АННА ВЫРУБОВА: ОКЛЕВЕТАННАЯ МОНАХИНЯ

Люди, стремящиеся отстранить царя Николая II от власти, чтобы самим оказаться во главе Империи, выстраивали сложную систему интриг, клеветы и провокаций против Царской Семьи. Григорий Распутин и Анна Вырубова оказались в самом центре этой коварной многоходовой игры клеветников и заговорщиков. На протяжении многих десятилетий имя Вырубовой поливалось грязью. Что только не говорила и не писала о ней советская пресса!

Эта женщина смогла пройти через все тяжелейшие испытания, выпавшие на её долю, перенести физическую боль, нравственные страдания, уничижения и поношения от людей и страшную разрушительную клевету…

Нам, кому со школьной скамьи твердили о «добром дедушке Ленине» и «кровавом царе Николае», казалась естественной та обстановка антимонаршей истерии, которая царила в России в начале ХХ века.

Нам внушали, что название фильма Элема Климова «Агония» правильнее всего характеризовало Распутина и Вырубову, «слабовольного, чуть ли не сумасшедшего» царя и «немецкой шпионки» – царицы Александры.

На самом же деле, как это теперь стало известно, всё было с точностью до наоборот – раздувавшие антиправительственные настроения большевики сами финансировались из-за рубежа, а Царь Николай II, царская семья и её ближайшее окружение (в том числе – и лучшая подруга царицы – Анна Вырубова), стали жертвами тайных интриг мировой закулисы и обманутых ею наших сограждан.

Но если доброе имя Царской семьи восстановлено и даже, более того – все её члены причислены к лику святых, то об Анне Вырубовой такого не скажешь. И многие, по-прежнему, считают её порочной, коварной и властолюбивой.

Поэтому нам кажется необходимым как можно быстрее восстановить честное имя Анны и реабилитировать её – как раньше уже были реабилитированы миллионы людей, безвинно пострадавших в годы красного террора и всего советского лихолетья.

Государь-Император Николай II по праву считал себя приемником Византийских императоров, совмещая в своём лице одновременно всю полноту государственной и духовной власти. Формула графа Уварова «Православие. Самодержавие. Народность» была для него не громкой фразой, а реальностью повседневной жизни.

Другое дело – высший свет, великие князья, придворные. В большинстве своём они были далеки как от Православия, так и от монархического понимания власти как служения своему народу.

Главное для них было – личные выгоды, собственные интересы и страсти.

Видя протекающие в Европе процессы реформирования государственного устройства и наблюдая среди российской интеллигенции подобного рода настроения, великие князья (родственники Императора Николая II, его дядюшки и двоюродные братья), не веря в то, что Государь справится с этой ситуацией, делали всё, чтобы самим оказаться во главе Империи. Именно поэтому они пытались отстранить царя Николая II от власти, выстраивая сложную систему интриг, клеветы и провокаций.

Анне Вырубовой, наряду с Распутиным, было суждено оказаться в самом центре этой коварной многоходовой игры великих князей. Более того, Анна Вырубова была использована ими как ступенька в более важном деле – дискредитации Императрицы и самого Императора.

Пришедшие же в 1917 году к власти большевики довершили эту работу, расстреляв царскую семью.

Для оправдания своих действий ими и был окончательно сформирован миф о «прогнившей монархии» и «всевластной, корыстолюбивой и распутной» Вырубовой.

Однако нет ничего убедительней фактов.

После революции Анна Вырубова 15 (!) раз принудительно проходила медицинское освидетельствование и всякий раз следовало одно и то же заключение: девственница. Этот факт полностью разрушал утверждения заговорщиков об её интимных связях с Распутиным.

Перебежав в Финляндию, она многократно получала отказ в выдаче финского гражданства по причине отсутствия достаточных средств к существованию и жила здесь очень скромно, почти нищенствовала.

Где же тогда те «миллионы», которые она якобы получала за своё ходатайство о тех или иных людях перед царём?

Нет этих миллионов!

Значит, не было их и раньше – как и самих этих ходатайств.

Никакой роли в политической жизни империи Анна Вырубова не играла. Всё это полная ложь.

Изданные ею в Финляндии и в Париже в 20-е годы воспоминания рисуют Императора Николая II и Императрицу Александру Фёдоровну как людей истинно православных, достойных той миссии, которая выпала на их долю.

Её пострижение в монахини – шаг совершенно закономерный для преданной и близкой по духу подруги Императрицы Александры Фёдоровны.

Как можно было жить дальше в этом мире, в котором жертвенность и любовь ничего не стоят, а преданность и порядочность – только предмет насмешек и издевательств?

Возможно ли было и далее существовать как ни в чём не бывало, когда в подвале ипатьевского дома зверски расстреляны невинные дети, горячо любимый Государь-Император и самая близкая, самая родная душа на свете – Императрица Александра Феодоровна?

Жизнь Анны Вырубовой была поистине жизнью мученицы, и нужно знать хотя бы одну страницу этой жизни, чтобы понять психологию её глубокой веры в Бога и то, почему только в общении с Богом А. А. Вырубова находила смысл и содержание своей глубоко несчастной жизни.

