БРОСИТЬ ПИТЬ СЛОЖНО, НО… МОЖНО!

Не счесть числа душ, загубленных алкоголем.  Миллионы людей, страдающих от алкогольной зависимости и их несчастные близкие, мучительно ищут всевозможные пути избавления от тирании «зелёного змия».

Победами в борьбе с алкогольной зависимостью не может, увы, похвастаться ни наркология, ни психотерапия.

Объективно только Церковь открывает духовные причины зависимости от алкоголя и достаточно чётко указывает страдальцу путь избавления от насилия «зелёного змия».

Медики признают алкоголизм болезнью:

«Алкоголизм – это заболевание, характеризующееся психофизической зависимостью от алкоголя, в основе которой лежит включение алкоголя в обменные процессы организма».

Три года назад группа исследователей из России, Франции и США впервые в истории открыла молекулярный механизм процесса возникновения алкогольной зависимости.

ЧТО ГОВОРИТ НАУКА

Учёные выяснили, что на первом этапе формирования алкоголизма главную роль играют механизмы действия алкоголя на центральную нервную систему (ЦНС), запускающие процесс образования «алкогольных» рецепторов.

При систематическом употреблении алкоголя этих рецепторов становится всё больше и больше. Они требуют своего «заполнения» увеличенным количеством алкоголя – чем и объясняется выраженное влечение к алкоголю зависимого человека и утрата им количественного контроля.

Одновременно с этим происходит серьёзная перестройка и обменных процессов в печени, где начинает вырабатываться большое количество алкоголь-расщепляющих ферментов.

Однако сама алкогольная зависимость формируется, прежде всего, в силу специфического воздействия алкоголя на мозг – в частности, на гипоталамус, производящий особый фермент – дофамин – «гормон радости».

В организме непьющего человека содержится порядка 20 тыс. нейронов, вырабатывающих дофамин, который передаёт головному мозгу сигнал важности того или иного стимула или же сигнал ошибки.

Для того чтобы человек мог принимать правильные решения, в его мозге должно поддерживаться определённое количество этих нейронов. Но под воздействием алкоголя

гипоталамус начинает вырабатывать избыточное количество этого биологически активного вещества, в результате чего человек испытывает неведомую ему ранее эйфорию и в его мозге закрепляется соответствующий рефлекс: «чтобы испытать радость – надо выпить».

Однако алкоголь приводит не только к избыточной выработке дофамина, но и деформирует сами нейроны, меняя их активность и свойства.

Эти деформации проявляются, прежде всего, в том, что стимул, связанный с алкоголем, передаётся нейронами как имеющий доминирующую мотивационную и поведенческую важность – в то время как без алкоголя эти нейроны вели бы себя совершенно иначе и посылали бы ЦНС совершенно иные сигналы.

Таким образом, под воздействием алкоголя дофамин оказывает влияние на «центр удовлетворения» в мозге, вызывая чувство предвкушения наслаждения от возможности выпить спиртное и само наслаждение от процесса. А далее дофамин просто «подкрепляет» привычку выпивать.

Психологическая составляющая алкоголизма связана именно с нарушениями баланса дофамина!

Врач-токсиколог Алексей Водовозов говорит об этом так: «У каждого есть своя зависимость. Для того чтобы получить дофамин, кто-то будет бейсджампингом заниматься, а кто-то – пить алкоголь. У каждого – свои способы его добычи».

Теперь становится понятно, почему при попытке перейти к трезвой жизни человек обнаруживает, что «жизнь не радует». Это и приводит его к «оправданной необходимости» снова принимать алкоголь.

Утрата количественного контроля над выпитым приводит к запоям, вследствие которых развивается общетоксическое действие алкоголя на весь организм.

Наиболее тяжёлыми осложнениями похмельного синдрома являются и особый алкогольный психоз, известный как «белая горячка», и судорожный припадок, вследствие которого может возникнуть алкогольная эпилепсия, слабоумие и даже инсульт.

Постоянная перегрузка печени ведёт к дистрофии и атрофии её клеток и формированию цирроза.

По свидетельству медиков, при систематическом употреблении алкоголя, у человека обязательно формируется психофизическая зависимость от него, иначе – алкоголизм.

Поначалу пьющий ищет поводы для того, чтобы выпить, не осознавая свою тягу к спиртному.

