Деградация педагогической науки и школы в ретроспективе

Помню, во время своей учёбы в советской военной академии, нам объясняли, что чем больше коллектив – тем проще им управлять. Что труднее всего управлять небольшой группой разношёрстых индивидов. Взводом управлять проще. Полком ещё проще и т.д.

А в системе народного образования существовало множество методик создания коллективов из индивидов.

Были субботники, совместные походы с разжиганием костров, школьные линейки, коллективные соревнования по ГТО, совместные уборки школы и классов и многое другое.

А книга великого педагога А.С.Макаренко «Педагогическая поэма» была настольной книгой студентов педвузов и преподавателей.

Непростое и творческое это дело – сплотить и взять под контроль целый коллектив.

Но у многих это получалось.

Вот, например, у того же А.С.Макаренко в колонии были и дети-бандиты, и дети-убийцы, и дети-насильники. Многие из них чуть ли не с рождения жили на улицах. Однако, практически из всех их получились вполне приличные граждане: офицеры, инженеры, моряки и просто работяги. Некоторые из них даже сумели прославиться!

Потом методику Макаренко признали тоталитарной и недемократичной. Как-то исповдоль, через семинары заезжих альтшуллеров, педагогам была навязана мысль, что никакого единства образования и воспитания не должно быть. Что школа – только «поставщик образовательных услуг». А если и воспитывать, то не коллективиста-труженника и созидателя, а индивидуалиста-потребителя.

То есть пришёл в класс такой вот «поставщик», оттарабанил лекцию, собрал папочку и – adios!

А воспитывают пусть психологи, социологи, родители. Кого хотят получить на выходе – пусть того и воспитывают, а меня это не касается!

И верещит педагог о чём-то о своём среди трёх десятков индивидов-потребителей, которые и знать ничего не хотят, кроме приколов и смартфонов. А несчастный педагог звонит их родителям – с требованием сидеть на уроках вместе с их чадами.

Или отправляет детей к школьному психологу – молодой девочке, которая мечтает только об одном: удачно и побыстрее выйти замуж – и слинять из ненавистной школы, чтобы больше сюда никогда не возвращаться…

Всё лучшее, что когда-то было в системе народного образования исчезло – вместе с совместными походами, песнями и кострами, вместе с футбольными матчами класс на класс, с совместными уборками в классе, с тимуровским движением, зелёными патрулями, шефством и мн. мн. другим.

Кстати, совместные походы – великолепное средство выявления истинных лидеров.

Часто тяжеловес-жирдяй, возомнивший себя «паханом» в классе, скисает после первых двух километров и его, ноющего и сопливого, всем классом тащат вперёд. После этого он теряет всякое уважение, и никто его больше не боится. Да и сам больше не претендует на лидерство.

В таких испытаниях и выявляются настоящие лидеры. Если педагог-вожатый сумеет установить с ними неформальный контакт с целью взять под своё влияние (кстати, в походе это сделать легче), то потом ему проще будет с их поддержкой взять под свой контроль и весь коллектив.

Впрочем, костры и походы исчезли уже в СССР. Костры заменили «водным праздником». Это когда дети плескаются в местной луже по колено – под грозные окрики воспитателей.

Но потом и это отменили – простывают…

Вся воспитательная работа свелась к толстой тётке с красной тряпкой на шее, которая кричала на очередного двоечника за то, что он своей учёбой позорит их пионерскую дружину…

Потом пришла перестройка и декоммунизация – и по образованию несколько раз, не без участия всевозможных НКО, прошёлся каток реформ.

Не будем сейчас пытаться находить «плюсы» вместо «минусов» старой школы. Проблемы образования были всегда. Но, пожалуй, только в наше время главная проблема образования заключается в  неумении нынешних педагогов быть навигаторами знаний.

Сегодня преподаватели (в основной своей массе) – те самые поставщики образовательных услуг, которые преподают строго по утверждённым сверху методичкам – поэтому они просто неспособны научить 30 оболтусов в классе мыслить творчески, критически и самостоятельно.

Школе это не нужно. Её задача – вырастить идеального потребителя, для которого творческое и критическое мышление вкупе с созидательным мировоззрением и активной жизненной позицией – только помеха.

Педагог и публицист С. Алабжин в рассказе «Если дорог тебе твой дом» очень правильно подметил: «… провозгласив свободу личности и дав ей право делать всё, что не запрещено законом, государство отменило нравственное и моральное табу, оно сняло с себя ответственность за воспитание молодого поколения. Провозгласив западные ценности, государство посредством телевидения и прессы насаждает культ разврата, растления и вседозволенности.

Естественно, отечественная и советская воспитательные системы в данный момент не нужны, ибо они несут в себе иные принципы: порядочность, высокую мораль, трудолюбие, патриотизм, уважение к старшим; сейчас это всё не в почёте».

И действительно, правовые нормы не могут охватить всю сферу человеческих отношений. Большая часть их регулируется нравственными нормами, а они при нынешней идеологии оказались отброшенными в сторону.

Однако идеология либерализма – духовно бесплодна. Поэтому под её  знаменем уже развалили всё, что можно. И сейчас успешно доразваливают систему образования…

Борис Арсенин