ДЕТСКИЙ ПЛАЧ

Плач ребёнка – это сообщение не владеющего речью или должным речевым запасом маленького человека о своих потребностях. Но что он нам сообщает?

Плач для малыша – это способ общения. Таким образом он выражает свои эмоции. По сути, плач – это сообщение не владеющего речью или должным речевым запасом человека о своих потребностях. Но что он нам сообщает?

Жажда понять причину детского плача побудила исследователей из США под руководством профессора из Университета Северного Иллинойса Личуань Лю разработать «цифровой переводчик детского плача».

Что ж, пусть в наши дни наука тщится вторгнуться во святая святых – в душу ребёнка – мне кажется, в «переводе» детского плача ничто не сможет сравниться с любящим материнским сердцем!

Правда, уклад современной семьи лишает мам того опыта общения с малышами, который приобретали девушки, которые росли в больших семьях, и поэтому мамам XXI века, ищущим опору в психологических подходах ко всему на свете, необходимо здраво и всерьёз подойти к детскому плачу.

Так ли прост детский плач?

Данные недавних научных исследований показывают, что реакция родителей на плач младенца может иметь важнейшее влияние на его развитие.

К примеру, малыши, чьи родители быстро, последовательно и тепло реагируют на плач, растут здоровыми в эмоциональном плане.

Это доказано и экспериментом, в котором учёные исследовали детей, от рождения предрасположенных к стрессу.

Эксперты пришли к выводу, что симптомы, свидетельствующие о низкой стрессоустойчивости детей в будущем, удалось убрать лаской и вниманием со стороны родителей в младенческом возрасте!

Да и естественно для человека реагировать на плач малыша: пытаться сделать всё возможное для того, чтобы его утешить.

Такое поведение продиктовано любовью, которая живёт в родительском сердце.

Однако существует и другая точка зрения, сторонники которой приучают ребёнка самого справляться с плачем, боясь ребёнка «избаловать», воспитать капризным и закрепить у него опыт манипулирования родителями.

«ПОПЛАЧЕТ И УСПОКОИТСЯ»

В книге доктора Спока описывается эксперимент с ребёнком, когда его оставляют засыпать одного, игнорируя его плач.

«В первый день ребёнок будет плакать 20 минут, – говорится в книге, – во второй день – 15. Затем – 10. А затем перестанет плакать перед сном совсем».

Некоторые родители следуют советам доктора Спока и действительно добиваются, чтобы ребёнок засыпал сам.

Однако…

Учёными доказано, что детский плач является самым невыносимым звуком для человека!

В женщине естественным образом присутствует неспособность игнорировать плач ребёнка: слыша плач, мама тревожится и испытывает сильное желание пожалеть ребёнка.

Если она кормит, у неё даже более активно выделяется молоко – это как бы физиологическая реакция, которая свидетельствует о том, что для мамы неестественно просто наблюдать, как плачет малыш.

Рассказывает одна мама: «Когда мы решили последовать совету доктора Спока и не подходить к ребёнку, он истошно орал, а муж держал меня, то и дело порывающуюся зайти в комнату и утешить малыша».

А что сам малыш?

Он – крохотный и беспомощный.

Он плачет, он зовёт на помощь ту, которая для него и есть целый мир и которая так бережно охраняла его целых девять месяцев. А ответа – нет…

Мама убеждена, что нельзя позволять ребёнку собой манипулировать: «поплачет – и успокоится».

Да, может и успокоится. Но что малыш вынесет из этого своего младенческого опыта?

Уже в младенчестве, и даже раньше, закладывается база для нашего будущего восприятия мира, людей и себя в этом мире.

Каков мир?

Добрый или враждебный?

Опасный или безопасный?

Нужен ли я ему или нет?

Каковы в нём люди?

Мама для ребёнка – его первая вселенная. Мама и папа для ребёнка олицетворяют собой целый мир. Это те люди, по отношению к которым он бесконечно доверчив, которых любит его маленькое сердечко и единственно от них он всегда надеется получить помощь и заботу.

А если он плачет, а мама не подходит?

Малыш чувствует себя оставленным. Малыш чувствует себя не нужным.

Если это происходит регулярно, то у него формируется недоверие к маме и масса комплексов.

Позднее это приведёт к непослушанию и «трудному» поведению, а во взрослом возрасте станет причиной общего недоверия к миру и к людям.

«ЧУВСТВИТЕЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ»

Так называется воспитание ребёнка, при котором родители тонко чувствуют его состояние, внимательны, ласковы и предупредительны к нему.

На физиологическом уровне ласковые прикосновения и другое подобное поведение вызывают высвобождение нейротрансмиттеров хорошего самочувствия, при котором легче проходит восстановление после стрессовых ситуаций.

При «чувствительном воспитании» родители не только стараются быстро и с любовью реагировать на плач ребёнка, но и всячески избегать грубости в движениях и словах. Об игнорировании ребёнка при этом и речи быть не может.

С ребёнком много и вкрадчиво разговаривают, играют и развивают соответственно его возрасту. Но главное – его сердечно любят, с ним спокойны и терпеливы, ему от всей души рады.

Ребёнок абсолютно чётко чувствует – счастливы или не счастливы родители от того, что он появился на свет. И сам от этого счастлив или нет.

Вообще малыши очень чутко реагируют на всё невысказанное, что таится в глубинах родительского отношения к ним. И отзеркаливают это.

Истинное «чувствительное воспитание» способно воспитать тонкую чувствительную натуру. Но при одном условии – любовь должна быть искренней, разумной и зрячей!

Елена Каневская