Для чего мы пришли в этот мир

«Весь мир – театр.

Мужчины, женщины играют в нём

Им всем судьбой назначенную роль»

 Уильям Шекспир (1564-1616)

КИНО НАШЕЙ ЖИЗНИ

В современной кинодраматургии существует некое ключевое понятие, без которого не может состояться ни одно кинодейство. Это понятие называется «внешняя мотивировка главного героя».

Мотивировка – это то, чего хочет достигнуть герой, прежде чем по экрану поплывут финальные титры.

Каков бы ни был замысел автора сценария, каждый персонаж фильма обязательно должен чего-то хотеть – в противном случае кино не состоится.

Цели и желания героев разворачивают сюжет и двигают историю на экране вперёд. Но именно основная цель главного героя, т.е. его мотивировка, собственно говоря,  и есть ответ на вопрос – о чём кино.

Так вот, мотивировка героя существует на двух уровнях: внешнем и внутреннем.

Внешний уровень имеет отношение к внешним действиям героя – это то, чего он зримо и ощутимо хочет получить до конца фильма (найти клад, освободить заложников, добиться любви, сделать карьеру и т.п.).

Внутренняя же мотивировка героя всегда имеет отношение к его внутреннему миру, к его душе. И именно эти внутренние мотивы определяют все действия героя и отвечают на вопрос – ПОЧЕМУ он хочет достичь своей цели (разбогатеть, оправдаться, отомстить, утвердиться, прославиться и т.д.).

Но если внешних мотивировок существует ровно столько же, сколько самих героев кинолент, то их внутренние мотивировки, как бы они ни формулировались, в сущности, одинаковы, – все они имеют отношение к желанию счастья.

И хотя наша реальная повседневная жизнь порой весьма далека от жизни экранных героев – мы, тем не менее, имеем практически те же «внутренние мотивировки»: все мы хотим быть счастливыми.

По этому поводу Блаженный Августин (354 — 430) писал:

«Если спросить у двух человек, хотят ли они служить на военной службе, то, возможно, один ответил бы «да», а другой – «нет». Но если у них спросить, хотят ли они быть счастливы, то оба, не колеблясь, ответили бы «да».

Именно ради того, чтобы быть счастливым, один и хотел поступить на военную службу; именно ради этого другой от неё отказывался.

Не потому ли, что для одного человека радость – в одном, а для другого – в другом?» (Исповедь, кн.10).

Желание счастья сверхъестественным образом вложено Творцом в каждого из нас.

Желание счастья – это генетически нестираемая память человека об утраченном рае.

Это желание возвращения к нашему первозданному состоянию блаженства.

Это желание одинокого скитальца на чужбине вернуться домой – в своё Отечество.

Но что такое счастье?

Мы стремимся получить радость от комфорта, от различных удовольствий, жизненных побед, от пребывания с любимым человеком.

Мы радуемся удачной покупке, неожиданной удаче, окончанию университета, своему карьерному росту, выздоровлению, рождению ребёнка и т.д.

Однако каждый из нас знает, что всё это счастье – временное.

Оно хрупко и недолговечно.

К любому комфорту мы быстро привыкаем и его обыденность и доступность уже не вызывает у нас того первозданного чувства радости.

Любые удовольствия со временем теряют свою остроту, борьба за победу изматывает и приводит к внутреннему выгоранию, любые страсти со временем теряют свой накал, а радость от достигнутого карьерного роста сменяется усталостью и тревогами.

Да и многое из того, что мы когда-то считали для себя высшим благом, достижение которого связывали с обретением вожделенного счастья, со временем приводило к пониманию, что это благо не только не стоило затраченных на него усилий, но что без него вполне можно было обойтись.

Как много людей, оглядываясь назад – на годы, прожитые (а точнее – сожжённые) в погоне за кажущимся им некогда счастьем, на склоне своих лет могут воскликнуть словами Премудрого Соломона: «И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, всё – суета и томление духа» (Еккл. 2:11)!

Кратковременно земное счастье. И кратковременность его, очевидно, обусловлена относительной и субъективной ценностью тех благ, с которыми мы связываем своё ощущение счастья.

Но ведь мы-то хотим счастья постоянного!

ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ?

Корень этого слова – «часть». С-часть-е.

Значит, счастливый человек – это человек, имеющий какую-то часть, живущий с частью чего-то.

Но частью чего?

Несомненно, с частью какого-то блага. Но блага не простого, блага не временного, блага непреходящего, а блага истинного, настоящего, безмерного, неиссякаемого, непреходящего, неразрушающегося.

Однако где найти такое благо?

И что может быть таким благом?

Таким «стабильным» во всех отношениях Благом может быть только нечто Несотворённое, ибо всё сотворённое имеет своё начало, а значит – имеет временную координату, на другом конце которой – смерть.

Качествами же Безначальности и Бесконечности, Вневременности и Вечности, обладает только Бог – Источник всяческих благ, их Творец и Податель.

Следовательно, с-част-ливый человек – это человек, который живёт с Богом.

