Чтобы вас услышали

Как нужно построить свое выступление, чтобы поймать и удержать максимальное внимание аудитории?

Выступление без предварительной подготовки, особенно начинающего оратора, почти наверняка будет провальным. Помните афоризм Марка Твена: «Требуется более трёх недель, чтобы подготовить хорошую короткую речь экспромтом».

1. Подготовка речи

Вначале сделайте «каркас» или «скелет» будущего публичного выступления:

  • Определите мотивацию слушания людьми Вашего выступления. Для чего это им нужно? Что полезного или интересного они узнают для себя?
  • Выделите главную идею Вашей речи.
  • Выделите подзаголовки, разделив Вашу идею на несколько составных частей.
  • Определите ключевые слова, которые Вы повторите несколько раз, чтобы присутствуют лучше запомнили, о чем Вы им рассказываете.
  • Тщательно продумайте план и структуру будущей речи. Она должна включать введение, основную часть и выводы (окончание).

Подготовив «скелет», начинайте наращивать на нем «мускулы».

Найдите яркие примеры «из жизни», из истории, литературы, которые можно использовать в процессе выступления.

Подготовьте необходимые схемы, иллюстрации, графики – для зрительного закрепления информации.

Определите момент в ходе выступления, когда Вы обратитесь к аудитории с каким-то вопросом — это поможет присутствующим сконцентрировать своё внимание на обсуждении темы и значительно повысит эффективность восприятия вашего материала.

Напишите полный текст.

Особое внимание уделите его началу и окончанию.

Даже если Вы – мастер экспромта и не любитель говорить «по бумажке», Вам следует иметь полностью написанный текст доклада по следующим причинам:

  • написанный доклад гарантирует соблюдение Вами регламента выступления;
  • если Ваше выступление понравится аудитории – будьте уверены: у Вас обязательно попросят текст;
  • возможно, когда-нибудь Вы захотите издать Ваш доклад отдельным изданием, и тогда Вам в любом случае придётся озаботиться его написанием.

Особенностью введения является то, что именно по нему аудитория очень быстро составит впечатление о Вас, и это впечатление будет доминировать на протяжении всего Вашего выступления.

Важно с самого начала заинтересовать публику. Для этого во вступительной части можно использовать какую-либо остроумную шутку, рассказать интересный факт или вспомнить выдающееся историческое событие, обязательно связывая их с темой выступления.

Заключительная часть публичного выступления предусматривает подведение итогов.

В окончании нужно напомнить ключевые проблемы, затронутые в речи, обязательно повторить все основные идеи.

Удачность конструкции последних фраз, усиленная их эмоциональностью, выразительностью, не только вызовет аплодисменты слушателей, но и превратит их в ваших приверженцев.

Главный ваш контролер — время.

Внимательно слушать и воспринимать ваши идеи публика может только ограниченный срок, обусловленный психофизиологическими причинами (обычно не более 15-20 минут, потом внимание аудитории начинает слабеть).

От Вас ожидают внятных, коротких, чётких, понятных, убедительных и доступных фраз. Следуйте чеховскому: «Краткость — сестра таланта».

Учитывайте темпоритм вашей речи. Самая благоприятная скорость для восприятия — приблизительно 100 слов за минуту.

При планировании выступления обязательно учитывайте время, которое нужно будет потратить для ответов на вопросы.

Желательно узнать заранее, перед кем Вам придется выступать: численность аудитории, её интересы, взгляды, чего она ждет от оратора, какую реакцию необходимо получить от неё.

В зависимости от этих показателей откорректируйте отдельные моменты своего выступления.

Нужно находиться на одном культурном уровне с аудиторией, общаться на её языке – только в этом случае можно рассчитывать на установление психологического контакта между оратором и слушателями.

Не следует затрагивать темы, которые выходят за рамки понимания аудитории.

Проверьте по словарям значения «умных» слов, которые вы используете. Выясните правильность их произношения – языковые ошибки могут вызвать насмешки в Ваш адрес и погубить всё выступление, каким бы гениальным оно ни было по содержанию.

Когда речь подготовлена, её основные положения или тезисы лучше записать на небольшие карточки.

Расположите их последовательно.

Такими карточками очень удобно пользоваться во время выступления. Если это не двух- трёхчасовой доклад, то читать текст не рекомендуется, желательно выучить его наизусть и произносить по памяти, лишь время от времени заглядывая в свои заметки.

Для шлифовки фраз, интонации, мимики желательна работа с магнитофоном или видео-камерой. Такая предварительная тренировка снизит Ваше волнение, позволит почувствовать себя уверенно и намного увеличит вероятность успеха публичного выступления.

