыми духовными вызовами и опасностями.

В Послании апостола Павла к Ефесянам есть такие слова: «Христос есть мир наш, соединивший разделенных» (см. Еф. 2,14).

О каких разделенных говорил апостол Павел?

Он говорил о язычниках-иудеях, культура, вера, нравственные и духовные идеалы которых радикально отличалась от культуры, веры и идеалов потомков Авраама.

Но Христос стал миром, соединившим обоих разделенных, ведь апостол Павел, который проповедовал язычникам, видел, как обращённые иудеи-язычники соединяются в христианских общинах.

Любые разделения исчезают, потому что Христос есть мир наш, который соединяет разделенных.

Вот ради какого мира святитель Тихон стал миротворцем в очередное Смутное время начала ХХ столетия.

И сегодня, когда в обществе господствуют разные историософские, культурные, политические взгляды, когда люди, сталкиваясь в тяжелейшей борьбе, вовлекают в эту борьбу и Церковь, стремятся задать вопрос: а вы с кем, какое политическое направление вы поддерживаете? – наш ответ такой, который дал своей жизнью Патриарх Тихон: Церковь – с народом, потому что именно на Церкви лежит величайшая ответственность сохранения единства нашего народа. Ибо Христос – мир наш, и только Он может примирить самых непримиримых, только Он может объединить самых разделенных, привнеся покой в самые смятенные души.

Валерий Валентинович Правдин, руководитель ВОО «За Веру, Семью и Отечество», студент факультета богословия Свято-Тихоновского гуманитарного Университета, экономист, кандидат медицинских наук (г. Харьков), 2012 г.