Это человек, для которого Бог – высшее Благо!

 

Однако счастье – это ещё и особое состояние человеческой души при достижении человеком своей заветной цели.

Разумеется, от величины и значительности этой цели зависит и размер, и способ, и характер выражения счастья.

Проще говоря, настоящее счастье – это осуществление нашей самой заветной мечты, по выражению Канта – «удовлетворение всех наших склонностей».

НАШИ МАЯКИ

Людям свойственно мечтать о разных вещах. Однако наша самая заветная мечта возникает в нашей душе не сразу.

Она формируется в нас одновременно с нашим мировоззрением,  с нашими жизненными установками и ценностями, которые выражаются в наших идеалах.

Именно идеал, каким мы его себе представляем, и олицетворяет собой и счастье, и добро, и высшее совершенство, и составляет конечную цель всех наших стремлений.

Идеал – это наш жизненный маяк, основная цель жизни, заветная мечта – та самая наша «внешняя мотивировка».

Достичь идеала – значит состояться, как личность, значит стать самым счастливым человеком на свете.

Именно поэтому все мы стремимся строить свою жизнь в соответствии с нашими  идеалами.

У каждого человека представление об идеале ассоциируется с понятием «добро». Соответственно, всё, что стоит у нас на пути к его достижению – есть «зло».

В жизни, подобно героям кинолент, нам приходится постоянно бороться за наши идеалы. Мы вступаем в сражения-конфликты с различными внешними силами.

Мы преодолеваем неожиданно возникающие и в нас самих внутренние барьеры и стремимся преодолеть всевозможные препятствия на пути к нашему счастью.

Мы всячески боремся с помехами и угрозами нашему счастью, т.е. со «злом» в нашем понимании, и, нередко достигая  поставленных целей, вдруг, вопреки всем ожиданиям, становимся… самыми несчастными людьми на свете!..

РОКОВЫЕ ОШИБКИ

Кому из нас незнакомо это страшное, тягостное, мучительное чувство разочарования, обманутости, отчаяния, безысходности, внутреннего опустошения – когда  достигая желаемого, мы вдруг  понимаем: все наши усилия были напрасны.

Наш идеал нас предал… Мы разочаровались в том, во что верили и к чему стремились…

Мы ошиблись в выборе идеала… Наша заветная мечта не стоила затраченных на её осуществление сил… Мы гнались за миражами…                                                                    

Крушение идеала – всегда трагедия.

Однако ещё страшней, когда на месте предавшего нас идеала воцаряется пустота. Нового идеала нет!

И тогда душа человека поражается злобным цинизмом, безверием, слепой агрессией на всех и вся, потерей смысла жизни – со всеми вытекающими из этого последствиями.

Человек постепенно теряет своё нравственное достоинство, личность становится аморальной и разрушается.

Если же подобная ситуация складывается в масштабах всего социального общества, т.е. когда в обществе (государстве) происходит крушение прежних общественных идеалов при отсутствии более совершенных новых, то такое общество неизбежно поражает духовный кризис.

Почему это происходит?

Почему сегодня, при таком, казалось бы, изобилии всевозможных рецептов счастья и успеха, среди нас существует такое изобилие неудачников – несчастных, несостоявшихся людей проигравших жизнь?

Может быть, нам не повезло с родителями, с родственниками, с городом или страной, в которой мы родились?

Может нам строят козни какие-то недоброжелатели, завистники, внешние враги, масоны и мировое правительство?

Может…?

Стоп!

А, может быть, мы просто не знаем чего-то очень важного? И, может быть, даже самого главного в жизни?

Попробуем разобраться.

Ведь жажда познания и поиск истины – наши врождённые духовные инстинкты, главное назначение которых – помочь человеку найти и познать Главную Истину.

ЧТО ЕСТЬ ИСТИНА?

В самом простом понимании, истина – это единственно верное суждение о предмете в какой-либо области.

Например, в самых различных областях научного знания есть свои истины, выраженные законами и аксиомами.

Однако научные истины не имеют никакого отношения к той Главной Истине, Которая лишь одна способна сделать нас счастливыми.

И вот к поиску этой Истины и Её познанию призван каждый из нас Самим Богом, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4).

Человек инстинктивно ищет Истину.

Он хочет Её познать, потому что именно Она и есть высшая Правда жизни – универсальное знание, дающее человеку способность в истинном свете видеть всё происходящее вокруг.

Знание, дающее способность не совершать роковых ошибок, способность отличать правду ото лжи, – в какие бы одежды правды эта ложь не рядилась.

Истина срывает пелену неведения с наших глаз.

Истина делает нас зрячими.

Истина открывает человеку верные цели и ориентиры.

Истина даёт возможность жить жизнью, наполненной подлинным смыслом, пронизывающим каждый миг каждого дня.

Каждый человек – от своего первого вздоха и до последнего мгновенья своей жизни – всей душой ищет эту Правду жизни и открывает её для себя в той мере, в которой ему открывается понимание того, что Истина – всегда одна, а значит и проявляется Она лишь в

— единственном Идеале,

— единственной истинной системе ценностей,

— единственном истинном критерии добра и зла.

