ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ – БЫТЬ ПРАВОСЛАВНЫМ?

Только в Православии мы находим ту святость, которая не сравнима с представлениями о святости других религий или вероисповеданий.

Именно по святым той или иной церкви можно определить её духовную сущность, её стержень, потому что идеал церкви – это её святые, ведь святой – это пример для подражания всем верующим.

Не секрет, что практически все сектанты заманивают к себе людей с проблемами – людей, которым в данный момент плохо.

Расположить к себе страдающего человека и познакомить его со своей верой – нетрудно. И в этом, в принципе, нет ничего плохого – если делать это искренне, просто и с любовью, а не с корыстными целями.

Например, у человека умер ребёнок, а соседи – православные христиане – никак его не утешают, не предлагают поговорить, не стараются сплотиться вокруг, сблизиться с ним. И вот приходит к страдальцу сектант, начинает с ним разговаривать, утешать, выслушивать – и так потихоньку, незаметно привлекает его к себе.

И человек думает: «Вот, это – настоящие христиане! А в нашей Церкви я не нашёл такого участия и тепла! Там со мной даже не здороваются…».

Понимаете, в чём дело?

Православие – это когда мы и верим, и живём так, как верим!

Православие – это когда мы любим друг друга, помогаем друг другу и всегда готовы протянуть руку помощи ЛЮБОМУ человеку, кто в этой помощи нуждается – независимо от политических взглядов и религиозной принадлежности этого человека.

И вот сектанты (заблудшие люди) так делают!

Они все друг с другом знакомы.

Они постоянно встречаются, разговаривают, поддерживают друг друга. А мы, православные, так не живём.

Мы и верить не умеем, и жить по своей вере не умеем – будто кто-то взял и вымел метлой веру из наших сердец.

У нас нет этоса.

ЭТОС (греч. ἦθος «нрав, характер, душевный склад») – это, можно сказать, образ жизни. А мы, судя по нашему образу жизни, православные весьма сомнительные.

Вот почему я и задаю себе такой вопрос: «А я – православный?».

Мне случалось видеть людей, перешедших в Православие из другой конфессии.

Я знал протестанта, пастора, который стал православным.

Я знал католика, принявшего Православие.

До того, как эти люди стали православными, они прекрасно знали свою веру.

Например, пастор.

Он жил в другой стране, по-гречески не знал ни слова, ничего не знал о Православии. Но в какой-то момент он почувствовал пустоту в сердце: то, во что он верил, не могло наполнить его душу, и он начал искать Истинного Бога, читать книги по истории Церкви, непрестанно молился. И всё кончилось тем, что он покинул свою родину, оставил всё, что имел, – для того, чтобы найти Истинного Бога.

Протестант… пастор… Понимаете?

Этот человек пришёл к Православию не потому, что попал под действие пропаганды, не потому, что ему «промыли мозги», – а потому, что его сердце горело желанием найти Истину. И такого человека невозможно сбить с пути.

Этот пастор стал обычным православным христианином, крестился в нашей Церкви. Теперь он монах и уже 20 лет живёт в Греции.

Человек, не знавший в своё время ни слова по-гречески, теперь – в греческом монастыре. «Самое главное, – говорит он, – что я нашёл Христа, нашёл Истину, нашёл Православие».

Я ни разу в жизни не встречал человека, который, увидев истинное Православие и настоящих православных христиан, прошёл бы мимо.

Православие удерживает рядом с собой. И тот факт, что масса крещёных людей проходит мимо храма и ничего не хотят слышать о Христе, говорит только об одном: эти люди не видят возле себя настоящих православных христиан!

По словам митрополита Антония Сурожского, человек никогда не сможет воспринять Православие как личную веру, если не увидит свет Вечности в глазах другого православного.

Не бывает так, что человек, встретив Христа, Бога Истинного, оставляет Его и уходит. Помните, когда Господь спросил учеников: «Не хотите ли и вы отойти?», Пётр сказал Ему от лица всех: «Господи, к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин. 6:67-68). Разве возможно оставить Тебя, Господи?