Анна Вырубова и царица Александра Фёдоровна Романова в Ялте, 1903 год

И когда я слышу осуждения А. А. Вырубовой со стороны тех, кто, не зная её, повторяет гнусную клевету, созданную даже не личными её врагами, а врагами России и христианства, то я удивляюсь не столько человеческой злобе, сколько человеческому недомыслию…

Анна Вырубова выделялась на общем фоне самодовольной, чопорной, ни во что не верующей знати. Бесконечно добрая, детски доверчивая, чистая, не знающая ни хитрости, ни лукавства, поражающая своей чрезвычайной искренностью, кротостью и смирением, нигде и ни в чём не подозревающая умысла, считающая себя обязанной идти навстречу каждой просьбе, А. А. Вырубова, подобно Императрице, делила своё время между Церковью и подвигами любви к ближнему, далёкая от мысли, что может сделаться жертвой обмана и злобы дурных людей.

Нравственный облик А. А. Вырубовой непредвзято характеризует следователь Николай Руднев, возглавлявший один из отделов чрезвычайной комиссии, учреждённой Керенским. Отдел этот назывался… «Обследование деятельности тёмных сил».

Так вот, Руднев пишет:

«Много наслышавшись об исключительном влиянии Вырубовой при Дворе и об отношениях её с Распутиным, сведения о которых помещались в нашей прессе и циркулировали в обществе, я шёл на допрос к Вырубовой в Петропавловскую крепость, откровенно говоря, настроенный к ней враждебно.

Это недружелюбное чувство не оставляло меня и в канцелярии Петропавловской крепости, вплоть до появления Вырубовой под конвоем двух солдат.

Когда же вошла г-жа Вырубова, меня сразу поразило особое выражение её глаз: выражение это было полно неземной кротости. Это первое благоприятное впечатление в дальнейших беседах моих с ней вполне подтвердилось.

Мои предположения о нравственных качествах г-жи Вырубовой, вынесенные из продолжительных бесед с ней в Петропавловской крепости, в арестантском помещении и, наконец, в Зимнем дворце, куда она являлась по моим вызовам, вполне подтверждались проявлением ею чисто христианского всепрощения в отношении тех, от кого ей много пришлось пережить в стенах Петропавловской крепости.

И здесь необходимо отметить, что об этих издевательствах над г-жой Вырубовой со стороны крепостной стражи я узнал не от неё, а от г-жи Танеевой. Только лишь после этого г-жа Вырубова подтвердила всё, сказанное матерью, с удивительным спокойствием и незлобивостью заявив: «Они не виноваты, не ведают бо, что творят».

По правде сказать, эти печальные эпизоды издевательства тюремной стражи над личностью Вырубовой, выражавшиеся в форме плевания в лицо, снимания с неё одежды и белья, сопровождаемое битьём по лицу и по другим частям тела больной, едва передвигавшейся на костылях женщины, и угрозы лишить жизни «наложницу Государя и Григория» побудили следственную комиссию перевести г-жу Вырубову в арестное помещение при бывшем Губернском жандармском управлении.

…Все её объяснения на допросах в дальнейшем, при проверке, на основании подлежащих документов, всегда находили себе полное подтверждение и дышали правдой и искренностью…

Г-жа Вырубова всегда просила за всех, поэтому к её просьбам при Дворе и было соответствующее осторожное отношение, как бы учитывались её простодушие и простота» (Ричард Боттс. «Пшеница и плевелы». Издательство Российского отделения Валаамского общества Америки. М. 1997г. стр. 237, 241-242.)

Завершая разговор о судьбе Анны Вырубовой можно отметить, что апофеозом дьявольской работы по искажению и дискредитации её личности, а через неё – и всей Царской семьи, является пресловутый «Дневник Анны Вырубовой», опубликованный в сборнике издательства «ORBITA» в 1993 году.

Авторами этой гнусной фальшивки явились известный советский писатель А.Н. Толстой и историк П. Е. Щёголев (бывший член Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства), совместно написавшие в тот же период пьесу «Заговор императрицы» – с очень сходным сюжетом и лейтмотивами.

Взяться за написание подобной стряпни могли только те, кто потерял совесть и чувство собственного достоинства, люди опустившиеся и распоясавшиеся от ощущения своей безнаказанности.

Темой последних лет жизни Анны Вырубовой в эмиграции в Финляндии занимался иеромонах Ново-Валаамского монастыря (ныне епископ) Арсений.

Приведём лишь краткое мнение автора об Анне Александровне Вырубовой, составленное им после изучения многочисленных архивных данных.

«Образцом самой строгой жизни была, например, одна из ближайших почитательниц Григория Распутина, подруга царицы Анна Вырубова. Свою жизнь она в самом деле посвятила служению царской семье и Распутину.

Личной жизни у неё не было.

Здоровая, красивая женщина полностью подчинялась самым строгим монастырским требованиям. По сути дела, она превратила свою жизнь в монастырское служение, а в это время клеветники в левой печати публиковали самые гнусные подробности о её якобы развратной интимной жизни.

Как же велико было разочарование этих пошляков, когда медицинская комиссия Временного правительства установила, что Вырубова никогда не была в интимных отношениях ни с одним мужчиной! А ведь ей приписывали десятки любовных связей – в том числе и с царём. И с Распутиным.

После счастливого бегства из России, где ей угрожала неминуемая смерть, Вырубова постриглась в монахини, соблюдая самый строгий устав и ведя одинокую жизнь.

Монахиней она умерла в Финляндии в 1964 году».

В заключение хочется привести мнение некоторых прихожан Покровского прихода г. Хельсинки: «Что бы там ни говорили об Анне Вырубовой, вы приходите на православное Ильинское кладбище – к её могилке, постойте там и помолитесь. Почувствуйте, как легко молиться здесь, как тихо и умиротворённо становится на душе».

Николай Рисак