Зависимость от алкоголя начинает осознаваться лишь с появлением проблем на работе, в семье, в отношениях с людьми. Но на этой стадии пьяница уже физически не может бросить пить: алкоголь включился в обмен веществ и надёжно посадил психику алкоголика на дофаминовую иглу.

ЧТО ПРОИСХОДИТ С ПСИХИКОЙ АЛКОГОЛИКА

В то время, как врачи считают алкоголизм психическим заболеванием, обывателю психология алкоголика кажется предельно примитивной. Но это совсем не так.

Ещё не став алкоголиком, пьющий человек использует спиртное в качестве лёгкого способа повысить настроение, справиться со стрессом и т.п. Но чем дольше он пьёт, тем труднее ему становится без алкоголя, который для пьющего человека незаметно превращается в своеобразный психологический «костыль», без которого уже невозможно «успокоить нервы», «поговорить по душам», «расслабиться» и т.д.

Екатерина Алексеевна Савина – руководитель реабилитационного центра «Зебра» для наркоманов, алкоголиков и их семей – поясняет: «В мозге есть механизмы, отвечающие за жизненно важные функции, связанные с получением удовольствия. Когда эти системы работают хорошо, в благоприятных условиях человек получает удовольствие в разных формах: либо прилив энергии, либо чувство радости, либо успокоение – в зависимости от того, какие механизмы включаются.

В неблагоприятных условиях он чувствует неудовольствие, страх, раздражение, подавленность. В конечном счёте эти механизмы регулируют его выживание.

Кроме того, они связаны с обучением – получением информации о мире и о себе самом.

Так вот, у алкоголиков эта рецепторная система поломана.

Почему?

Потому что химические вещества, обеспечивающие её нормальную работу, – медиаторы – «выдавливаются» алкоголем.

Рецепторная система меняется и уже практически навсегда: она уже никогда не будет функционировать по-прежнему.

В результате человек перестаёт реагировать на окружающую жизнь адекватно: он боится не там, где надо бояться, и радуется там, где радоваться не надо. Он не может учиться на собственном опыте, меняется сам способ его выживания.

В конечном счёте, алкоголь становится необходим ему для минимально сносной жизни, и при этом – разрушает эту самую жизнь».

Алкоголизм иногда называют «болезнью замороженных чувств»: приятные чувства переживаются человеком всё реже и реже и становятся всё менее и менее интенсивными.

Со временем он начинает жить в постоянном негативе.

Только употребление алкоголя даёт ему на короткое время расслабление, благополучие и ту энергию, которую здоровый человек чувствует естественным образом. Поэтому идея «ты не должен пить» алкоголиком воспринимается как нечто абсолютно ужасное!

Ему кажется, что в таком случае он постоянно будет в этой депрессии, страхе, безнадёжности, в раздражении.

В результате больной старается не переживать эти чувства и становится «сухим» – не чувствующим ничего.

Чувствительность «просыпается» в нём исключительно под воздействием вещества, и главная проблема здесь заключается в том, что «под веществом» человек не способен видеть окружающий мир таким, какой он есть. Он видит мир совершенно другими глазами – вся внешняя аудиовизуальная информация воспринимается им искажённой – за счёт повреждения алкоголем нейронов, отвечающих за передачу информации.

В какой-то степени это сродни восприятию мира через надтреснутое мутное стекло.

Изначально многие алкоголики – это люди с «тонкой кожей»: они очень остро переживают чужую боль, чужие страдания, часто это очень творческие люди. И подлинная трагедия здесь заключается в том, что со временем эти люди становятся способны воспринимать жизнь только под влиянием вещества, их творческая личность при этом умирает, а былая тонкость натуры уходит.

Вообще алкоголизм настолько меняет личность человека (в сторону деградации), что нередко в алкоголике уже практически отсутствуют былые черты. Человек действительно становится неузнаваем.

Психиатр-нарколог Алексей Магалиф говорит, что стопроцентно действенных методов лечения алкоголизма не существует.

«Есть понятие биологической памяти. Человек может эту программу либо стимулировать, либо оставить в пассивном варианте и получать радость от жизни другими путями. Человек может просто не употреблять алкоголь, но, когда он возвращается к нему, эта программа «распаковывается».