Следовательно, Истина предполагает и

— единственный Путь Её познания,

— единственный (истинный) смысл жизни,

— единственную (истинную) цель жизни.

Как уже было сказано, желание счастья – это наша всеобщая, общечеловеческая «внутренняя мотивировка», основной духовный инстинкт, побуждающий нас искать своё место в жизни.

Именно по этой причине мы с младенчества имеем такую жажду познания этого мира во всём его многообразии, чтобы однажды найти в нём нечто такое, ради чего мы хотели бы жить и за что готовы были бы  умереть.

И когда у человека формируется некий идеал, в его духовно-нравственной сфере происходит колоссальная перестройка.

Мысленная, чувственная и физическая активность человека ориентируются (или переориентируются) на этот идеал, который становится «внешней мотивировкой» этого человека – и целью жизни, и всем её смыслом.                                                        

ИДЕАЛ

Появление идеала – важнейшее событие в жизни человека – «поворотный пункт», как сказали бы кинодраматурги.

Этот поворотный пункт круто меняет жизнь человека (или всего общества), направляя её в новое русло.

Начиная с момента утверждения идеала, человек невольно делит свою жизнь на «до» и «после» – т.е. на  прежнюю жизнь и жизнь новую.

Иногда так и говорят: «Я начал новую жизнь».

Водораздел – появление идеала, т.е. ясных представлений о том, КАК надо жить и к чему стремиться.

Идеал формирует наш (или всего общества) внутренний критерий добра и зла, перестраивает всю систему прежних ценностей и выстраивает новую – в соответствии с нашими представлениями о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Таким образом, если мы НЕ познали Истину – значит, мы прошли мимо истинного Идеала.

Значит, мы не заметили этот Идеал, не узнали – и тогда понятия добра и зла становятся абсолютно субъективными, придуманными, легко изменяемыми, целиком зависимыми от сущности выбранного идеала.

Например, в 20-30-е годы минувшего столетия в советском государстве сформировался всеобщий общественный идеал – построение на земле коммунистического общества.

Новый идеал сформировал, соответственно, и всю систему общественных ценностей, в основе которой лежал нравственный критерий добра и зла.

В соответствии с этим критерием, истребление миллионов ни в чём не повинных людей лишь по признаку принадлежности к «буржуазному классу» являлось добром.

А какие идеалы предлагает человеку мир сегодняшний?

Современный мир предлагает нам много привлекательного, захватывающего, интересного.

В эпоху информационного бума, человек живёт в водовороте всевозможных сообщений и предложений в стиле «стань особенным», «попробуй», «ощути», «насладись»…

Кажется, сама жизнь не благоприятствует, не располагает к рассуждениям о «высоких материях».

Современный человек зажат в тисках сумасшедшей суеты.

Для одних – это бесконечная погоня за удовольствиями и удовлетворением своих «всё возрастающих потребностей». Для других – элементарная борьба за выживание.

Современный мир предлагает человеку много приятного, но лишь немногие имеют возможность жить, ни в чём себе не отказывая.

Современный человек предельно взвинчен, нервозен, замкнут исключительно в самом себе и на себе же зациклен.

Безграничное и эгоистичное наслаждение чувственными страстями без благородных и высших интересов и целей, всем дозволенным и недозволенным, стало непосредственной и эфемерной целью каждого дня.

И этот мир, со всем своим арсеналом «похотей плоти, похоти очей и гордости житейской» (1 Ин. 2:15), как никогда ранее в истории, предлагает каждому человеку такое огромное множество ориентиров-идеалов, что человек физически не успевает настроиться на что-то конкретное, не в силах усвоить всю вливающуюся в него информацию, не успевает осмыслить свой выбор и просто понять – а что, собственно, ОН САМ хочет в этой жизни, к чему ОН лично призван, где ЕГО место, где ЕГО идеал?

Информационный психоз и ритм современной жизни не дают человеку возможность критически и здраво оценить то, что ему предлагают и, в конце концов, он начинает либо верить всему, что говорят, либо не верить никому и ни во что, а просто жить «как все».

И вот это желание жить «как все» и стремление иметь то, что хотят иметь «все», заставляет человека думать только о деньгах – как о средстве, с помощью которого сегодня можно купить всё.

Разумеется, в сознание человека, занятого лишь стяжанием материальных благ, понятие духовность не вмещается.

Идеалами для него становятся богатство, власть, карьера, финансовая независимость и т.п. При этом человек теряет самое главное качество своей личности – свободу.

Он становится рабом своих идеалов, ибо «кто кем побеждён, тот тому и раб» (2 Пет 2:19).

Эти идеалы, со всеми своим производными, во всём своём множестве, объединились ныне в единую систему ценностей, получивших название «общечеловеческих».

