Адаптация первоклассников к школе

Вот и наступило 1 сентября. И первоклашки парами отправились в школы – грызть гранит науки. Но прежде чем маленькие школьники смогут полноценно учиться, им предстоит пережить определённые трудности адаптации…

Адаптация – это перестройка организма на работу в изменившихся условиях.

Ребёнку требуется адаптироваться к школе и психологически, и физиологически.

Первые 2-3 недели называют «физиологической бурей» или «острой адаптацией».

Это самое тяжёлое время для ребёнка. В этот период на все новые воздействия организм ребёнка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем.

Некоторые дети к концу первой четверти худеют, по некоторым исследованиям – около 60% детей!

У многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых – значительное его повышение (признак настоящего переутомления).

У многих первоклассников появляются головные боли, усталость, плохой сон, снижение аппетита и другие недомогания.

Адаптация в целом длится от двух до шести месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника.

РЕЖИМ!

При правильно организованном родителями режиме дня, адаптация к школе у ребёнка может проходить достаточно мягко.

Ребёнок должен спать не мене 10 часов. При этом уложить ребёнка спать следует не позже 9 часов вечера.

Продлёнка для первоклассников – мера настолько вынужденная, что даже говорить о ней тяжело. Хотя бы первые несколько месяцев учёбы её нужно категорически избегать – во избежание переутомления маленького ученика со всеми вытекающими из этого последствиями.

После школы первокласснику желательно спать днём, так как с непривычки детский организм будет сильно уставать.

Первоклассник должен проводить около 3 часов на свежем воздухе: дневное гуляние и вечерняя прогулка.

Домашние задания лучше  выполнять между 16 и 18 часами – когда наступает второй пик мозговой активности. Не позже, но и не сразу после школы.

Родители должны рассчитать время до школы, неспешно разбудить маленького школьника – чтобы он успел прийти в бодрое состояние, а также позавтракать и без спешки добраться до школы.

ФИЗКУЛЬТ-УРА! 

С приходом в школу у детей в 2 раза сокращается двигательная активность. А что такое двигательная активность для ребёнка? Это его нормальный рост, развитие, жизнь, в конце концов.

Поэтому в режим дня обязательно нужно включить и утреннюю зарядку, и прогулки (перед выполнением домашнего задания и перед сном общей продолжительностью около 3 часов).
Двух уроков физкультуры в неделю не просто мало, а катастрофически мало, поэтому проблемы с двигательной активностью они не решают.

Даже три урока физкультуры, как считают специалисты, компенсируют лишь около 10% необходимой двигательной активности детей.

Ребячьему организму, который растёт активно только в движении, необходимо не менее восьми часов занятий физкультурой в неделю – по полтора-два часа в день! Иначе дети не смогут восстановить свои силы.

Выход одни – привить детям культуру активного отдыха: пусть он проводит свободное время не у телевизора, а в движении.

Запишите его в бассейн, на танцы, в какую-нибудь секцию, приучите к совместным утренним пробежкам, к прогулкам перед сном – всё это пойдёт ему на пользу!

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ

Идя «первый раз в первый класс», ребёнок, чаще всего, волнуется, хотя может и не показывать виду.

Последние дни перед 1 сентября и начало учёбы – трудное время для ребёнка.

Да, он хочет в школу или, по крайней мере, не возражает против школы. Но вдруг, ни с того ни с сего, начинаются капризы, даже истерики.

Это кажется нам совершенно непонятным – ведь никто не обижает, общий фон положительный, трудностей пока никаких, а у первоклассника, тем не менее, откуда-то возникают резкие перепады настроения.

Но бывает и иначе: первоклассник утром вскочит, постель заправит, умоется и в школу за полчаса до уроков бежит. И так проводит весь день – будто на накрученных пружинах.

Родителям нужно обратить внимание на подобное поведение первоклашки, потому что это признак того, что ребёнок испытывает сильный стресс.

Что же делать родителям? 

Не дать стрессу стать дистрессом – отрицательным стрессом.
Стресс – любое сильное воздействие, которое, однако, не переходит границ адаптивных возможностей нервной системы.

На стресс ребёнок выдаёт некую реакцию. И от того, что скажем и что сделаем в ответ мы, родители, зависит, будет ли успокаиваться душа маленького человека, будет ли она потихоньку возвращаться на круги своя – или этот стресс забьётся в угол, как зверёк, останется в его душе на долгие годы учёбы.

КАК ЖИТЬ БЕЗ НЕРВОТРЁПКИ

  1. Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ваш голос.
  2. Не торопитесь. Умение рассчитать время – ваша задача.
  3. Не прощайтесь, предупреждая ребёнка словами: «Смотри, не балуйся!», «Чтобы сегодня не было плохих отметок!». Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов.
  4. Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?». Встречая ребёнка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как вы сами чувствуете себя после рабочего дня.
  5. Если вы видите, что ребёнок огорчен, молчит – не лезьте ему в душу. Пусть успокоится и тогда он вам всё расскажет сам.
  6. Выслушав замечания учителя, не торопитесь немедленно «реагировать». Постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем проходил без ребёнка.
  7. После школы не торопитесь садиться за уроки. Ребёнку необходим отдых. Занятия вечерами бесполезны.
  8. Не заставляйте делать все упражнения сразу: 20 минут занятий – 10 минут перерыв.
  9. Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте ребёнку поработать самому. Если нужна ваша помощь – наберитесь терпения: только спокойный тон и доброжелательная поддержка!
  10. В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то…».
  11. Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда будете принадлежать только ребёнку.
  12. Выбирайте единую тактику общения с ребёнком всех взрослых в семье. Все разногласия по поводу тактики решайте без него.
  13. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления.
  14. Учтите, что даже «большие дети» очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Всё это успокоит ребёнка и поможет снять напряжение, накопившееся за день.

Мария Дёмина