Излечить алкоголизм на биологическом уровне – недостижимая цель. Медицина играет лишь вспомогательную роль в излечении человека от алкоголизма. Но кроме биологии есть ещё и сознание человека, и то, что связано с нашими личностными особенностями – т.е. то, что находится в духовной сфере человека. А когда всё упирается только в биологические средства помощи, то при такой серьёзной проблеме, как алкоголизм, этого явно недостаточно», – говорит врач.

Исходя из вышесказанного, психологическая помощь при алкоголизме заключается не в том, чтобы заставить алкоголика бросить пить, а в том, чтобы изменить его психику таким образом, чтобы он чувствовал себя комфортно, не употребляя спиртное.

Однако для того, чтобы понимать, как именно следует менять психику зависимого человека, следует определить первопричину этой зависимости. А первопричина всегда находится в «подводной части айсберга» – в глубинах человеческой души.

Попробуем разобраться.

ДУХОВНЫЕ КОРНИ АЛКОГОЛИЗМА

С духовной точки зрения, причина зависимости заключается в порочной деятельности человека, сердце которого опустошено безверием, отсутствием страха перед Божьим промыслом, невоздержанием, распущенным нравом и истинной слабостью души.

Интересно, что ещё в середине XIX века Магнус Гусс (1807-1890), шведский медик, педагог, доктор медицины, впервые сформулировавший понятие алкоголизма как болезни, отмечал, что заболевание прогрессировало в странах, в которых отошли от религиозных традиций.

Это наблюдение свидетельствует об определённой взаимосвязи между отрицанием Бога и появлением алкоголизма.

В человеке, как в существе трёхсоставном, имеющим дух, душу и тело, любые серьёзные проблемы обычно пронизывают все три его составляющие.

Алкоголизм именно потому так тяжело поддаётся лечению, что корни его лежат в глубинной плоскости бытия – духовной.

В духовном мире обитают светлые и тёмные духи – бесплотные разумные сущности. И хотя злые духи невидимы нашими телесными очами, они, по словам Антония Великого, «видимы бывают в наших грехах. Они существа духовные, но существа, удалившиеся от Бога, получившие различные имена, сообразно беззаконным свойствам и делам их».

Находясь во зле, злые духи воздействуют на чувственную сферу человека, возбуждая в нём разные страсти.

Если, по словам св. Иоанна Дамаскина, Ангелы «созерцают Бога, насколько для них возможно, и имеют это пищею», то для демонов это невозможно. Поэтому они стараются уподобить человека себе – дабы обрести в таком человеке соответствующую для себя питательную среду.

Раздувая в несчастном человеке энергию страстей, пожирающую его жизненные силы, демон питается и усиливается в этой среде. Он пытается завладеть душой и телом человека, поработив его.

Однако без согласия самого человека на предлагаемый злым духом грех, все козни лукавого духа не достигают цели. Получив же согласие человека (в данном случае – на злоупотребление спиртным), нечистый дух полностью подчиняет своей власти его душу и тело, используя несчастного в качестве инструмента для своего услаждения.

Исследования современных учёных подтвердили факт специфического воздействия алкоголя на мозг, при котором у человека начинают происходить различного рода видения и галлюцинации.

Протрезвев, алкоголик нередко ужасается тому, что рассказывают о его поведении очевидцы.

Показательно, что в состоянии белой горячки, пьяницы видят падших духов, гоняются за ними, спорят с ними.

Для человека, подчинённого пьянству, алкоголь становится одним из главных (если не главным) предметом его стремлений.

Бог, семья, творчество, работа, забота о нравственном самовоспитании, о христианском долге отступают на задний план.

В случаях крайней зависимости от спиртного алкоголь фактически превращается в идола. В этой связи пьянство поставляется в Священном Писании в один ряд с идолопоклонством (1 Кор. 6:9-10) и служит препятствием для вхождения в Царствие Небесное.

В Православии давно известно, что причиной алкоголизма является гордость, которую можно обнаружить по наличию своеволия – одного из ярких проявлений гордости.

Люди с алкогольной зависимостью – крайне своевольные люди, которые в глубине души не выносят никакого контроля: ни со стороны людей, ни со стороны Бога.

Алкоголик считает самого себя «хозяином своей судьбы». Он самоуверен и не принимает «навязываемое» ему, как он считает, мнение извне.