2. Место выступления

Перед выступлением очень важно изучить помещение, чтобы установить – с какой стороны будут смотреть на Вас слушатели.

Выбирая место, учитывайте свой рост. Необходимо проверить, все ли смогут Вас видеть. Если нужно говорить за трибуной, то при невысоком росте позаботьтесь о том, чтобы под трибуну поместили крепкую подставку – «говорящая голова» выглядит комично и не сможет долго удерживать внимание зрителей. Необходимо следить, чтобы оратор был виден по грудь.

Если во время публичного выступления придется сидеть, проверьте удобство Вашего места:

  • сидя за столом, нельзя сутулиться и класть на него руки;
  • сидя в кресле, нельзя опираться на подлокотники и спинку, забрасывать ногу на ногу, сцеплять руки на коленах – старайтесь сидеть на краю кресла, немного наклонившись вперед с отодвинутыми слегка назад ногами и прижатыми к полу пятками;
  • необходимо сидеть прямо, свободно, излучая открытость и доброжелательность;
  • смотрите людям в глаза, следите за их эмоциями, всем своим видом демонстрируйте заботу и понимание.

3. Одежда

Выступление перед большой аудиторией напоминает спектакль, поэтому большое значение имеет одежда докладчика.

Во время публичного выступления оратору приходится сидеть за столом, стоять на высокой кафедре, за трибуной и т.д. Учитывая это брюки и юбки должны быть достаточно длинными, носки — высокими, обувь должна быть в полном порядке.

Одевайте те вещи, в которых Вы чувствуете себя комфортно.

У Вас ни разу не должно возникнуть мысли: «Как оно на мне сидит?».

Лучше не пользуйтесь совсем новыми вещами, которые одеваете впервые. Одежда и обувь не должны доставлять Вам внутренний дискомфорт и отвлекать Ваше внимание.

Универсальное правило успешного публичного выступления: не допускать дисбаланса между тем, что Вы говорите, и тем, как Вы выглядите.

Не следует одевать на себя то, что гарантировано будет отвлекать слушателя от Вашего выступления. Необычная деталь одежды, крикливый галстук кислотных цветов, оригинальный фасон костюма с капризными узорами, «креативная» оправа очков, ювелирные украшения и т.п. – публика запомнит именно это и не обратит внимание на то, что Вы говорили.

4. Несколько секретов успешного публичного выступления.

Когда Вы заходите в аудиторию, двигайтесь уверенно.

Не семените и не делайте суетливых движений.

Идите своей обычной походкой – этим Вы убедите присутствующих, что Вы не волнуетесь и никуда не спешите.

Когда Вас представили, поднимитесь, обязательно подарите залу лёгкую улыбку и войдите в непосредственный зрительный контакт с аудиторией.

Для того, чтобы показать свою значимость и вызвать уважение аудитории, необходимо контролировать максимально допустимое пространство.

Не старайтесь показать себя маленьким человеком и не таитесь где-то в углу сцены. Обязательно займите место в центре или же хотя бы, время от времени, направляйте в центр свой взгляд.

Расправьте плечи, поднимите голову и немного наклонитесь вперед, демонстрируя что-то наподобие поклона перед аудиторией (можно этот жест несколько раз потом повторить).

Когда вы поднялись на подиум, сцену, трибуну или заняли другое место для выступления, не спешите сразу же начинать говорить. Обязательно сделайте паузу, чтобы подготовить себя психологически и настроить аудиторию на общение с Вами.

Можете воспользоваться любой возможностью — попросите стакан воды, разложите бумаги, что-то передвиньте.

Если Вы сильно волнуетесь, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов перед началом речи.

Пауза также поможет Вам за несколько секунд изучить пространство вокруг Вас, прикинуть – КАК Вы его будете использовать.

Помните театральную аксиому: чем талантливее актер, тем большую паузу он умеет держать.

Далее не просто охватите глазами, а внимательно осмотрите зал, присмотритесь ко всей аудитории. Остановитесь взглядом на нескольких из присутствующих, которые станут зрительными точками опоры, маяками в Вашем выступлении.

Потом, в случае необходимости, Вы их можете изменить.

Попробуйте подарить Ваше персональное внимание как можно большему количеству людей, но обязательно пройдитесь взглядом по всему пространству зала — слева направо, от первого к последнему ряду.

Не задерживайтесь долго в задних рядах и снова переведите свой взгляд на передние места. Помните, что их всегда занимают наиболее заинтересованные люди. Именно в их глазах Вы найдете для себя поддержку.