Твои слова прекрасны, они ведут в жизнь вечную – мы не можем Тебя покинуть!

Православие прекрасно. И прекрасно быть православным. Но ты не православный христианин, если бросаешься на людей с палкой и криками.

Святые отцы говорят, что православная вера – это ходьба по канату.

Речь идёт о том, что человек, называющий себя православным, очень легко может стать еретиком. Еретиком по образу жизни.

Если я начинаю гордиться своим православием – я уже не православный. Потому что настоящий православный христианин – человек смиренный.

Можно знать все догматы, веровать в Единого Бога Отца и Святую Троицу, разбираться в христологии, триадологии и прочем, но если при этом эгоистично заявлять: «Я – православный, я знаю Истину! А вы все убирайтесь отсюда, вы ничего не стоите!» – такие слова делают нас настоящими еретиками по жизни и по духу.

Православие – это ходьба по канату. Это постоянное внимание – и к догматам, и к своей жизни, к своему этосу.

Быть православным – великая честь, и нам следовало бы плакать от благодарности перед Богом, сознавая своё недостоинство и умоляя Его сделать нас по-настоящему православными.

Да, Господи, я крестился, я принял благодать Святого Духа во Имя Святой Троицы, но православный ли я теперь?

Достаточно ли одного факта Крещения для того, чтобы называть себя православным христианином?

Возьмём, к примеру, семью, где муж – церковный человек, ходит на службы, читает святых отцов, строго постится, считает себя настоящим христианином. А дóма он – жестокий тиран, требующий безоговорочного подчинения, навязывающий всем своё мнение, не считающийся ни с кем.

И вот жена спросила его однажды:

– Извини, а ты у нас кто, – Папа Римский?

Он вскипел:

– Что ты сказала? Да как ты смеешь!..

А жена сказала так потому, что для католиков Папа Римский – непогрешим. То есть просто поинтересовалась у своего мужа, не является ли и он непогрешимым, как Папа…

Мало называть себя православным.

Мало говорить, что ты правильно веруешь в Бога.

Православный человек – это тот, кто живёт правильно в обычной, повседневной жизни.

А если ты настоящий деспот и живёшь так, будто твои мысли, мнения и точки зрения безошибочны и непогрешимы, как у Папы Римского, то не тешь себя иллюзиями относительно своей православности!

Действительно, быть православным и твёрдо держаться своей веры – это очень важно, но разве твоя повседневная жизнь не имеет значения?

Твой эгоизм, который ты так ярко демонстрируешь дома, – разве Бог этого не видит?

Разве Он не видит, что вера твоя – фарисейская?

Что ты скажешь Ему после смерти? О том, что знаешь догмат о Святой Троице?

Прочитай ещё раз слова Христа о Суде (Мф. 25:31-46), заучи их наизусть – и уразумей, наконец, КАКОЙ ИМЕННО православной жизни ожидает от нас Господь.

А вот ещё пример того, как своими поступками мы опровергаем православные догматы.

В некоторых семьях родители требуют от детей безусловного повиновения во всём – во вкусах, манере одеваться, в том, какие фильмы смотреть. Иная точка зрения не принимается. «В нашей семье такой порядок. Не хочешь, как мы, – убирайся отсюда. А раз живёшь здесь, будешь делать так, как родители говорят. Всё, разговор окончен».

Знаете, что об этом говорят святые отцы? Такой установкой человек отменяет и отрицает догмат о Святой Троице в своей жизни.

Ведь когда мы говорим, что Бог Един в трёх Лицах, что это значит? Это значит, мы принимаем, что Бог имеет одну природу, но при этом три Лица – Отец, Сын и Святой Дух. Отец – это Отец, Он – не Сын.

А Святой Дух – не Сын и не Отец.

Все три Лица – разные, если мы говорим именно о Лицах, и в то же время они – одно, если говорить об их природе.

Разнообразие в единстве и единство в разнообразии – об этом говорят многие богословы, а некоторые прибавляют, что данная истина может быть отражена и в семейной жизни.

Архимандрит Андрей (Конанос)