При том, что алкоголик – человек «тонкокожий» и его задевает малейшая критика в его адрес, его обидчивость или гневливость – симптомы всё той же гордости, которой больна его душа.

Горделивое состояние души приводит алкоголика к тщеславию и болезненному самолюбию.

Алкоголик видит в себе достоинства, которыми он, возможно, и обладает как пассивным капиталом, но при этом – эти достоинства абсолютно отсутствуют в реале.

Видимо, гордость в душе алкоголика настолько мощна, что душа его подсознательно выбирает себе в «друзья» падшего духа, который охотно и активно пестует это состояние его души – чтобы всё больше и больше напитаться испарениями похоти греха, и цепями поработить страждущего алкоголизмом.

Этот же «друг» искажает зависимому от него восприятие его собственной личности и восприятие окружающего мира. Поэтому жизнь страждущего протекает в иллюзорных представлениях о различных проявлениях его жизни.

И главное – в иллюзорном видении своего жизненного пути!

Гордыня мешает алкоголику увидеть не только его рабство и прожигание им собственной жизни, но и в целом объективно увидеть свою жизнь, как подлинное преддверие ада, в котором он УЖЕ живёт.

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Первым условием исцеления алкоголика медики ставят полное исключение алкоголя из рациона – с тем, чтобы разорвать патологический круговорот биохимических реакций.

Затем назначаются препараты для подавления выработки алкоголь-расщепляющих ферментов – для поддержания печени, нормализации вегетативных реакций и сердечно-сосудистой системы, а также – для снижения психоэмоционального напряжения, которым сопровождается влечение организма к алкоголю.

Строгое исполнение назначений врача на фоне полного исключения алкоголя!

Основная проблема здесь заключается в том, что включённый в процессы обмена веществ алкоголь делает человека дееспособным и даёт ему комфортное психофизическое состояние только при наличии алкоголя в организме!

Поэтому человек, который решил избавиться от алкогольной зависимости, должен сознательно готовить себя к вступлению в состояние «болезни», дискомфорта и тяжёлого эмоционального состояния.

Но, мужественно претерпевая это состояние, нужно искать пути выхода из него.

Полезно заняться физической культурой, самообразованием, и просто – трудом (трудотерапия очень положительно влияет в данном случае).

Знаменитый австрийский психиатр Виктор Франкл говорил, что около 80% алкоголиков – это люди, не нашедшие смысла в жизни или утратившие его, то есть испытывающие экзистенциальный вакуум, ощущающие бессмысленность существования.

И действительно, нет смысла лечить алкоголика, если после выхода из клиники он не будет знать, ради чего он не станет больше употреблять алкоголь.

Люди почти всегда пьют «не от хорошей жизни», а из-за больших, часто внутренних, проблем. Но над всеми этими проблемами нужно работать, их нужно решать!

Уже в самом процессе решения проблем, человек обретает новый смысл жизни – и ему становится гораздо легче отказываться от алкоголя.

Однако, не принимая во внимание духовную составляющую нашей жизни, невозможно стать на путь исцеления от этой тяжкой болезни.

То, что страсть к спиртному, проявляясь в телесной (соматической) и душевной (психической) сферах пьющего человека, имеет свои корни в духовной сфере, означает, что медикаментозные и психотерапевтические средства сами по себе не способны до конца исцелить больного алкоголизмом.

Полноценным исцелением в православном понимании является восстановление целостности и устранение повреждённости всех трёх составляющих человеческой личности: духа, души и тела.

Целостное христианское понятие о человеке даёт верное представление о сущности пристрастия к алкоголю, как одурманивающему веществу, о причинах возникновения болезни и способах исцеления.

За алкоголизмом, как правило, стоит инспирирующая эту болезнь демоническая сущность, и от этой духовной нечисти с помощью традиционной медицины избавиться невозможно.

Для душ, поражённых страстями, Сам Господь создал Лечебницу – Свою Церковь.

Страсть – это злокачественный недуг души, пагубный навык, который образуется при многократном исполнении порочных влечений.

Страсть пленяет душу человека. Она замутняет разум, парализует волю и распоясывает чувства. Поэтому первый шаг к исцелению – без всякого самооправдания признать свою страсть и неспособность побороть её своими усилиями.