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЛОЖЬ

Эти «общечеловеческие ценности» – жизнь, свобода, безопасность, здоровье, качественное питание, уход за телом, комфортный быт, работа, карьера, развлечения, отдых и неограниченное, законодательно закреплённое право реализовывать любые проявления своей творческой натуры – по своей сути бездуховны, ибо ограничиваются лишь анатомией и физиологией.

Между тем, реально людей объединяет (и отчуждает) только нравственность.

Нравственность же есть выражение духовности, которая, в свою очередь, зиждется на религии.

Существует ли общемировая, общечеловеческая нравственность?

Конечно, нет!

Не существует – потому что не существует никакой общечеловеческой мировой религии.

Именно поэтому, так разнятся ценности и идеалы разных народов мира.

Например, если для японского самурая самоубийство иногда – дело чести, то для православного русского человека такой поступок – вечная погибель души.

Если для иудея заём под проценты может стать причиной радости, то для русского такой поступок – серьёзный повод к покаянию.

Если ещё в сравнительно недалёком прошлом о воинской доблести индейцев свидетельствовали скальпы, снятые ими с пленных конкистадоров, то о таковой доблести русских свидетельствовало прощение побеждённых и забота о пленных и раненных.

Поэтому именно в силу утопичности идеи общечеловеческой морали, нынешние процессы глобализации могут протекать только лишь одним из двух путей:

либо

1) путём объединения народов с общими нравственными критериями,

либо

б) путём разрушения традиционной общественной нравственности какого-либо народа и навязывания ему, в качестве заменителя, новой идеологии, включающей в себя и новую систему ценностей.

Других путей нет.

Но совершенно очевидно, что в глобальном мире выживут лишь те сообщества, которые изберут для себя первый путь. Однако нам сегодня говорят совершенно обратное!

Всё современное медиа пространство пронизано пропагандой второго пути, навязывая идеологию «общечеловеческих ценностей» – в качестве безальтернативной, навешивая ярлыки «совков» и «маргиналов» на всех, кто протестует против агрессивного навязывания убеждений в якобы исключительной ценности рекламируемых «благ цивилизации».

Однако когда-нибудь в жизни каждого из нас наступит момент, когда этот ритм жизни внезапно остановится. И тогда…

НА ПОРОГЕ ВЕЧНОСТИ

Интересно, жил ли на земле когда-нибудь хотя бы один человек, который перед уходом в Вечность, не подводил бы итоги своей жизни, который не задал бы себе вопрос:

«Правильно ли я жил все эти годы?

Не напрасно ли я трудился?

Кому и ради чего я отдал самые лучшие годы своей жизни?

На что я истратил свои силы, своё здоровье, всего себя?»

Когда-нибудь обязательно наступит миг, когда мы будем пристально всматриваться в себя, и, листая страницы своей жизни, будем мучительно искать ответы на главные вопросы:

«Где мой идеал?

Что сделано мною во имя его?

Не предал ли он меня? Не оставил ли он меня в эти последние мгновенья моей жизни?..»

Как страшно, если память покажет нам неисправленные «ошибки юности», «роковые ошибки зрелости» и их горькие плоды в старости.

Как страшно, если душа наша в ужасе затрепещет и, в запоздалом прозрении, воскликнет: «О, Господи, я ошибся! Ах, если бы начать жизнь сначала!»…

Оглядываясь на пройденный путь, мы часто поражаемся неимоверному количеству «набитых шишек» и неправильно принятых решений.

Иногда создаётся впечатление, что всю свою жизнь мы бредём наощупь – подобно библейским слепцам, падая в ямы и увлекая за собой тех, кто в силу такой же слепоты, шёл за нами.

Не считая для себя нужным руководствоваться опытом своих отцов, мы считали, что сами во всём разберёмся и шли по жизни методом «тыка», бесконечно укалываясь и обжигаясь, и, порой совершая открытия, на самом деле познавали то, что было уже хорошо изведано минувшими поколениями.

Досадные ошибки юности… Роковые ошибки зрелости…

Почему мы совершаем их?

Почему мы так фанатично верим лжепророкам, льстецам и разным проходимцам?

Почему мы вверяем самое дорогое, что у нас есть – нашу жизнь, нашу бессмертную душу – слепым поводырям, безумцам и всем тем, кто «приходит к нам в овечьих шкурах, а внутри суть волки хищные» (Мф. 10:16)?

Почему же мы не видим за примитивной и грубой «ангельской» личиной торчащих из-под неё рогов?

Почему мы настолько слепы?!

ГЛАВНАЯ ОШИБКА

Мы рождаемся в этот мир духовно слепыми.

Мы видим окружающий нас мир телесными очами, и многое в нём остаётся для нас неразрешимой загадкой – тайной за семью печатями.

И если мы поймём, что многого не видим и не понимаем именно по причине нашей духовной слепоты, тогда к нам придёт и понимание того, что основная задача нашей жизни – прозреть!

Прозреть духовно.

