Что такое «смертный грех» и чем он отличается от «обычного»

Многие верующие люди, читая духовную литературу, обращают внимание на такое выражение как «семь смертных грехов», к каковым традиционно относят гордость, зависть, гнев, уныние, алчность, чревоугодие и блуд.

Однако стоит отметить, что такое разделение грехов на «смертные» и «обычные» родилось в недрах западной церкви и, по большому счёту, не является догматическим учением Православной Церкви, которая с первых дней своего существования говорила о том, что смертным грехом является ЛЮБОЙ нераскаянный грех, ЛЮБАЯ страсть, которая препятствует соединению человека с Богом и не позволяет человеческой душе попасть в рай.

Когда человек произносит такое словосочетание, как «смертный грех», тогда сразу же, по логике мышления, хочется задать вопрос: а что такое НЕсмертный грех?

И тут надо сказать, что разделение грехов на смертные и несмертные – лишь условность. Разделение грехов на «обычные» и «смертные» ввёл папа Григорий Великий ещё в 590 году.

Поэт Данте Алигьери, живший в первой половине XIV столетия, в поэме «Божественная комедия» описывает семь кругов чистилища – причём в порядке, указанном папой Григорием.

В период средневековья большое влияние на развитие учения о семи главных грехах в католической теологии оказал Фома Аквинский, который утверждал, что есть грех, а есть порок, под которым Фома подразумевал некую морально-нравственную деформацию человека. При этом, по мнению Фомы Аквинского, именно порок – первичен по отношению к греху и является причиной греха.

И хотя православное вероучение говорит совершенно обратное, что именно грех первичен по отношению к пороку, что именно грех является причиной того или иного порока, к XVIII веку учение о семи смертных грехах проникает и в русское Православие.

В частности его активно использует в своих трудах святитель Тихон Задонский.

Святитель Тихон говорил, что подобно тому, как болезни бывают обычные и смертельные, так и грехи бывают менее или более тяжкие, то есть – смертные.

Смертные грехи истребляют в человеке любовь к Богу и делают человека мёртвым для восприятия Божественной благодати. Такие грехи настолько травмируют душу, что ей потом очень сложно вернуться в своё нормальное состояние.

Смертные грехи в Православии

Как бы там ни было, смертным грехом в Православии считается такой грех, который искажает замысел Божий о человеке.

Иисус Христос называл «смертным» (т.е. непростительным) грехом хулу на Духа Святого.

«Говорю вам: «всякий грех и хула будут прощены людям; но хула на Духа не будет прощена людям» (Мф.12:31-32).

Что же такое хула на Духа Святого?

Под хулой понимается сознательное и ожесточённое противление человека Истине. Причём такое противление, которое возникает вследствие живого чувства вражды и ненависти к Богу.

В этом состоянии человек, как существо духовно свободное, становится совершенно недоступным действию благодати Божьей.

Смертный грех – это ЛЮБОЙ грех, который поработил волю человека. И по этой причине как такового списка «смертных грехов» в Православии нет.

Исходя из склонности конкретного человека к тому или иному греху, перечень смертных грехов может быть очень большим.

Святые отцы говорят: нет греха непростительного – есть грех НЕРАСКАЯННЫЙ!

Именно нераскаянный грех – и является грехом смертным.

Таким образом, различение грехов на смертные и не смертные весьма условно, ибо всякий грех, будь он малым или великим, разлучает человека с Богом – Источником жизни.

Человек согрешивший неизбежно умирает – хотя умирает и не тотчас после грехопадения.

А в том, что всякий грех неизбежно приводит к смерти, нас убеждает история самих наших прародителей – Адама и Евы.

По нынешним меркам, внешне они совершили не такой уж и большой грех – просто вкусили плод от некоего «запретного» древа. Но не этим, внешним, казалось бы, совсем невинным действием, определяется тяжесть греха.

Прежде всего, они проявили непослушание Богу.

Они воспротивились воле Божьей – и НЕ РАСКАЯЛИСЬ в этом!

И именно по причине нераскаянности, этот, вроде бы, невинный внешне поступок, стал для них грехом смертным.

Этот единственный на тот момент грех непослушания, деформировал их души, лишил их души целомудрия.

Человеческое естество утратило ЦЕЛОСТНОСТЬ – т.е. такое состояние, при котором тело подчиняется душе, а душа – духу.

Утрата целостности человеческой природы привела к тому, что в падшем человеке тело, телесные потребности стали доминировать над потребностями души.

Таким образом, грех деформировал, ослабил и дезориентировал все силы человеческой души. И эти деформации, в полном соответствии с законом духовной наследственности, Адам и Ева передали всем своим потомкам.

