Десять вопросов о вере от современного человека

Вопрос №1: Наука точно доказала, что Бога нет. Почему же до сих пор столько верующих людей в современном мире?

Наука никогда не ставила перед собой подобной задачи, поскольку занимается исследованием фактов и явлений, наблюдаемых исключительно в материальном мире.

Всё трансцендентное, т. е. выходящее за пределы материального мира, не является объектом научного исследования.

Поэтому основная религиозная истина – существование Бога – в принципе не может быть предметом научного исследования, и, соответственно, опровержения.

Вопрос №2: Христианство – религия, проповедующая рабство. Каждый верующий должен считать себя рабом Божьим, а это унизительно для свободного человека XXI века.

В самом понятии «раб Божий» для человека верующего нет ничего унизительного.

В аспекте историческом раб всецело принадлежал ОДНОМУ господину. И люди, добровольно решившие строить свою жизнь по заповедям Евангелия, в которых нет ничего, что противоречило бы законам человеческой природы, становятся рабами (работниками) Божьими – чтобы тем самым подчеркнуть свою принадлежность Тому, Кем они созданы и искуплены, что уже само по себе априори не может быть унизительным или противоестественным.

И напротив – тот, кто не желает жить по этим заповедям, неизбежно становится рабом  греха и страстей: «Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их – смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная» (Рим. 6:20-22).

Вопрос №3: Правда ли, что обилие знаний мешают чистой вере?

Гносеомахия (отрицание познавательных усилий человека) в Церкви считается ложным учением (ересью) и Церковью отвергается.

«Они отвергают необходимость для христианства всякого знания. Они говорят, что напрасное дело делают те, которые ищут каких-либо знаний, ибо Бог не требует от христианина ничего другого, кроме добрых дел. Итак, лучше жить попроще и ни о чём не любопытствовать», – так передаёт преподобный Иоанн Дамаскин учение ереси гносеомахов.

Вопрос №4: Можно ли быть нравственным вне религии? И если да, то зачем тогда нужна религия вообще?

Нравственным человеком вне религии быть, конечно же, можно. Но цели и задачи у нравственности и религии совершенно разные.

Дело в том, что нравственность упорядочивает отношения между людьми в обществе, а религия – приводит человека к Богу. Хотя заповеди Евангелия, например, вполне могут регулировать и общественные отношения (о чём свидетельствует вся история христианской цивилизации).

Но всё же установление нравственных норм является в религии не главной целью, а лишь условием, при котором становится возможным соединение духа человеческого – с Духом Божиим.

Вопрос №5: Если человек живёт праведно, но неверующий, он для Бога по определению хуже любого верующего?

«Бог есть Любовь» (1 Ин. 4:8), поэтому Он абсолютно одинаково любит ВСЕХ людей, не отдавая предпочтения верующим.

Но вот принять эту божественную любовь и ответить на неё способны только люди, уверовавшие в Бога.

Для неверующих же все действия Божией любви представляются лишь стечением обстоятельств и слепой игрой случая.

Вопрос №6: Правда ли, что психология и христианство несовместимы?

Психология – одна из самых молодых наук и находится ещё в стадии своего формирования. Поэтому очень трудно говорить о ней как о каком-то едином, цельном явлении, совместимом или не совместимом с христианством. Просто психология изучает жизнь человеческой души научными методами – на то она и наука.

А христианство говорит о душе на основании Божественного откровения, данного нам в Священном Писании и в опыте святых людей, которые сделали исполнение заповедей Евангелия смыслом своей жизни.

Но это вовсе не означает, будто психология и христианство обязательно должны противоречить друг другу.

Так, один из классиков психологической науки Уильям Джемс, прочитав творения преподобного Исаака Сирина, воскликнул: «Так это же величайший психолог!».

Вопрос №7: Почему у верующих есть страх перед Богом, если, как они утверждают, Бог есть Любовь?

Понятие страха Божьего напрямую связано с понятием Любви.

Страх Божий – это боязнь Бога оскорбить, боязнь совершить что-то против любви к Богу и ближнему.

В христианской традиции принято считать, что страх Божий проявляет себя различным образом в трёх условных группах верующих людей, которые находятся на разных уровнях духовной жизни.

Первая группа – люди с «рабским» сознанием. Это самый низкий уровень религиозного мировоззрения, когда единственным мотивом жизни по заповедям для человека является страх перед наказанием в посмертном мире.

Следующий уровень – сознание «наемника». Человек не нарушает заповеди из страха потерять награду за добродетельную жизнь.

И, наконец, тот уровень, к которому мы все призваны, – «сыновнее» сознание.

Христиане, видящие в Боге любящего Отца, боятся ответить на эту Любовь холодным равнодушием.

Все эти три состояния души – страх перед Богом. Но первые два являются лишь промежуточными ступенями, пройдя которые, христианин должен, наконец, осознать себя сыном Божьим. А сын боится лишь одного – через грехи отпасть от Отца и от Его Любви.

Вопрос №8: Если человек – образ Божий, значит ли это, что он может пренебрежительно относиться к животным?

Это означает ровно обратное.

Человек создан Богом как владыка тварного мира, поэтому он несёт за него всю полноту ответственности.

Старец Паисий Святогорец прямо говорил, что для животных человек – это бог.

Как люди просят помощи у Бога, так животные просят помощи у человека.

Поэтому, если мы хотим уподобиться Богу – следует относиться с любовью и состраданием не только к людям, но и к братьям нашим меньшим.

Пренебрежение ожесточает душу.

Начав с него, человек незаметно для себя может дойти и до злобы на животных, а это уже – настоящий грех.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «…Не дыши злобою, мщением, убийством даже на животных, чтобы твою собственную душу не предал смерти духовный враг, дышащий в тебе злобою даже на бессловесных тварей, и чтобы тебе не привыкнуть дышать злобою и мщением и на людей. Помни, что и животные призваны к жизни благостью Господа для того, чтобы и они вкусили радостей бытия.

Не бей их, если они, неразумные, что-либо и напроказят или пострадает от них какая-либо из твоей собственности. Блажен, иже и скоты милует».

Вопрос №9: Правда ли, что христианство проповедует о вечной жизни одной лишь души, а тело рассматривает лишь как временное прибежище для этой бессмертной субстанции.

В христианском понимании разлучение души и тела является катастрофой, вызванной отпадением человека от Бога вследствие греха.

Бог сотворил человека для Вечной жизни, в которой человек должен пребывать ВСЕМ своим трисоставным, духовно-телесным существом.

«Человек, в самом истинном смысле, есть ни душа без тела,  ни тело без души, но единство души и тела», – ещё во II веке писал святитель Мефодий Патарский.

Временное (до Страшного Суда) раздельное существование души и тела по смерти человека завершится воссоединением души и тела (восстановленного и преображённого по образу Воскресшего Христа), как об этом и говорится в Символе веры: «…чаю воскресения мертвых и жизни будущего века».

Вопрос №10: Почему в Церкви нет единой позиции по каждому из общественно важных вопросов?

Важные вопросы в обществе возникают постоянно, сменяют друг друга, теряют свою важность и актуальность или обретают новые смыслы – сообразно жизни и потребностям этого общества.

Христос же ясно сказал – «Царство Моё не от мира сего» (Ин. 18:36). И задача Церкви – готовить человека к вхождению в это Царство.

Поэтому Церковь озвучивает свою позицию лишь по тем общественно-важным вопросам современности, которые могут повлиять на участь человека в Вечности.

Источник: slovobozhie.com