Если же мы этого не поймём – мы обречены до конца своих дней блуждать в потёмках неведения, объясняя непонятное собственными домыслами, уподобляясь легендарному слепому мудрецу, который, потрогав хвост слона, сделал заключение, что слон – это нечто тонкое и длинное.

Мы рождаемся в этот мир такими, каким выходит из-под руки горшечника глиняный сосуд.

Какой-то красивее, какой-то попроще. Но каждый – порожний.

Такими мы и рождаемся – с неким заданным образом, с некоей основой нашего дальнейшего развития.

Каждому рождённому человеку даются определённые возможности – вложенные в душу таланты и способности.

Эти возможности (таланты и способности) – даются нам даром и этим Даром являются.

Потому и говорят о каком-либо таланте – Божий Дар!

Дары эти даются каждому человеку – каждому свои. Даются для того, чтобы человек употребил, использовал их в своём поступательном движении вверх, которое называется духовным совершенствованием.

Совершенствование – значит приближение к Идеалу, т.е. к Высшему Совершенству и обретение подобия с Ним.

Таким образом, земным предназначением каждого человека является неустанная, до кровавого пота, забота о своей душе – чтобы не исказить, не осквернить, не деформировать, не зачернить этот наш первозданный образ, сохранить и довести его до максимально возможного для нас совершенства – т.е. до подобия с тем Идеалом, к Которому все мы призваны идти.

Этот путь мы осуществляем за счёт нашей внутренней активности – в непрерывном познании мира в поисках Истины.

Совершаемые нами ошибки являются результатами этого поиска. И чем дальше удаляемся мы от Истины, сбиваясь тем самым с единственно верного пути, тем больше ошибок мы совершаем и тем более серьёзны  их последствия.

Поэтому скорби, всевозможные неудачи, болезни и другие неприятности служат для нас своеобразным сигналом: «Ты сбился с пути!»…

Мы все хотим быть счастливыми.

Мы ищем свой идеал и лелеем свою мечту именно по этой причине.

Но нам не просто хочется счастья. Мы все хотим счастья стабильного.

Человек вообще, всегда и во всём хорошем ищет стабильности.

Мы все хотим стабильных отношений с любимыми.

Мы желаем стабильного успеха и многого другого и очень страшимся эту стабильность потерять.

Однако в материальном мире стабильности нет и быть не может по причине его полной  зависимости от внешних деструктивных факторов.

Любая материальная ценность рано или поздно приходит в негодность.

Здоровье с годами не становится крепче.

Самый крепкий дом даёт усадку.

Любая политическая крепость рано или поздно разрушается.

В одном и том же обществе идеологии и системы ценностей, кажущиеся несокрушимыми, изменяются на противоположные – порой почти мгновенно и незаметно для самого общества.

Ежесезонно меняется мода.

Но погрязший в похотях современный мир учит нас беззаботности и прагматическим представлениям о счастье.

Он формирует в нас исключительно мелкие, эгоистичные стремления, научая рассматривать мир и окружающих нас людей исключительно как средство для удовлетворения наших личных целей и потребностей.

Мы тратим целую жизнь в погоне за мелкими идеалами, которые лопаются, как мыльные пузыри, порождая ещё более мелкие, ещё более многочисленные, ещё более ничтожные – и мы, очертя голову, бросаемся в погоню то за одним, то за другим, зеленея от надежды, что может быть хоть этот-то, наконец, истинный!..

Главная ошибка, которую мы совершаем в поисках Истины, заключается в том, что мы ищем Её не там, где Она находится.

Перефразируя известную поговорку о бесплодности поисков чёрной кошки в тёмной комнате, можно сказать: невозможно найти Истину там, где Её в принципе быть не может.

Ведь очевидный факт, что познать истины математики, возможно лишь усвоив курс математики.

Сделать расчёт моста возможно лишь специалисту, изучившему курс сопромата.

Если же мы возьмёмся создавать тепловую машину, не имея ни малейшего представления о законах термодинамики, все наши усилия, несомненно, будут напрасны.

Иными словами, чем дальше находится человек от той области знаний, об истинах которой он рассуждает, тем больше он напоминает героиню известного романа Ильфа и Петрова, которая полагала, что творог добывается из вареников.

С другой стороны, непросто искать Истину и рассуждать о духовности в условиях общегосударственной смуты и гражданской войны, в условиях правового беспредела, граничащего с геноцидом, когда всё информационное пространство пронизано ложью и безумием, когда сквернословие приобрело статус третьего государственного языка, а базарное хамство давно уже стало нормой человеческих взаимоотношений на всех социальных уровнях.

Более того, всё чаще раздаются голоса, уверяющие нас в том, что все эти высокие понятия – истина, духовность, нравственность, мораль – уже давно стали архаизмами и безвозвратно ушли в прошлое, и что никаких вечных ценностей не существует!..

К великому счастью, это не так.

При всём развитии технологического прогресса и умножении «благ цивилизации», современный мир, по сути, ничего нового не предложил.