Зафиксировав для себя несколько таких зрительных «якорей», начинайте говорить.

Ваша мимика и жесты дают человеку куда больше впечатлений, чем всё, что Вы произносите.

Жестами вы сконцентрируете внимание на важности информации.

ТРИ ПРАВИЛА ПРИ ЖЕСТИКУЛИРОВАНИИ:

1) Не кладите руки в карманы.

2) Не прячьте их за спину.

3) Не занимайте их посторонними предметами.

Руки — это помощники, которые всегда должны быть свободными и готовыми объединиться в единое целое с вашими мыслями.

Нельзя применять «оборонительные» или «защитные» движения тела – например, скрещивание рук на груди, закладывание их за спину.

Скрещивание рук демонстрирует неуверенность в том, ЧТО человек говорит. Поэтому лучше всего занять открытую позу и время от времени демонстрировать улыбку. Постоянно контролируйте свою осанку: спину держите прямой, голову поднятой, двигайтесь естественно.

Во время публичного выступления не застывайте, будто памятник, обязательно двигайтесь. Нужно показать себя живым, энергичным, динамичным.

Ваши движения должны быть короткими, точными и убедительными.

Когда Вы хотите что-то подчеркнуть, подайтесь телом навстречу аудитории или воспользуйтесь жестом приближения Вашего тела к присутствующим.

Если есть возможность приблизиться к аудитории, то сделайте это тогда, когда Вы хотите сообщить ей что-то важное, убедить присутствующих в Вашей правоте.

Постоянно удерживайте зрительный контакт с аудиторией.

Опытный оратор всегда следит за вниманием слушателей, переводя взгляд с передних рядов на задние.

Если вы пользуетесь записями в блокноте (карточками), то делайте это очень аккуратно: быстрым и коротким взглядом вниз посмотрите текст и снова поднимите глаза, переведя всё внимание обратно на аудиторию.

Учитывайте культурные, национальные, религиозные и прочие особенности аудитории. Например, у китайцев и японцев Ваш открытый взгляд в глаза может вызвать отрицательные чувства, так как в восточных культурах это не принято.

У кавказских народов прямой твердый взгляд в глаза мужчине воспринимается как вызов на поединок и т.д.

Также с большой осторожностью нужно использовать шутки на национальную или религиозную тематику.

У Вас не должно быть замороженного, неподвижного выражения лица – в этом случае Вы вызовете равнодушие и скуку у публики.

Основа Вашей привлекательности как оратора — это лёгкая приятная улыбка.

Попробуйте переход к каждой ключевой теме сопровождать особым изменением на лице: немного поднимите брови или поведите глазами, используйте медленные повороты головы.

Если сидите — включайте в дело руки: что-то переместите на столе или измените немного их позицию.

Во время сидения всё время подчеркивайте свободу вашей позы.

Не демонстрируйте превосходства или легкомысленности при общении с аудиторией.

Не вещайте «свысока» менторским тоном.

Очень серьезно подходите к формулированию ответов на поставленные вопросы — ответы дают возможность ещё раз подчеркнуть основные положения Вашей речи. Избегайте раздражения, враждебности или сарказма – даже если вопросы неприятны для Вас.

Воспринимайте философски любые неожиданности и неловкости — поломку микрофона, падение на пол стакана с водой, внезапную паузу и т.п.

Нельзя выдавать своей растерянности и проявлять негативное отношение к отрицательным моментам, которые возникли случайно или же оказались «домашними заготовками» ваших недоброжелателей. Лучше всего реагировать на это с юмором, обыграть неприятности в выгодном для себя ключе.

Оратор должен контролировать ситуацию, показывая, что всё это не препятствует ему, а неприятности не выбивают его из колеи.

Если речь перерывается аплодисментами, необходимо дождаться их окончания и только потом продолжать — чтобы начало вашей следующей фразы было всеми услышано.

Завершая речь необходимо посмотреть в глаза слушателям и сказать что-нибудь приятное, продемонстрировав своё удовлетворение от общения с аудиторией – такой финальный позитивный информационный импульс останется в памяти людей, окрасив этим позитивом всё Ваше выступление.

10 ошибок начинающего оратора

Ошибка 1: Несоответствие

Аудитория обладает безошибочным чутьем в отношении того, что касается настроения оратора и его самочувствия. Поэтому когда содержание ваших слов расходится с тоном речи, осанкой и языком тела, публика мгновенно это замечает.