Известный художник Дмитрий Шагин (сам страдавший алкоголизмом и излечившийся) говорит об этом так: «Первый шаг – признать своё бессилие. Признать, что ты потерял контроль над своей жизнью и ею правит алкоголь».

Уже в одном этом шаге будет положено начало того смирения, которым лечится гордость.

Осознав свою немощь, нужно понять, что с пьянством, как и со всякой страстью, можно справиться только с помощью Божьей.

Большинство алкоголиков прекрасно понимают, что алкоголь губит их, но твёрдой решимости встать на путь борьбы со своей страстью не имеют – ведь любая страсть доставляет массу приятных ощущений.

Тут нужна именно решимость – чтобы преодолеть плен страсти, лень и прочие искушения. Очень многие люди, бросившие пить, рассказывали, что настоящая, полноценная и счастливая жизнь у них начиналась как раз после избавления от недуга.

Они ясно осознали, что до этого не жили, а просто кое-как существовали.

Борьба со страстью ведётся с помощью трезвения (разумеется, для этого нужно прилагать недюжинные усилия).

Священное Писание называет трезвение умеренностью в пище и еде, а также неустанной бдительностью над собственной душой и сохранением себя от порочных помыслов.

И всё это возможно только в том случае, если человек стремится жить духовной жизнью: ищет Бога, размышляет о Боге и путях Божиих, размышляет о Божьих Заповедях, читает Евангелие и душеполезную литературу, разговаривает с Богом (молится), посильно приобщается исцеляющей Божьей благодати, участвуя в церковных Богослужениях и Таинствах Покаяния и Причащения.

В борьбе с алкоголизмом без духовных средств и помощи Свыше можно, конечно, добиться, некоторых видимых результатов, но полноценного исцеления в таком случае не будет никогда. Либо болезнь, после некоторого периода затишья, даст рецидив, либо – взамен, казалось бы, исчезнувшей страсти к спиртному, человек подвергается губительному для него воздействию многих других страстей – так называемый вариант «семи злейших».

О нём повествуется в Евангелии от Матфея: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым… тогда идёт и берёт с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф. 12:43-45).

«Семь злейших нечистых духов» обычно вселяются в человека после его обращения за помощью к оккультистам, кодировщикам, экстрасенсам, парапсихологам, «бабкам», колдунам, «магам» и т. д.

За каждым из них стоит «куратор» – определённая духовная сущность из инфернального мира, которая через своего адепта оказывает «благотворное» влияние на доверившегося ему человека.

Проблема в том, что эти люди (как бы они себя ни называли) по определению не могут делать добра – т.к. они получают силы и возможности из того мира, где царствует лишь ложь, смерть и тлен.

Увы, духовное невежество человека, непросвещённого Светом Христовой Истины, не позволяет ему увидеть за мнимым исцелением ещё более глубокое внутреннее поражение души!

Ищущий исцеления должен обязательно найти себе дело – какой-то сильный «мотиватор», ради которого он теперь смог бы с радостью жить по-новому.

Это может быть что-угодно, но обязательно стоящее того, ради чего действительно можно без всякого сожаления забыть об алкоголе!

Надо обязательно найти себе такое поприще, которое наполняло бы жизнь истинной радостью и высшим смыслом.

Кстати, специалисты утверждают, что перестройка сознания алкоголика происходит в среднем в течение полугода внутренней борьбы. За это время у зависимого человека появляется навык устойчивого противодействия пленявшей его страсти.

Однако Церковь предупреждает, что Сам Господь, без желания самого человека-алкоголика, не сделает его трезвенником, потому что по Своей неизреченной любви Бог наделил человека свободной волей. И Бог никогда не насилует волю человека. Он лишь смиренно увещевает человека через его совесть.

СОИЗВОЛЕНИЕ самого человека – вот что решает его судьбу!

Это вопль утопающего Петра: «Господи, спаси, погибаю!» (Мф. 14:30) – и немедленно протянутая к нему рука Спасителя.

Если алкоголик, понимая свою немощь, будет из глубин души вопиять к Отцу Небесному о том, что он НЕ ХОЧЕТ БОЛЬШЕ ПИТЬ, то Господь, любящий нас Любовью Безмерной, которую мы и представить себе не можем, пошлёт вопиющему свою Благодатную помощь!

Подготовила Елена Каневская