Только лишь в значительно изменённом виде мы видим сегодня то, что существовало в мире много столетий назад. И в этом нет ничего удивительного, ибо в этом и заключается суть истории, её поразительный феномен: на каждом своём витке развития, она повторяет то, что было на предыдущем – с поправкой на соответствующую цивилизационную обёртку, включающую в себя технологическое и социальное развитие.

Почему так происходит?

Происходит так потому, что историю творят не люди и не случайные космические процессы.

Творец истории – Бог.

Направляя исторический процесс по замкнутой спирали, Он тем самым призывает нас не наступать дважды на одни и те же грабли, а извлекать уроки из прошлого, о чём прекрасно сказано в Книге Пророка Иезекииля:

«Так говорит Господь: «Остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и спросите о путях древних, где путь добрый, — и идите по нему, и найдете покой душам вашим»» (Иер. 6:16).

Об этом же говорит и народная мудрость в виде пословиц, которые, как известно, выражают дух века и практическую философию нации: «Новое – хорошо забытое старое».

Об этом же говорит и Премудрый: «Что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было» (Еккл. 3:12).

Смотреть в прошлое, быть способным проводить аналогии, анализировать возможные последствия сегодняшних процессов, исходя из параллельного исторического опыта,

уметь трезво оценить пути, которыми выходили из кризисов наши предки (с учётом изменившихся экономических, политических, экологических  и социальных условий) – в этом и должна заключаться суть государственной политики! Причём, как внешней, так и внутренней.

Ведь даже человеку, совершенно равнодушному к таким высоким материям, как духовность, приходится постоянно встречаться в жизни с проблемами, решение которых требует не кроссвордного интеллекта, а именно мудрости, основанной на духовности, уровень которой находится в прямой и непосредственной зависимости от того, насколько мы близки к Истине.

Как избежать ошибок при выборе супруга – чтобы брачный союз не распался раньше, чем будут отданы долги за свадебный пир?

За кого проголосовать  на предстоящих выборах и вообще – надо ли на них идти?

Какую одежду купить на лето?

Возить ли своего ребёнка в элитарную школу за тридевять земель или повести его в ту, что находится в соседнем доме?

Покупать ли сыну планшет?

Куда пойти учиться после школы?

…Сколько таких «мелких», кажущихся порой незначительными, но таких важных для нас вопросов нередко заводят нас в  полный тупик!

Как часто мы вверяем их решение своей подруге, депутату, психологу, рекламе, уличным и базарным зазывалам!

Почему?

Потому что решение подобных проблем практически не зависит от нашей образованности и начитанности.

Мы решаем их исключительно в меру своей духовной и житейской зрелости, называемой мудростью, которую не преподают в университете и которой нельзя научиться, читая «умные» книги.

Эта мудрость, в отличие от знания любого рода, даётся человеку Даром, но… не просто так.

ЧТО ТАКОЕ МУДРОСТЬ?

Мудрость – это отнюдь не обладание энциклопедическими знаниями.

Мудрость – это как раз знание не многого, но самого важного.

Мудрость – это и есть то самое «универсальное знание», которое в святоотеческой литературе именуется «ведением».

Мудрость – это несомненный знак того, что человек постиг Истину и это позволяет мудрому человеку верно оценить любое явление в прошлом и в настоящем, предвидеть последствия любого события, трезво и критически оценить любую информацию.

Мы все хорошо знаем, что знание Истины  не является врождённым качеством человеческого сознания. Мудрость приобретается жизненным опытом и является плодом духовного совершенства.

Но никакие учителя и мудрецы, сами по себе, не могут быть источником Истины – по той причине, что они приобретали свою мудрость в процессе жизни, двигаясь по пути духовного совершенствования от некоего нуля.

Источником же Истины может являться лишь Тот, Кто Сам по Себе является Истиной, Кто Сам передал Её Своим добросовестным ученикам, которые, в свою очередь, ни на йоту не исказив Её, не привнеся в Неё ничего от  своего «плотского мудрования»,  приняли на себя благословенный труд показать всем нам – каким образом эту Истину можно познать, и КАК следует пользоваться Ею в своей повседневной жизни – ради блага ближнего и собственного счастья.

Истина выражается духовными законами, управляющими мирозданием.

Эти вселенские законы стабильны и неизменяемы, как неизменяем и Сам их Создатель.

И потому усвоить эти законы – значит познать Истину.

Эти законы исследует религия – подобно тому, как наука изучает законы материального мира.

Атеисты считают религию мракобесием, отсталостью от жизни, непросвещённостью – только лишь на том основании, что она, отрицая некоторые «научные» доктрины (вроде эволюционизма), верит в то, что нельзя увидеть и проверить физическими методами.

При этом, сами материалисты словно забывают, что далеко не всё, признаваемое ими, можно увидеть собственными глазами (электроток, радиация и пр.).

И что в каждое историческое время, для человека всегда существовала некая тайна за семью печатями, нечто невидимое и непознаваемое, которое в будущем становилось и «видимым», и познаваемым.