А далее мы видим, что уже в первом поколении, родившимся после Адама и Евы, действие греха ещё больше усилилось в людских душах. И вот уже сын Адама и Евы – Каин – совершает первое на земле убийство собственного брата…

Нам, людям, крещёным в Православии, нужно хорошо понимать, что «обычных» грехов, «мелких» грехов не бывает.

Любой так называемый «не смертный» грех может умертвить душу грешника, лишить её общения с Богом.

Например, одна песчинка вроде как незаметна и безвестна, но если таких песчинок накопится целый мешок, то этот мешок может стать неподъёмным…

В свете всего вышесказанного возникает вопрос: всякий ли грех простит Бог кающемуся человеку?

Вот, например, человек всей душой и сердцем покаялся на исповеди, священник прочитал разрешительную молитву, и человек больше не совершает грехи, в которых он покаялся. Будет ли за них судить Бог?

На этот вопрос можно ответить так: каждый грех должен быть уврачёван покаянием.

Если человек принёс искреннее покаяние в своих грехах, то, несомненно, Бог ему простит все исповеданные им грехи. Именно для этого и существует исповедь!

«Покайтесь и веруйте в Евангелие», – говорится в начале Евангелия от Марка.

За раскаянный грех человек не понесёт осуждения.

По своей неизреченной любви к роду человеческому Сам Господь установил Таинство Исповеди – Таинство, в котором через священника, Сам Бог прощает искренне кающемуся грешнику его грех.

Давайте вспомним, как по Своём Воскресении, Господь пришёл к Своим ученикам со словами мира, «дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин 20,22-23).

«Истинно говорю вам, – говорит Спаситель, – что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18).

Обратите внимание: ученики Христа – святые апостолы – получили от Самого Бога власть прощать грехи!

Эту власть от апостолов унаследовали их преемники – служители Церкви – через Таинство Священства (хиротонии).

Поэтому приступая к таинству покаяния, мы должны твердо верить, что Бог готов простить нам ВСЕ наши грехи.

Святые Отцы неоднократно говорили о том, что любовь Божья подобна бездонному морю, а наши грехи – подобны камням, которых это море поглощает. И даже если наши грехи величиной с огромную гору – нет такой горы, которую не поглотило бы это бездонное море милосердия Божия!

Святитель Димитрий Ростовский говорил: «Покаявшиеся блудники вменяются с девственниками».

Вот какова сила покаяния!

Ещё один важный момент.

Чтобы понимать происхождение понятия «смертный грех» следует вспомнить, что ещё в Ветхом Завете ряд преступлений наказывался смертной казнью. Именно отсюда и возникло понятие смертного греха – т.е. такого поступка, следствием которого является смерть.

Более того, в Книге Чисел (35:31) сказано, что никакое достойное смерти преступление не может быть прощено или заменено выкупом. То есть человек не может изменить своей участи даже покаянием!

Такой подход возник из убеждения, что ряд поступков человек может совершить только в том случае, если он уже давно отрёкся от Бога и пребывает вне связи с Источником Жизни.

Иными словами, если человек совершает смертный грех, то это значит, что он нарушил Завет и живёт за счёт разрушения окружающего мира и людей.

Таким образом, смертный грех – это не просто преступление, которое, согласно законодательству, карается смертной казнью, но и некая констатация того факта, что человек, совершающий такое дело, внутренне уже мертв и должен быть упокоен – чтобы от него не пострадали живые члены общины.

Но мы, люди новозаветной эпохи, не должны забывать, что в ветхозаветные времена не существовало иного способа прервать распространение тяжкого греха в народе Божьем, кроме такого, когда носитель смерти подвергается смертной казни.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) также много рассуждал на тему смертных грехов.

Однако, в отличие от католической классификации, таковыми он считал: ересь, учинение церковного раскола, богохульство, отступничество, волшебство, отчаяние, самоубийство, любодеяние, прелюбодеяние, противоестественные блудные грехи, кровосмешение, пьянство, святотатство, человекоубийство, грабёж, воровство и жестокость.

При этом, только один грех – а именно: самоубийство – Святитель считал не подлежащим врачеванию покаянием. Но каждый из перечисленных других умерщвляет душу и делает её неспособной для вечного блаженства – до тех пор, пока она не очистит себя соответствующим покаянием…

Подводя итог всему вышесказанному, сделаем вывод: страсть – это болезнь души, которая разрушает мир с Богом и приводит к смерти души.

У каждой страсти, как и у всякой болезни,  есть свои особые симптомы, в которых эта болезнь проявляется.

По этим симптомам мы должны своевременно оценить своё духовное состояние, честно констатировать болезнь и обратиться к Тому, в чьей власти уврачевать и саму болезнь, и её последствия.

Подготовил священник Александр Каневский