ЧТО ТАКОЕ БЛАГОДАТЬ СВЯТАГО ДУХА

Итак, второй признак истинной Церкви Христовой – Благодать или сила Божия, освящающая и укрепляющая верующих.

Благодать – нетварная энергия Духа Святого, действующая сила Божия – природы видимой не имеет.

Каким же образом мы можем судить о её наличии или отсутствии в той или иной христианской религиозной организации?

В первый день по Своем Воскресении к Апостолам пришел Иисус и сказал им:

«Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:21-23) и «отверз им ум к уразумению Писаний» (Лк. 24:45).

Обратите внимание, что Христос, чрез дуновение, сообщает Апостолам благодать, по которой наделяет их правом прощать людям грехи (!) и подвергать их прещениям!

Иными словами, Иисус дает им немыслимую доселе власть – ту, которой обладает лишь Сам Господь: «прощать» и «оставлять»!

Эту власть Апостолы получают не по каким-то своим заслугам, а исключительно по благодати, даром.

Эта же благодать просвещает их умы и «к уразумению Писаний».

О ниспослании Апостолам благодати Духа Святаго Иисус говорил Своим ученикам ещё до Своих крестных страданий:

«Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины…Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин. 14:16-17).

Иисус ясно говорит о том, что Сам Он, как воплощенное предвечное Слово Отца, «полное благодати и истины» (Ин. 1:14), до поры является для Апостолов Утешителем.

Однако, Он обещает им, что после Своего Вознесения, то, что пребывало с ними (воплощенная благодать в лице Христа), то будет в них – т.е. Апостолы станут носителями Божественной благодати, в полном смысле слова станут Христовыми.

Более того – полученная Апостолами благодать будет пребывать с ними вечно.

Об этом же Иисус говорит им и перед самым Своим Вознесением: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20).

Как же понимать это вечное сопребывание Божественной благодати с Апостолами, которые были смертными людьми и, рано или поздно, должны были покинуть этот мир?

Ответ на этот вопрос находим в Деяниях святых Апостолов.

Апостольская проповедь и стремительное распространение Церкви по всей Иудее после Пятидесятницы со временем привели к тому, что у Апостолов возникла острая нужда в помощниках.

«И избрали Стефана… (и еще шестерых – А.К.) поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки» (Деян. 6:5-6).

Что же означает это действие?

«Через возложение рук Апостольских подается Дух Святый» (Деян. 8:18).

Таким образом, Апостолы устанавливают первую, низшую ступень церковной иерархии – диаконскую.

Из Деяний святых Апостолов мы знаем, что Стефан был первым из семи диаконов, впервые рукоположенных Апостолами.

Слово диакон происходит от греческого слова диаконос, означающего служитель.

Позже Апостолами учреждается и вторая ступень церковной иерархии, служителей которой сами Апостолы назвали пресвитерами  (с греч. рresbyteros старейшина).

Апостол Лука повествует, что Павел, во время своего первого путешествия, во всех новообразованных церквях, которые «ежедневно увеличивались числом» (Деян. 16:5),

поставлял пресвитеров (Деян. 14:23).

Апостолами же был установлен и третий, высший чин церковной иерархии – епископский (с греч. еpiskopos букв. надзиратель, блюститель).

Епископам, посредством особых молитв, через возложение рук Апостольских, сообщалась полная Апостольская власть, которая заключалась, прежде всего, в праве рукополагать пресвитеров и диаконов, т.е. совершать то, что до этого делали только сами Апостолы.

«Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями (т.е. епископами – А.К.), пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28).

Обратите внимание, что не человеческой властью эти люди наделены правом «пасти Церковь», но Дух Святой, действующий в Апостолах, поставил их блюстителями.

«Каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих» (1 Кор. 4:1).

Право служителей Христовых быть домостроителями тайн Божиих следует понимать так, что в Своей Церкви Господь действует через Своих служителей, которые посвящены Ему через апостольское рукоположение и, как получившие благодать священства, получили право священнодействовать, т.е. совершать святые Таинства – «тайны Божии».

«По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» (2 Тим. 1:6).

«Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (1 Тим. 4:14).

Что подразумевается здесь под даром Божиим и дарованием, как не благодать священства?

Не очевидно ли, что дарование это получено вследствие совершения апостольского рукоположения по пророчеству?

По какому пророчеству?

Пророк – есть возвеститель воли Божией, которая извещена пророку Духом Святым.

Следовательно, Дух Святый Сам выбирает Себе служителя, а знать волю Свою Он даёт епископу, наделенному властью рукополагать.

Не о высочайшем ли достоинстве этого дарования говорит Апостол Павел, призывая Тимофея постоянно совершенствоваться духовно, что выражено им словами «не неради»?

Священное Писание предписывает чтить священство, повиноваться ему (Евр. 13:17), и «оказывать сугубую честь» (1 Тим. 5:17).

О том, что именно епископы, как преемники Апостолов, имели власть совершать рукоположения, говорит Апостол Павел в своем Послании к первому епископу Крита Титу:

«Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров» (Тит. 1:5).

Об этом же Павел пишет и первому епископу в Эфесе Тимофею: «Рук ни на кого не возлагай поспешно» (1 Тим. 5:22).

Таким образом, Господь, обещая Своим Апостолам вечное с ними сопребывание, тем самым установил закон апостольской преемственности, в соответствии с которым Божественная благодать, изначально переданная Апостолам Самим Христом, впоследствии была передана Апостолами епископам, а далее, подобно тому, как от одной горящей свечи зажигаются другие, эта Благодать – освящающая, просвещающая, преображающая сила Божия – передавалась от епископу к епископу, образовав, тем самым,  благодатную цепь апостольской преемственности, которая дошла до наших дней.

Во все времена Церковь всегда тщательно следила, чтобы сохранялась преемственность епископата, восходящая к Апостолам, чтобы не было самосвятства, а следовательно, и безблагодатности.

Вот, например, епископат Константинопольской Церкви:

  •  Апостол Андрей Первозданный – 36-й год,
  •  Апостол Стахий – 37-й год,
  •  Онисим – 53-й год,
  •  Поликарп – 67-й год,
  •  Плутарх – 84-й год,
  •  Седекия – 101-й год,
  •  Диоген – 110-й год,
  •  Елевферий – 125-й год,
  •  Феликс – 132-й год,
  •  Афиноген – 137-й год,
  •  Евсевий – 141-й год,
  •  Лаврентий – 157-й год,
  •  Алипий – 168-й год,

и так без перерыва до Иоанна Златоуста – 407-й год, его ученика Прокла – 447-й год, а от них и до нашего времени.

Диакон Александр Каневский (2008 г.)