Обвиняя религию в мракобесии и непросвещённости, атеисты не в состоянии понять, что как раз религия и даёт человеку истинную просвещённость, потому что истинная религия – это не «сборник бабушкиных сказок», а конкретная наука, изучающая духовный мир и его законы, видимым выражением которых являются законы мира материального.

Вот почему только духовное просвещение способно дать человеку истинные и глубокие знания не только о мире духовном, но и о мире материальном.

Не случайно, самые знаменитые, самые гениальные учёные были людьми верующими.

Многие из них, изучая окружающий мир, его явления и законы, приходили к вере от полного неверия, изумляясь премудрости Творца – как сказал об этом основатель опытной науки и создатель научного метода, Френсис Бэкон (1561-1626):

«Лишь малое знание уводит от Бога. Большое знание возвращает к Нему».

Величайшим  заблуждением является расхожее представление о религии, как о части  культуры, некоем  «историческом духовном наследии».

Ведь культура – явление чисто человеческое, в то время, как христианство – явление неотмирное.

Потому-то христианство и является источником культуры, потому что оно поставило перед ней высочайший и недостижимый идеал.

Христианская религия лежит в основе не только величайших культурных взлётов европейской цивилизации, но и является также основой науки – потому что именно христианство, преодолев языческие предрассудки, демифологизировало природу, и тем самым способствовало возникновению научного естествознания.

В главной Книге человечества – Библии – содержится полное, уникальное описание реальной картины мира – включая такие положения, которые официальной наукой были открыты совсем недавно.

Например, в то время, когда язычники считали, что земля стоит на слонах (китах, черепахе), в Книге Иова (почти 40 столетий назад!),  уже было сказано, что

Бог «повесил землю ни на чём» (Иов 26:7).

Во времена, когда ещё не существовало ни астрономии, ни кругосветных путешествий,

в Третьей Книге Ездры упоминалась действительная форма земли: «на земном шаре» (3 Ездр. 11:32).

В 1643 году итальянский физик Э. Торричелли открыл атмосферное давление. До этого  ученые ( в т.ч. Галилей и Коперник) считали, что воздух веса не имеет.

Поразительно – но в той же Книге Иова, за 35 веков до открытия Торричелли, говорится:

«Он (Бог) ветру полагал вес» (Иов 28:25).

О том, что предметы, которые на высокой скорости движутся в верхних слоях атмосферы, оставляют за собой светящийся след в виде узкой длинной полосы, впервые сказано опять же в Священном Писании – где говорится об одном из образов носящегося по воздуху сатаны, который «оставляет за собою светящуюся стезю» (Иов 41:24).

НАУКА НЕ БЫТЬ ОБМАНУТЫМ

Впрочем, не стоит искать в христианстве каких-то подтверждений научных открытий.

Христианская религия – это школа нравственности. То есть школа того единственного, на чём стоит мир и мир во всём мире.

Без сохранения и развития нравственного начала социальное общество существовать не может.

Достаточно внимательно проанализировать всю предыдущую историю человечества, чтобы увидеть: везде и всюду, где расшатывались и подтачивались традиционные нравственные устои – там неизбежно возникали нестроения, смуты, революции, братоубийственные бойни и деспотии.

Духовный кризис общества – всегда предвестник кризиса социального.

Люди, теряющие нравственные ориентиры, неизбежно превращаются в полуживотных. А если такое явление становится массовым – в банку со скорпионами превращается всё общество.

Во все времена Церковь, как общественный колокол, если хотите – как духовная метеослужба, всегда сигнализирует обществу о его духовном состоянии.

И чтобы лишний раз убедиться в этом – достаточно почитать официальные Заявления нашей Церкви 10-15-летней давности, её выступления, проповеди, её обращения к народу и к различным государственным институтам.

И мы увидим, что вся та трагедия, которая ныне совершается на территориях некогда Святой Руси, является следствием всеобщего непослушания и игнорирования голоса Церкви!

В то время, когда всеобщее духовное просвещение – от детского сада до института – должно было бы стать неотъемлемой и важнейшей частью государственной политики в сферах образования и культуры, Церковь активно вытесняли из этих сфер, а вместо уроков нравственности нашим детям навязали секс-просвет, уроки толерантности и правоведения.

Между тем, духовное просвещение необходимо не для «повышения общего культурного уровня», а затем, чтобы именно прозреть и увидеть свет Истины, в свете Которой увидеть и тот единственный Идеал, Который сделает нас свободными – от рабства глупости, невежества и лжи.

Поэтому духовное просвещение – это, прежде всего, наука не быть обманутым.

Это, действительно, правда!

Просвещённого человека невозможно «зомбировать» никакой пропагандой.

Он всегда обнаружит волков в овечьих шкурах, которым так выгодна наша глупость, невежество, наивность и легковерие, потому что толпой таких слепцов легче управлять, как говорил об этом Наполеон Бонапарт (1769 -1821): «Только те, которые хотят обманывать народ и управлять им, могут держать его в невежестве».

ОТЧЕГО ВСЕ НАШИ БЕДЫ?