Если вы начнете говорить «Здравствуйте, как я рад вас всех видеть» дрожащим неуверенным голосом, нервно перебирая пальцами пуговицы на костюме — будьте уверены, у слушателей моментально появится недоверие и к вам, и к сказанному вами.

Лучше честно признаться: «Сегодня великий день, поэтому я волнуюсь». Тогда вы, по крайней мере, произведете впечатление человека честного, говорящего правдивые вещи.

Ошибка 2: Оправдания

Публике по большому счету всё равно – волнуетесь вы или нет, как долго вы трудились над своим докладом, какой у вас опыт публичных выступлений и т.п.

Поэтому не нужно перед ней оправдываться в стиле «Вообще-то я редко говорю перед публикой, в общем-то, я плохой оратор, поэтому я сейчас сильно волнуюсь…» и т.п.

А ведь именно так начинают свою речь многие дилетанты, пытаясь вызвать сочувствие аудитории и заранее получить индульгенцию за плохое выступление.

Да, посыл, казалось бы, честный, но он приводит к противоположному результату. Слушатели недоумевают: «Зачем мы сюда пришли, если даже сам выступающий заранее признаёт, что выступление будет плохим?».

Запомните: публика, как правило, эгоистична. В центре её внимания стоит, прежде всего, она сама. Поэтому ваша цель — информировать, мотивировать или развлечь публику. Важно не то, КАК вы говорите и ЧТО при этом чувствуете. Важно – какую информацию аудитория при этом получает.

Нужно говорить так, чтобы большая часть слушателей почувствовала: вы понимаете их стремления и желания, говорите для них и обращаетесь к каждому из них персонально. Если вы будете действовать именно так, тогда большинство слушателей просто не обратят внимание на ваше волнение или же снисходительно отнесутся к нему.

Ошибка 3. Извинения

Нередко начинающие ораторы любят извиняться, предлагая снять с них вину за плохое качество доклада: «Прошу простить меня за… (мой простуженный голос, мой внешний вид, плохое качество слайдов, слишком короткое выступление, слишком длинную речь и т.д. и т.п.)».

Если действительно есть нечто, о чем вы сожалеете, просто скажите: «Я сожалею!».

Ещё лучше — превратить недостаток в достоинство: «У меня сегодня простуженный голос, поэтому прошу вас сесть ко мне поближе».

Лучше всего — с самого начала избегайте того, за что нужно будет просить прощения.

Ошибка 4: Глаза и брови

Психологические исследования показали, что области глаз оратора публика уделяет в 10-15 раз больше внимания, чем любой другой части лица.

Брови — главный элемент вашей мимики. Они не только указывают на эмоции, но и управляют ими. Учтите: высоко поднятые брови — признак неуверенности и некомпетентности.

Поэтому обращайте внимание на свои глаза и брови. Если они будут говорить то же, что и ваши слова – публика вас полюбит.

Смеющиеся глаза и прямые брови — это как раз то, что нужно: слушать вас приятно, публика уверена в вашей компетентности.

Запишите собственное выступление на видео и проанализируйте его.

Ошибка 5: Подбор слов

Помните: слова — это картинки в голове! Недаром в древности учителя риторики говорили своим ученикам: «Расскажи мне так, чтобы я это увидел!».

Поэтому используйте только те слова, которые подкрепляют желаемую цель.

Позитивное настроение создавайте позитивными словами.

Ошибка 6: Отсутствие юмора

Всем студентам известны лекторы-зануды, которые бубнят битый час, не замечая, что у слушателей давно уже закипели мозги, и они полностью утратили нить повествования.

Лучше информативной речи — только интересная речь!

Добавьте в свою серьёзную речь улыбку, разбавьте шутками, расскажите забавную историю – и благодарная публика ответит вам благосклонностью и вниманием.

Можно посмеяться и над собой, если вы допустили какую-то оплошность — слушатели воспримут это как признак вашей уверенности в себе и чувства собственного достоинства.

Смех — это живительная среда для работы мозга.

Высококлассные педагоги знают, что юмор и хорошее настроение только прибавляют желания учиться и делают процесс более эффективным.

Ошибка 7: Всезнайство

Еще хуже неуверенных и неподготовленных ораторов — ораторы напыщенные и надутые, лопающиеся от осознания собственной важности. Они всегда считают себя умнее аудитории, к которой обращаются.

Выкиньте из головы заблуждение, что вы знаете больше, чем все остальные вместе взятые! Даже если вы хорошо осведомлены в теме своего выступления, в отдельных направлениях слушатели могут знать гораздо больше вас.