Как это не покажется странным, но причина решительно всех бед человека – это его в корне неправильное представление о духовности.

Большинство людей просто не в состоянии ответить на вопрос: что это такое?

В отсутствие у человека ясного понимания того, что такое духовность, он не способен  отличить её от многочисленных суррогатов, большинство из которых являют собой не что иное, как реализацию тёмного начала в человеке,  проявляющуюся  в создании им антихудожественных, антиэстетических, безнравственных творений.

Потому если сегодня мы всё же иногда слышим о каких-то «духовных программах» и «духовном развитии», то в 90% случаях к ним можно смело прибавлять приставки «псевдо» и «анти».

Именно духовное невежество и непросвещённость обнаруживаются в рассуждении некоторых политиков и дельцов от культуры о национальном духовном возрождении – потому что они при этом ориентируются  не на исторические духовные ценности своего народа, а на западные, замаскированные под «общечеловеческие».

Они не в состоянии понять, что пресловутый западный идеал – права, свободы, деньги, равноправие – социальная утопия.

Такая же – как и коммунизм. С той лишь разницей, что последний смог себя реализовать в течение семи десятилетий, держась на силе штыков политического террора в отношении несогласных, а нынешняя западная утопия держится ПОКА исключительно на видимом финансовом благополучии, которое рано или поздно закончится (не нужно обладать глубоко аналитическим умом, чтобы понять: будущее Европы – это новый арабский халифат, который сформируется уже в текущем столетии).

Истинная духовность имеет отношение только к истинной религии, в которой она  сохраняется и в которой существует.

Вот почему на разрушение и деформацию самого Источника истинной духовности – нашей веры – были направлены столь огромные усилия всех великих перестройщиков прошлого и настоящего.

Потому что именно Православная Церковь хранила и передавала из поколения в поколение истинные духовные ценности, обладать которыми – значит обладать жизнью с Богом, как с самой важной частью своей жизни – то есть быть счастливым!

с-ЧАСТ-ливым.

Именно Церковь, в каждой клеточке своего могучего Тела, содержит в себе вечное памятование о том, что наша главная духовная ценность – не интеграция в Европу, а Православие, которое 1030 лет назад из Киевской купели духовно породило новый народ, создавший великое Русское государство – Святую Русь.

Православие – это вера наших предков, вера наших отцов.

Православие – это та жизненная одухотворённая сила, которая создала феномен богатейшей русской культуры и её народ – с уникальным религиозно-эстетическим восприятием, целостной системой христианского мировоззрения.

Православие – это не просто «одна из разновидностей христианства», это не «некая национальная идеология» и не «культурное наследие прошлого». Это и не сумма неких взглядов и представлений о Боге, и даже не образ мыслей.

Православие – это, прежде всего образ жизни, соответствующий вере, ибо «вера без дел  мертва» (Иак. 2:20).

Для православного человека вера и дела – есть единое целое, двуединый акт, определяющий всё наше земное бытие.

Центром же православной веры являются не какие-то нравственные догмы, идеи и обряды, а конкретная историческая Личность Вочеловечившегося, Распятого и Воскресшего Сына Божия – Господа нашего Иисуса Христа.

Именно Он, наш исторический Иисус из Назарета – и есть Тот единственный Идеал, Который является и целью, и смыслом нашей жизни.

Он и есть Тот Идеал, ради Которого все «мы живём и дышим, и существуем» (Деян. 17:28).

Он показал нам то, чего не способна дать ни одна религия мира – единственный достойный человека, как образа и подобия Божия, смысл жизни в контексте Вечности.

Именно Христос принёс людям истинное понимание счастья, блестяще выраженное Марком Аврелием: «Счастлив тот, у кого в собственной душе – святая святых».

Абсурдно, нелепо и неразумно жить другими идеалами, призывающими нас заниматься чуждой и разрушительной деятельностью.

Неблагоразумно и немудро вносить в нашу жизнь иностранные философии, языческий образ жизни и традиции – ибо всё это искажает добрый и благородный характер, унаследованный нами от наших славных корней, из нашего великого исторического прошлого.

Не имеет ни малейшего смысла отказываться от всего того, что принесено на землю Самим Богом, изобретая рецепты счастья и успеха вне Того, Кто сказал:

«Я есмь Путь, Истина и Жизнь» (Ин. 14:6), «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5).

Давайте же вместе искать этот Путь! Ибо ради этого мы и пришли в этот мир – чтобы однажды осознать: все мы в нём – странники.

Осознать, что этот мир для нас – чужбина, где каждый из нас должен прожить ровно столько времени, сколько потребуется для того, чтобы приумножить вверенные нам таланты (т.е. наши добродетели) и вернуться домой, к Отцу – в Небесное наше Отечество.

Важно только помнить о Нём, ибо без этого памятования нам никогда туда не вернуться.

Так пусть же это возвращение (и только оно) станет нашей главной «внешней мотивировкой», потому что все мы хотим счастья – счастья не придуманного, не искусственного, а самого настоящего.

Священник Александр Каневский