Ошибка 8: Суетливость

Отвлекаясь от страха перед публикой, начинающий оратор может торопливо ходить от стены к стене туда-сюда, словно маятник, проделывать суетливые манипуляции с предметами (открывать-закрывать крышку кафедры, постоянно вертеть карандаш в руках и т.п.) и делать прочие ненужные движения.

В итоге публика начинает следить за его перемещениями и прекращает следить за темой выступления.

По тому, КАК движется докладчик, легко понять, насколько он уверен в себе.

Постоянное «хождение» во время публичного выступления не случайно – оно выдаёт желание неуверенного в себе оратора сбежать. И именно так оно и воспринимается аудиторией.

Найдите подходящее место и займите позицию, «пустите корни».

Вы можете сидеть или стоять — это зависит от длительности публичного выступления, особенностей помещения и проч. факторов. Главное, чтобы со своего места вы могли установить зрительный контакт со всей аудиторией.

Не стоит «окапываться» на одном месте. Оратор, постоянно прячущийся за кафедрой и выходящий лишь в конце публичного выступления — тоже не лучший вариант. Перемещайтесь, но перемещайтесь осознанно, контролируя пространство.

Различные части доклада маркируйте сменой позиции. Этим вы улучшите восприятие информации и облегчите её запоминание.

Например, вы меняете позицию при переходе от введения к основной части выступления, при выделении его ключевых частей, а потом при переходе к заключению. Когда заканчиваете доклад и начинаете отвечать на вопросы слушателей, вы снова спокойно и неторопливо перемещаетесь в пространстве  в следующую точку и т.п.

Таким образом вы ориентируете слушателей в структуре вашего публичного выступления и вселяете в них уверенность.

Ошибка 9: Монотонность

Ничто не утомляет так, как доклад на интересную тему, читаемый скучным монотонным голосом, когда все слова сливаются в однообразный поток и по тональности речи нельзя понять – где заканчивается одно предложение и начинается другое.

Монотонно бубнящие зануды быстро вызывают раздражение и усталость аудитории. Слушатели еле сдерживаются, чтобы не начать зевать.

Напротив, искусный оратор мастерски владеет своей речью.

Чтобы держать публику «в тонусе»  он постоянно варьирует громкость и силу своего голоса, придавая ему живости.

Он заговорщически затихает и произносит слова чуть медленнее, когда хочет вызвать  напряженность и интерес. Говоря громче, он выделяет главное в своем выступлении.

Когда нужно, он добавляет голосу значительности и драматизма.

Обратите внимание на звучание своей речи.

Выделяете ли вы голосом ключевые моменты публичного выступления, цитаты, утверждения?

Повышаете ли высоту звука в конце вопроса?

Изменяется ли темп речи в зависимости от ее содержания?

Выражайте голосом свои чувства – и вы завоюете публику! Вы предстанете уверенным, энергичным и увлеченным темой человеком.

Ошибка 10: Отсутствие пауз

Новички в ораторском ремесле панически боятся пауз, неизбежно возникающих во время публичного выступления. Как правило они спешат заполнить их различными словами-паразитами («Ээээ… Значит так… Ээээ… Ну, что еще сказать… Ээээ…»).

В результате публика начинает раздражаться и отвлекаться от темы выступления. Кто-то  погружается в свои мысли и начинает смотреть в окно, не обращая на вас внимания, остальные мучаются и считают минуты до конца лекции.

Полезно помнить совет блистательной Джулии Ламберт из моэмовского «Театра»: «Главное — это умение держать паузу. Лучше её не делать, но если уж вышло — держи её, сколько можешь».

Когда нечего сказать — лучше помолчите, пока придут нужные слова.

Иногда оратору необходимо время, чтобы подумать, сверится со своими записями, или же просто попить воды. А публике нужны паузы, чтобы осмыслить сказанное вами.

Асы ораторского мастерства используют паузы целенаправленно, чтобы получить обратную связь от аудитории. Они активно пользуются интерпаузами, во время которых публика может обдумать сказанное, и нагнетающими обстановку интрапаузами, когда слушатели должны предугадать дальнейшее развитие повествования.

Паузу можно использовать:

  • для установления визуального контакта;
  • чтобы проконтролировать: правильно ли вас поняли;
  • для усиления напряжения и драматизма;

для возбуждения любопытства («…а что он скажет дальше?») и т.п.

Поэтому не бойтесь делать паузы. Обычно публика воспринимает их длительность гораздо короче, чем это кажется самому докладчику.

Psyfactor, 2006